Кирдянкина Елена Федоровна
Программа по дополнительному образованию «Веселый язычок»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация программы
У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается замедленное развитие двигательной сферы. Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела. Развитие общей и тонкой моторики является основой формирования графических навыков. Совершенствовать координацию движений помогают специальные игры и упражнения. Данная программа направлена на то, чтобы помочь ребёнку преодолеть трудности в обучении и совершенствованию речевых навыков.
Публикация «Программа по дополнительному образованию „Веселый язычок“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Актуальность программы
Основной целью данной программы является развитие и совершенствование моторики и органов артикуляции, которая положительно влияет на улучшение познавательных способностей и развитие речи обучающихся.
Правовые основы программы
Конвенция о правах ребёнка; закон РФ «Об образовании»; инструкции по техники безопасности;
«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей»Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
Основные исполнители: Учитель-логопед Кирдянкина Е. Ф., логопаты 7- 12 лет.
Срок реализации
С 1 октября 2018 года по 30 мая 2019 года.
Задачи
1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.
2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата
3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков).
4. Развивать движения кистей и пальцев рук.
5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;
6. Развивать фонематические представления и навыки.
Информационная карта:
Тип. Образовательная
Уровень, коррекционно - развивающий
Форма проведения занятий: групповая
Направленность, эстетическая, коррекционно - развивающая Контингент: дети младшего и среднего школьного возраста
Срок реализации: 8 месяцев
Пояснительная записка
В возрасте 7-11 лет дети особенно чутки к звуковой оболочке языка. Овладеть звуковой стороной языка означает научиться воспринимать звуки и правильно произносить их. Но детям не всегда это удается. Так, трудные для произношения звуки заменяются более доступными и легкими. [р] на [л], [ш] на [с], [ж] на [з] отмечаются и другие замены. Твердые согласные звуки нередко заменяются мягкими («зяйка» вместо «зайка»). В результате дети затрудняются в произнесении многосложных слов, заменяют или пропускают отдельные звуки, переставляют слоги, укорачивают слова. Например. «лисапет» — велосипед, «пигин» — пингвин, «тевелизол» — телевизор, «мисанел» — милиционер, «кафета» — конфета.
Голосовой аппарат ребенка еще не окреп, поэтому многие говорят негромко, хотя пользуются различными интонациями. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.
Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что в логопедические группы зачисляются дети разной возрастной категории, возникает необходимость оказывать помощь детям в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чётко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.
Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику.
Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.) .
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.
Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия К ним относятся:
1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим. речевое развитие ребенка,
способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
2Формирование правильного речевого дыхания;
Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
3Развитие фонематического слуха.
Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал - что-то точно, а что- то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.
Задачи:
1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.
2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата
3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков) .
4. Развивать движения кистей и пальцев рук.
5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;
6. Развивать фонематические представления и навыки.
Содержание рабочей программы
Программа предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми. Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественной творчество.
1. Коммуникация - обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог.
2. Познание - беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.
3. Художественная литература - используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки)
4. Музыка - используются музыкальные произведения, песни для упражнений, игр.
5. Социализация - приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми
6. Здоровье - укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самосассаж для укрепления физического здоровья детей
7. Художественное творчество - развитие продуктивной деятельности детей (лепка, рисование, конструирование,
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи школьников.
Форма итогового контроля:
Контроль над звукопроизношением осуществляется на речевом материале каждого этапа логопедического занятия.
Формы и режим занятий
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста и включает в себя 58 занятий. Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительностью 50 минут, с группой детей - 10 человек.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
1. Разучивание нового артикуляционного упражнения
2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками и т. д, песочная терапия и др.)
3. Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.
4. Физминутка
5. Дидактические игры на развитие фонематических представлений.
Ожидаемые результаты: В конце цикла занятий у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба) и мелкой моторики рук, усовершенствоваться слуховое внимание, восприятие, логическое мышление, пополниться словарный запас, улучшиться разговорная речь.
Форма итогового контроля:
Контроль над звукопроизношением осуществляется на речевом материале каждого этапа логопедического занятия.
Личностные результаты освоения программы :
Личностные результаты включают овладение логопатами социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, оценку продвижения ребенка в речевом развитии, овладении коммуникативными навыками, которые, в конечном итоге, составляют основу адаптации обучающихся в социуме.
Календарно тематический план
Месяц Дата Мероприятия Цель
Октябрь 1.10
3.10 «Уроки маленькой Феи»
1. Артик. упражн. «Лягушка»; «Окошко»
2. Использование Су-Джок терапии
3. Упражнение «Кто дальше загонит мяч?»
4. Игры: «Тишина», «Чей звук», «Музыканты» Цель: познакомить с органами артикуляции.
Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.
Цель использования Су-Джок терапии: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.
Цель упражнения: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание.
8.1
10.10 1. Артик. упражн. «Лягушка», «Слоник»
2. Использование Су-Джок терапии Массаж Су-Джок шара
3. Игра "Я мячом круги катаю"
4. Игра «Угадай на чём играют», «Музыканты» Цель:выработать подвижность и активность губ.
2. Этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель использования Су-Джок терапии: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание.
15.10
17.10 1. «Уроки маленькой Феи» 2 занятие
2. Использование Су-Джок терапии Пальчиковая игра «Черепаха»
3. «Бабочка-лети»
4. «На улице» Цель: выработать подвижность и активность губ, уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.
Закрепление знаний в упражнениях, играх.
Цель использования Су-Джок терапии: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики
22.10
24.10 1. «Уроки маленькой Феи» 2 занятие
2. Использование Су-Джок терапии Пальчиковая игра «Черепаха»
3. «Бабочки»
4. «Мишки пляшут» Цель: выработать подвижность и активность губ, уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.
Цель использования Су-Джок терапии: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики
Ноябрь 7.11
1. «Месим тесто"
«Уроки маленькой Феи» 3 занятие
2. Использование Су-Джок терапии Пальчиковая игра «Ёжик»
3. «Бабочка-лети»
4. Игра «Узнай по звуку»
5. «На улице» Цель:Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным. Цель использования Су-Джок терапии: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание.
Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики
12.11
14.11 1. «Вкусное варенье», «Уроки маленькой Феи» 3 занятие
2. Пальчиковая игра «Ёжик»
3. «Одуванчики»
4. Игра «Шумовые баночки»
5. «Мишки пляшут» Цель: продолжать формировать верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз.
Цель использования Су-Джок терапии: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание.
Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики
19.11
21.11 1. «Лопаточка»
«Уроки маленькой Феи» 4 занятие
2. Игры "Пальчиковые шаги"
3. «Бабочки»
4. Игра «Где хлопнули?»
5. «Коляска» Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение.
Задачи: подготавливать руку ребенка к письму; развить его память, внимание, зрительнопространственное восприятие, воображение, наблюдательность; способствовать развитию речи. Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание.
Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики
26.11
28.11 1. «Мост»«Уроки маленькой Феи» 4 занятие
2. Использование Су-Джок терапии
Логосказка "Ёжик"
3. «Чей кубик подымиться выше?»
4. Игра «Где позвонили?»
5. «Качели» Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.
Цель: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.
Цель: развивать диафрагмальное дыхание.
Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание.
Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики
3.12
5.12 1. «Месим тесто», «Иголочка»«Уроки маленькой Феи» 5 занятие
2. Использование Су-Джок терапии Пальчиковая игра «Игрушки»
3. «Фокус»
4. Игра «Кто быстрее?»
5. «Коляска» Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным. Цель: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.
Цель: сформировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р].
Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги (3 x 1 см) и сдуть ее. Выполнить 2 - 3 раза. Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.
Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание.
Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики
Декабрь 10.12
12.12 1. «Вкусное варенье» «Уроки маленькой Феи» 5 занятие
2. Использование Су-Джок терапии
3. «Капитаны»
4. Игра «Полянка»
5. «Качели» Цель: продолжать формировать верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз.
Цель: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.
Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание.
Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики
17.12
19.12 1. «Лопата копает» «Уроки маленькой Феи» 6 занятие
2. Сухой бассейн «Следопыт»
3. «Паровозик свистит»
4. Игра «Высоко-низко»
5. «Школа» Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка».
Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторки Цель: выработка плавной, непрерывной струи
Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Должен получиться свист. Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание.
Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики
24.12
1.«Уроки маленькой Феи» 6 Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную
26.12 занятие воздушную струю по средней линии языка.
2. Массаж пальцев кистей рук Цель: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на
эластичным кольцом. кистях рук.
Пальчиковая игра " Раз-два-три- Задачи:
четыре-пять" -Нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга;
3. «Охотник идёт по болотам» - Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;
4. Игра «Тихо-громко» - Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.
5.»Дождик» Цель: распределение воздушной струи по бокам Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание. Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики