Светлана Курникова
Обобщение педагогического опыта по теме «Игра как метод экологического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта по теме :«Игра –как метод экологического воспитания дошкольников.»
Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания,культуры природопользования.
Публикация «Обобщение педагогического опыта по теме „Игра как метод экологического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольное детство-начальный этап формирования личности человека,его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе,к «рукотворному миру «,к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы.
Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является игра, так как в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью.
Игра – это прежде всего эмоциональная деятельность : играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа,активен и доброжелателен.
Всё, что нравится детям, всё ,что их впечатлило,преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры.
Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк,ферма,цирк и пр.) ,это означает,что полученные представления оказались яркими,запомнились,вызвали эмоциональный отклик.
«Экологические знания,вызывающие эмоциональную реакцию у детей,войдут в их самостоятельную игру,станут её содержанием,лучше,чем знания,воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.»
С. Н. Николаева
Используя игру как основной метод экологического воспитания дошкольников,я содействовала в более успешном овладении ими знаниями,накоплению у них эмоционально-позитивного опыта общения с природой,воспитанию бережного отношения к ней.
Я считаю,что метод игры является наиболее эффективным в экологическом воспитании дошкольников.
В результате работы над этой темой я ставила следующие задачи:
-Изучение методики С. Н. Николаевой «Игра как метод экологического воспитания»;
-Подбор и систематизация экологических игр ;
-Составление перспективного планирования работы по экологическому воспитанию детей 3-6 лет с использованием игр;
-Создание развивающей среды (приобретение и изготовление необходимых для работы с детьми экологических игр,игрушек,муляжей,фруктов,овощей и наглядного материала,оформление уголка природы);
-Применение разнообразных экологических игр в работе с детьми ;
-Диагностика динамики уровня сформированности экологических ЗУН.
Направления работы в рамках методической темы :
1. Создание развивающей экологической среды.
2. Работа с детьми.
3. Работа с родителями.
Экологические игры, используемые в моей работе :
-Игры с правилами : «Кто потерялся?», «Узнай по вкусу «, «Чудесный мешочек», «Две корзины», «Что будет,если?», «Птицы,рыбы,звери», «Цепочка», «Воздух,земля,вода», «Летает,плавает,бегает», «Угадай правило» и др.
-Сюжетно-ролевые игры : «Больница для животных», «Магазин «Фрукты и овощи», «Лесная аптека» и др.
-Игровые обучающие ситуации – «путешествия «: «Поездка в зоопарк» ,»Прогулка в лес», «Посещение выставки картин о природе», «Поездка в деревню к бабушке» и др.
-Игровые обучающие ситуации с игрушками – аналогами : «Рыбки живые и игрушечные». «Живая кошка игрушечный котёнок», «Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу», «Грибы-красавцы лесные» и др.
-Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами : «Карлсон выращивает овёс на крыше «, «Карлсон выращивает зелёный лук», «Айболит осматривает комнатные растения», «Колобок отправляется в лес», «Чиполлино учит детей выращивать картофель» и т. д.
Для диагностики уровня сформированности зкологических ЗУН я использовала метод индивидуальной беседы,включающий в себя три части (по С. Н. Николаевой) :
-в первой выявлялись представления ребёнка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма,
-во второй акцент делался на изучение представлений о свойствах целостного живого организма : его потребностях в условиях среды,состоянии,
-в третьей –выявлялись представления о приспособлении живых существ к различным средам обитания.
Диагностическую таблицу я составляла по следующим критериям :
-представления о сезонных изменениях;
-представления о домашних животных;
-представления о диких животных;
-знания деревьев и кустарников;
-знания об особенностях родного края ;
-знания об овощах и фруктах;
-умение называть предметы окружения,их назначения и свойства ;
-бережное отношение к природе;
-навыки ухода за растениями и животными ;
-знания о правилах поведения в природе;
-знание экологических игр.
Результаты педагогической деятельности по экологическому воспитанию методом игры.
Мои воспитанники научились :
-Понимать свою роль в окружающем мире.
-Осознавать последствия своих действий во взаимоотношениях с природой.
-Иметь представления о законах природы.
-Знать экологические особенности родного края.
-Знать множество разнообразных экологических игр,научиться самостоятельно их организовывать.
-Бережно и внимательно относиться к объектам растительного и животного мира,научиться навыкам ухода за ними.
-Работать совместно. Между ними должны укрепиться дружеские,доброжелательные взаимоотношения.
Используемая литература:
С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников»
С. Н. Николаева «Юный эколог-программа и условия её реализации в детском саду»
С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.»
В. В. Рынькова,Т. В. Юдина «Азбука экологического воспитания»
В. В. Смирнова,Н. И. Балуева «Тропинка в природу»
А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.»