Ирина Плохина
Игровая деятельность на занятии по дополнительному образованию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Плохина Ирина Олеговна, воспитатель
ГБДОУ детский сад «РАДУГА» Центрального района
Санкт-Петербурга
«Игровая деятельность на занятии по дополнительному образованию дошкольников»
Перед педагогами стоит важная задача — совершенствовать процесс обучения таким образом, чтобы на занятиях каждый дошкольник работал головой и руками активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития глубокого познавательного интереса. Игровая деятельность, применяемая на занятиях дополнительного образования, в большей мере способствуют такому развитию. Но не игра ради игры, где ребенок пассивен, где он является не субъектом игрового действия, а объектом развлечения, а игра ради ученья. Педагоги должны понимать, что в игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы. Вследствие этого сегодня как никогда актуальна игровая деятельность в учебном процессе.
Публикация «Игровая деятельность на занятии по дополнительному образованию дошкольников» размещена в разделах
«Понятие «игровая деятельность» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью». Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. «В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна». Существуют десятки определений, отражающих сложность однозначного объяснения понятия «игра». Например:
1. Игра является видом человеческой деятельности, способной воссоздать другие виды человеческой деятельности.
2. Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
3. Игра — это самостоятельная социальная структура, подразумевающая состязание между двумя или более противоборствующими сторонами, а также ограниченная процедурами и правилами с целью достижения победы одной из сторон.
4. Игра, как таковая, — это не игровое оборудование, а формально организованная система соперничества ее участников.
5. «С образовательной точки зрения — это способ группового диалогичного исследования возможной действительности в контексте личностных интересов.
Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд детей для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. «Для дитяти игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, что его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими созданиями».
По мнению педагогов и психологов, особая ценность игр для современного образования заключается «в новых логических конструкциях и их сочетаниях при исследовании мира возможностей, открытие и освоение которых приносит так много удовольствия и так важно для постижения вероятностных процессов в природе и обществе. Специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры называются дидактическими. Разработчики дидактических игр для детей делают акцент на том, что игры развивают сообразительность, логику, пространственное воображение, математические, конструкторские и прочие способности, столь необходимые для творчества. Поэтому некоторое изменение предметного содержания образования, использование передовых приемов организации образовательного процесса, в том числе игровая деятельность, ориентированных на усвоение знаний в ходе учебного взаимодействия, несомненно, повышает положительную мотивацию учения у дошкольников. Вследствие этого перед педагогом стоит проблема разработки содержания игр и определения их места в системе других видов деятельности детей на занятиях, а также разработки методики проведения дидактических игр с учётом цели занятия и уровня подготовки обучающихся. Выделим следующие виды дидактических игр: игры-упражнения, игры-путешествия, сюжетные (ролевые) игры, игры-соревнования, применяемые на занятиях по дополнительному образованию дошкольников.
Теперь более подробно рассмотрим представленные выше виды дидактических игр:
1. Игры-упражнения. Они способствуют познавательным способностям воспитанников, закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины, чайнворды, сканворды. Такие игры помогают детям закрепить изученный учебный материал, а педагогу выявить уровень остаточных знаний детей по определенной теме программы.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Виртуальное путешествие по залам Русского музея, путешествие в центры народных промыслов России и т. п.).
3. Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в задуманных условиях, обучающиеся играют определенные роли. Такие игры носят и профориентационный характер. Дети могут перевоплощаться в продавца и покупателя, темы «Поездка в транспорте» — в кондуктора и пассажира, темы «В больнице» — доктора и пациента, темы «В музее» — экскурсовода и посетителя, в «Театре» — актера и зрителя, билетера и зрителя и т. п.
4. Игры-соревнования. Дети соревнуется, разделившись на команды. Эта игра очень интересная, веселая, познавательная, состоящая из различных игровых ситуаций. При этом сразу в ходе игры проявляются знания детей.
Игровая деятельность на занятиях дополнительного образования является активным методом обучения потому, что позволяют «погрузить дошкольников в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми».
Таким образом использование игровой деятельности на занятиях в дополнительном образовании помогает активизировать деятельность воспитанников, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения для них занимательным. Игровая деятельность дает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение и самореализацию.
Литература:
1. Павлова М. И. Игровые технологии в дополнительном образовании детей // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 543-546. — URL
2. Щуркова Н. Е. Игровые методики. М. : Педагогическое общество России. 2014 г