Екатерина Елисеенкова
Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание подрастающего поколения в последние годы выходит на первый план, по причине ухудшения экологической обстановки в целом. Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования экологической культуры. В дошкольном учреждении ребенок проводит большую часть времени, что позволяет пропитывать каждое мгновение его нахождения в детском саду любовью и бережным отношением к природе. На сегодняшний день используются разнообразные формы обучения детей, формирующие экологическое сознание : экскурсии, целевые прогулки, экологические акции, праздники, развлечения, уроки доброты, выставки.
Публикация «Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Интересной и эффективной формой работы я считаю проведение экологических акций - социально значимых мероприятий, проводимых сотрудниками дошкольных учреждений и семьями воспитанников. Акция позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Разнообразные экологические акции проводятся в нашем детском саду круглогодично.
1. «Семечко и зёрнышко про запас!» - сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семена для подкормки птиц;
2. «Добрая зима для птиц» - изготовление кормушек своими руками (для этого привлекаются родители воспитанников, подкормка зимующих птиц.
3. «Ёлочка – зелёная иголочка» (в защиту ёлочки дети изготавливают плакаты, несут домой. По пути могут повесить в общественном месте.
4. «Витамины на подоконнике» - конкурс между групп детского сада по посадке и выращиванию лука, укропа, петрушки, редиса, а также наблюдение за ростом в разных условиях, ведение календаря наблюдения.
5. «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!» - акция приурочена к Международному дню воды (22 марта).
6. «Любимый, чистый город!» - это городская акция, которая проходит традиционно каждую весну.
7. «Украсим планету цветами» - разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками.
8. «Берегите лес и его жителей от пожара!» - призыв, как вести себя в лесу.
Помимо акций, приуроченных к сезонным изменениям и тематическим праздникам, в нашем учреждении в течение всего учебного года проводится внутренний конкурс по сбору вторичного сырья, в котором наша группа «Топтыжки» принимает активное участие. В этом году мы с помощью семей воспитанников были удостоены призовых мест по сбору макулатуры и по сбору пластиковых крышек.
Также мы не упускаем возможности принять участие в городских и всероссийских конкурсах по экологии. В феврале 2019 года воспитанники вместе с воспитателями группы приняли участие во городском конкурсе плакатов по сохранению природы на Земле. Нами была создана совместная работа, которая представлена в данной статье.
В нашем детском саду организованна экологическая тропа - это специальный образовательный маршрут в природных условиях. Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. На этом маршруте можно познакомить детей и взрослых с многообразием растений. Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывается доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость. Экологическая тропа занимает важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта, экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Объектами экологической тропы могут быть различные виды пород деревьев, (аллеи, сад, уголок леса; кустарники; различные по форме и подбору растений цветочные клумбы; альпинарии; небольшие водоемы (искусственные); уголок нетронутой природы; муравейник; грядка с лекарственными растениями; огород, отдельные красивоцветущие растения.
Таким образом в нашем учреждении созданы все условия необходимые для качественного экологического воспитания дошкольников, начиная с первых младших и заканчивая подготовительными группами. А результатом правильного экологического воспитания является эстетическое удовольствие, восхищение детей природой, и готовностью участвовать в создании благоприятных условий для живых существ, которые находятся в ближайшем окружении с человеком!