Анастасия Бузина
Художественно-эстетическое воспитание и развитие ребенка в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнили воспитатель старшей группы : Бузина А. А.
Эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей. Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.
Публикация «Художественно-эстетическое воспитание и развитие ребенка в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Педагог должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от взрослого умение систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребёнка красотой, всячески облагораживать его окружение. Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности - составление рассказов. Придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Творческое воображение детей проявляется и в том, что они для своих игр нередко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных и театральных постановок. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребёнок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений.
Цель обучения навыками художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать в них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности. Целенаправленные наблюдения объектов природы для их последующего изображения осуществляются как единый процесс естественно-научного и эстетического познания.
Детям для ознакомления с объектами природы дают правильные представления о жизни животных, обращают внимание на красоту их внешнего вида, интересные повадки, поведение, желание нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить их. Чтобы передать тему сказки, стихотворения, дети должны вспомнить содержание; с целью активизации речи в начале занятия предложить им объяснить, что и как они нарисуют, а по окончании работы - рассказать о своих произведениях и о работах товарищей, оценивая их и мотивируя свою оценку.
Результаты получаются интересными, дети проявили выдумку и фантазию. Выставку оставляют на несколько дней в группе и дети часто обсуждают и рассматривают рисунки, поделки.
Очень важна связь художественного творчества с работой по ознакомлению детей с произведениями искусства. Рассматривания картины или репродукции, скульптуру, произведения народного декоративного искусства, дети получают представление о том, как художник отбирает объекты для изображения. Какими средствами он пользуется для передачи образов, как по-разному может быть решена та или иная тема. Процесс обучения изобразительной деятельности в детском саду необходимо формировать у детей изобразительные умения и навыки, включающие технику рисования, формирующие движения, обобщенные способы действия и регуляции рисованных движений (по силе, размаху, скорости).
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды совместной деятельности педагога с детьми как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.
Аппликация – один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть, основана на активном взаимодействии с различными предметами. Мозаика из крупы (рис, пшено, греча, макароны и др.) – можно использовать сразу несколько видов круп. На участки рисунка наносится клей, затем посыпается крупой, так чтобы не оставалось пустот между крупинками. После того, как крупа приклеилась, её раскрашивают.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это такие виды рисования и аппликации, которые не определены программными требованиями. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. У детей шести-семи лет, находящихся на пороге школы, возникают новые мотивы их интереса к занятиям—осознанное желание научиться хорошо рисовать. Возрастает интерес к процессу выполнения работы по указаниям воспитателя, чтобы получить хороший результат. Возникает стремление исправлять и улучшать свою работу.
Аккуратность и тщательность выполнения работы зависит не только от дисциплинированности, но и от усвоения навыков пользования карандашом, кистью. Существует несколько видов пластилина: обычный детский пластилин, знакомый нам с детского садика и школы – это пластилин, в состав которого входит воск. При всём своём многообразии пластилин является незаменимым художественным средством не только для взрослых, но и для детей, большинство приёмов работы с пластилином по возрасту дошкольников получил прекрасный результат в коллективных и личных работах детей. Лепить предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы.
Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развивается его творческая деятельность.
Многие дети боятся занятий по рисованию опасаясь, что у них ничего не получится, что их будут ругать. Нетрадиционные техники, такие как рисование по мокрому листу, мятой бумаге, проступающий рисунок, рисование пастелью, углем, стирательной резинкой и др. позволят заинтересовать ребенка.
Внедряя в образовательный процесс нетрадиционные занятия, педагог преследует следующую цель: создание условий для развития пoзнавательной деятельности обучающихся на занятиях в творческих объединениях. Педагог должен представить подобранный материал в интересной, необычной форме. Дети должны получить эмоциональное удовлетворение от занятия. Задания должны заставлять детей размышлять, пробовать, ошибаться, и, наконец, находить правильный ответ.
Методы повышения эмоциональной активности: игровые и воображаемые ситуации, придумывание сказок, рассказов, стихотворений и так далее, игры – драматизации, сюрпризные моменты, элементы творчества и новизны.
Использование занятий в нетрадиционной форме помогает привлечь к деятельности всех детей, развивает речь, способствует развитию умения работать самостоятельно, в группе меняются отношения между детьми и взрослым.
В нашей средней группе был использован метод по изобразительному искусству в нетрадиционной техники рисование пальчиком по бумаге специальными пальчиковыми краскам «Овощи для кролика». Этот метод способствует развитию творческих способностей, фантазии, воображения, развитию мелкой моторики пальцев рук. Результатом этого метода может быть, продвижение в обучении рисованию возможность ребенка начать передавать красоту натюрмортов, пейзажей. Главное начать с первого этапа, желания ребенка.
Такой метод, как обрывная аппликация, скатывание салфеток в комочки и приклеивание их на вырезанную фигуру из картона, позволяет позаниматься с детьми, чем-то интересным и полезным. Это занятие будет полезно для детей, ведь такая кропотливая работа развивает мелкую моторику, усидчивость, покажется очень увлекательной. Занятие способствует углублению и развитию знаний и умений, связанных с разметкой с помощью шаблонов. Результатом является формирование у детей умения приема рваная бумаги, развивать технические способности.
В группе проводилось рисование с использованием примакивания фигурными губками на тонированных листах цветными красками «Зайчик на полянке». Этот способ позволяет печатать поролоновой губкой ярко и красочно характерную фактурность внешнего вида изображаемого вида, пушистость, придание объема. Результатом этого творчества, развитие мелкой моторики и развитие связной речи через беседу.