Лена Черемных
Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебный пластилин»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 г. в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом возрастных, физиологических, психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и особенностей коррекционной работы с ними. Программа «Волшебный пластилин» по дополнительному образованию разработана на основе авторской программы Неменского, Б. М. Изобразительное искусство : 1–4 классы.
Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию „Волшебный пластилин“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Художественное творчество имеет огромное значение для развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из доступных видов художественного творчества является лепка из различных материалов. Лепка– одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Техника лепки из различного материала доступна детям разного возраста во всем своем богатстве и разнообразии способов.
Песочная живопись, как и любое другое занятие ИЗО-творчеством, (в том числе, как и общение с натуральным материалом) - развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев, пространственное восприятие, мышление и внимание, воображение и фантазию - все это вкупе способствует гармоничному развитию личности ребенка. К этому списку можно добавить, что при рисовании песком развивается умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательная активность.
Это новый (ему не более 30 лет, но очень актуальный в наше время способ снимать психологическое напряжение, избегать депрессивных состояний, страхов и фобий, успокаиваться, гармонизировать внутренний мир, поднимать себе настроение.
Это занятие особенно рекомендуется специалистами для гиперактивных и сверхвозбудимых детей, ведь оно помогает лучше понять свои чувства и чувства других людей, получить необходимые навыки социального общения, выработать позитивное отношение к себе и окружающим.
Сроки реализации:
Данная программа рассчитана на 88 ч.
Продолжительность занятия зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка и составляет 25-40 минут.
Целевая группа – дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 5 до 14 лет.
Ожидаемые результаты:
В результате занятий дети с ограниченными возможностями здоровья научатся:
-правилам поведения и технике безопасности на занятии;
-использовать инструменты и приспособления;
-приемам лепки (скатывание шариков, раскатывание колбасок, капелек, овалов);
-различным способам лепки;
-лепке различных видов изделий (фигурок животных и людей, детской посуды; панно; декоративных изделий);
-декорированию изделий (украшение налепами, украшение при помощи инструментов: стеков, штампиков, трубочек);
-получат навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
-творчески подходить к выполнению работ.
Результатом коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья будут следующие достижения:
- уменьшение влияния моторной недостаточности,
-улучшение мышечного тонуса,
-снижение общего напряжения мышц,
- улучшение синхронизации работы обеих рук,
-повышение сенсорной чувствительности;
-улучшение психического здоровья детей,
-положительная динамика в развитии мелкой моторики и, как следствие, развитие речи.
В конечном счете, занятия лепкой совместно с методами песочной терапии, в комплексе воздействуют на развитие ребёнка. Они повышают сенсорную чувствительность, т. е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; позитивно влияют на психическое здоровье детей, формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Актуальность
Содержание программы направлено на коррекцию нарушений отдельных функций жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и опирается на потенциальные возможности конкретного ребенка.
Программа реализуется в Государственном бюджетном учреждении Калужской области «Кировский центр социальной помощи семье и детям «Паруса надежды», отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Новизна программы
Программа направлена на коррекцию нарушений и опирается на принципы доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности.
Особенности программы :
- дифференцированный подход в работе с каждым ребенком, имеющим различный уровень базовых знаний и умений;
- творческий подход к выбору заданий, при изучении новой темы, интересной для детей;
- программа нацеливает детей не только на освоение теоретических и практических умений и знаний, но и на готовность и способность к саморазвитию, познанию, социальной компетентности, развитию личностных качеств.
Цель программы Создание коррекционно-воспитывающей среды для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством лепки как одного из доступного вида художественного творчества.
Задачи:
Образовательные :
-формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
-расширять возможности для самореализации личности;
-способствовать формированию определенного уровня знаний и умений в соответствии с его физиологическими и психологическими особенностями.
Воспитательные:
-воспитывать уважение к труду;
-воспитывать любовь к народным традициям;
-воспитывать нравственные качества (взаимопомощь, добросовестность, честность);
-формировать чувство самоконтроля.
Познавательные:
-развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству;
-дать практические навыки работы с различными материалами для лепки.
Развивающие:
-развивать творческие способности;
-развивать индивидуальные способности;
-содействовать развитию памяти, внимания, творческого воображения, речи;
-развивать мелкую моторику рук;
-способствовать развитию практических навыков (рисунок, лепка);
-уметь подбирать гармоничные цвета и оттенки, навыки работы с любым материалом, используемым для лепки.
Мотивационные:
-создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества;
-развивать активную деятельность.
Эстетические:
-развивать эстетический и художественный вкус;
-воспитывать аккуратность, культуру поведения;
-формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества (выставки).
Социально-педагогические:
-выявить ряд педагогических условий, при которых возможно развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и формирование их внимательного и ответственного отношения к выполнению своих работ.
Направления работы над развитием тонкой моторики:
1. Формирование готовности к развитию навыков мелкой моторики: нормализация тонуса рук, развитие чувства равновесия, координации, согласованных движений рук, имитация (можно достичь, обучая пальчиковым играм).
2. Формирование стабильности, а затем и вращательных движений запястья (формируются параллельно с усложнением захвата).
3. Формирование захвата, то есть умения дотягиваться до предмета, брать и удерживать его, а также умения им манипулировать, брать, класть в определенное место.
Формы и методы
-рассказ, беседа, игра;
-наблюдение, оценивание процесса выполнения;
-индивидуальная творческая деятельность под руководством педагога
-представление творческих достижений на выставках.
СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ
Особенности развития детей с двигательными нарушениями требуют тщательного и продуманного подхода к выбору методов, приемов и форм работы на занятиях изобразительным искусством. В зависимости от степени сохранности зрения, слуха, двигательной сферы ребенка, его интеллектуальных и речевых возможностей, следует подбирать разнообразные (величина, форма, объемность, цвет, контрастность, максимально удобные для использования материалы, продумывать способы предъявления материала (показ, использование табличек с текстом заданий или названиями предметов, словесное устное объяснение); подбирать соответствующие формы инструкций.
Во время работы необходимо соблюдать ряд условий, направленных на уменьшение влияния моторной недостаточности:
-посадить ребенка в удобную позу, способствующую нормализации мышечного тонуса, снижению напряжения;
-определить ведущую руку у ребенка;
-для снижения гиперкинезов необходимо воспользоваться такими приемами, как крепкое сжатие кисти руки ребенка (в отдельных случаях требуется на руку ребенка надеть браслеты-утяжелители);
-на всех этапах работы широко использовать активно-пассивный метод (взрослый своей рукой помогает действию руки ребенка).
Несколько важных правил совместного с ребенком рисования песком:
1) Ребенку нужно лишь предлагать варианты игр и заданий, а не заставлять его следовать строгой программе.
2) Структура занятия должна быть адаптирована под интересы самого ребенка.
3) Создание пространство для самовыражения ребенка, а не устанавливать жесткие рамки и правила.
4) Необходимо ценить инициативу и мнение ребенка, но не молчаливое согласие с педагогом.
5) Стимулирование развития творческих ситуаций вопросами, но не готовыми ответами.
6) Поддержка ребенка в поиске своих собственных нестандартных решений на поставленные задачи.
7) Ценить природную мудрость ребенка и его уникальность, но не учить его «быть таким как все».
Продолжительность занятия зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка, составляет 25-40 минут и строится таким образом :
1. Организационный момент.
2. Нормализация тонуса кистей рук, массаж пальцев, пальчиковая гимнастика.
3. Сообщение темы, вступительная беседа, рассказ, объяснение
4. Демонстрация объекта, объяснение последовательности работы.
5. Практическая деятельность.
6. Песочная терапия - рисование песком на столе - планшете с подсветкой.
Способы отслеживания результатов
Формой подведения итогов и результатов реализации программы выступает проведение выставок творческих работ детей.
Тематический план занятий.
№ ТЕМА ЗАНЯТИЯ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
Раздел 1. Лепка. «Фрукты и овощи».
1. Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности. Знакомство с пластилином. 1
2 «Яблоко» 2
3. «Вишенки» 2
4. «Морковка» 2
5. «Бананы» 2
6 Подготовка изделий к выставке. Оформление выставки. 1
Итого 10
Раздел 2 Лепка. «Копилка идей»
1 «Пирамидка». 2
2 «Кораблик и пароход» 2
3 «Робот». 2
4 «Снеговик». 2
5 «Грибок» 2
6 Подготовка изделий к выставке. Оформление выставки. 1
Итого 11
Раздел 3. Лепка «Насекомые»
1. «Веселая гусеница». 2
2 «Улитка» 2
3 «Божья коровка». 2
4 «Паук» 2
5 «Бабочка» 2
6 «Стрекоза» 2
7 «Пчелка» 2
8 Подготовка изделий к выставке. Оформление выставки. 1
Итого 15
Раздел 4. Лепка «Животные, птицы, рыбы»
1 «Змея». 2
2 «Черепашка» 2
3 «Ёжик» 2
4 «Рыбка» 2
5 «Пингвины на льдине» 2
6 «Котенок» 2
7 «Попугай». 3
8 «Цыпленок» 3
9 «Крокодил» 3
10 «Царевна - Лягушка» 3
11 «Мышка» 3
12 «Лошадка» 3
13 «Слон» 3
14 Подготовка изделий к выставке. Оформление выставки. 1
Итого 34
Раздел 4. Пластилинография.
1 Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности. Знакомство с техникой пластилинографии. 1
2 «Грибок» 3
3 «Машина» 3
4 «Тюльпаны» 3
5 «Панно «Морское дно». 4
6 «Бабочки». 3
7 Подготовка изделий к выставке. Оформление выставки. 1
Итого 18
Итого 88
ЛИТЕРАТУРА:
1. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1-4 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др. ]. - М. :Просвещение, 2011
2. Конышева Н. М. «Лепка в начальных классах», Москва, «Просвещение», 1985 г.
3. Проснякова Т. Н. «Уроки мастерства», «Федоров», 2010 г.
4. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Москва, «Просвещение», 2010 г.
5. Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», Москва, «Владос», 2008г.
6. Анна Зайцева, Анастасия Дубасова «Чудесный пластилин : лепим вместе с детьми». Москва, «Эксмо»,2013г.
7.«От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2011.
8. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада» М. : Мозаика-СИНТЕЗ,2008 (методическое пособие).
9. Д. Н. Колдина «Лепка и рисование с детьми. Конспекты занятий» М. : Мозаика – Синтез, 2007 (методическое пособие).
10. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество. Методическое пособие для работы с детьми 2-7 лет» М. : Мозаика – Синтез, 2006 (методическое пособие).
11. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/Под ред. Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой. - М. :Мозаика – Синтез, 2011.-96с
12. Программа внеурочной деятельности «Тестопластика» (Артемьева Т. А. 2013г.);
13. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умелые ручки» (Щепотина О. Н. 2013г.); 14. Рабочая программа по изобразительному искусству (Семенова Т. В. 2010г.).
15. Экспериментальная дополнительная общеобразовательная программа «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» Ямова Е. М. 2011г