Лариса Третьяк
Игра как показатель развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: воспитатель Третьяк Л. Г.
Игра - это способ познания окружающего мира. Она увлекает детей и делает их жизнь разнообразнее, богаче. В игре формируются все стороны личности ребенка. Особенно важны игры, которые создаются самими детьми. Дети воспроизводят все то, что видят вокруг, в жизнедеятельности взрослых. В игре ребенок приобретает знания, умения, навыки. Играя, он познает мир, учится общаться и совершенствует физические и интеллектуальные навыки.
Публикация «Игра как показатель развития ребёнка» размещена в разделах
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение для маленького ребенка, ведь для него все полно новизны, в игре он делает открытие того, что давно известно взрослым.
В игре осваивается действительность. Для правильной организации предметно-развивающей среды в группе необходимо использовать только игрушки и оборудование соответствующее возрастным особенностям детей, каждая игрушка является «жителем» группы, иметь место жительства.
Так как игра - средство обучения, детям нужна поддержка в развитии игрового замысла, распределения ролей, и чтобы игра действительно увлекала детей, лично затронула каждого из них, воспитателю необходимо быть непосредственным ее участником.
Своими действиями, эмоциональным общением с детьми воспитатель вовлекает малышей в совместную деятельность, делает ее важнейшей, значимой для них. Для ребенка игра это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни и добиться разных высот.
Игры - драматизации помогают преодолеть неуверенность, застенчивость и приобрести смелость, уверенность.
Игры соревнования - это испытание для импульсивного ребенка, здесь ребенок должен действовать четко по правилам. Игры с правилами – хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей.
Коллективные дидактические игры – помогают развивать у играющих навыки сотрудничества, взаимодействия на основе общих замыслов и познавательных интересов. Участвуя в играх - упрямые, эгоистичные дети постепенно осознают, что успешно решить игровую задачу, получить удовлетворение от игры можно только в бесконфликтном взаимодействии с партнером.
Режиссерские игры – выполняют психотерапевтическую функцию, где ребенок может выплеснуть свою агрессивность «спрятавшись» за куклу - персонаж.
В игре малыш совершает первые открытия, переживает минуты радости – все это способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей, благодаря чему формируется инициативная, пытливая личность. Игра у младших дошкольников в основном возникает в результате попавшего в руки предмета, так как каждый новый предмет – это новая игра. Игровые действия детей младшего возраста еще крайне отрывочны, они не связаны в единое целое. Взрослый помогает приблизиться к первым сюжетно – ролевым играм. Самое главное, не осложнить игру длинными ролями, постараться оживить для ребенка отдельные предметы, вместе придумать, во что с ним можно поиграть и обязательно участвовать в игре. Педагог должен научить ребенка использовать предметы заместители для того, чтобы он мог перейти к предметной игре. Это переход важен для дальнейшего психического развития. Можно предложить малышу покачать куклу, искупать, покормить ее. Обычно предметная игра начинается с того, что взрослый показывает действия в других ситуациях. Игра стимулирует воображение и творчество. Строит ли ребенок замок из песка, или гараж из обувной коробки, все это расширяет границы собственного мира и творческие способности. Игра развивает движение - малыш строит башню из кубиков, складывает картинку, разминает пластилин, рисует - эти занятия развивают мелкую моторику, улучшают согласованность, движение рук. Активные игры, где присутствует бег, ходьба, прыжки, приседания, лазание развивают ловкость, координацию движения, что закладывает фундамент для активного образа жизни.
Для ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Игры - забавы важны для физического развития – проводятся на вечерах досугах, спортивных праздниках. Это веселое зрелище, развлечение для детей, но требует от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.
В своей работе использую с детьми следующие подвижные игры: «Кот и мыши», «Поймай комара», «Мой веселый звонкий мяч». Игры на развитие памяти, внимания «Подбери пару», «Чего не хватает?», «Что за предмет?». Игры на развитие двигательной координации «Большие ноги шли по дороге», «Карусель», игры – забавы, заводные игрушки, хоровод с куклами, мыльные пузыри.
Оказывая детям помощь в организации игр нельзя подавлять их инициативу и навязывать свои идеи, необходимо сочетать контроль с представлением свободы и самостоятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, а позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.