Папки-передвижки

Конспект НОД в старшем дошкольном возрасте «Осень»

Татьяна Киселёва
Конспект НОД в старшем дошкольном возрасте «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Волшебная книга Осени»

Цель: закрепить и обобщить знания детей о признаках, живой и неживой природы в процессе интеграции образовательных областей

Образовательные области:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Обучающие задачи:

• Закрепить знания детей о признаках осени, влиянии признаков неживой природы на изменения в живой природе;

• Закрепить умение называть признаки осени, используя образные слова и выражения.

• Закрепить умение делать причинно- следственные связи.

Публикация «Конспект НОД в старшем дошкольном возрасте „Осень“» размещена в разделах

• Формирование навыков учебной деятельности.

Развивающие задачи:

• Развивать познавательный интерес к экспериментированию.

Развивать психические процессы: воображение, память, мышление, внимание

• Развивать разговорную речь.

• Развивать умение работать со схемами.

• Развивать интерес ко всему живому.

Воспитывающие задачи.

• Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в команде, парах.

• Воспитывать любознательность.

Возраст детей : подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Методы: словесные (диалог, объяснение, наглядные, практические (опыт)

Материалы: проекционный экран; презентация, выполненная в Power Point;

книга Осени; 5 столов, листья желтого и зеленого цвета по количеству детей; скалки 8 шт; 5 контейнеров с почвой, влажные салфетки; лейки с водой 5 шт; карточки с изображениями животных, их корма; 3 мольберта; часы; груша, яблоко, картофель, шоколадная конфета, чипсы, 10 стульев.

Ход совместной образовательной деятельности:

Воспитатель:- Сегодня я пригласила вас, чтобы закрепить признаки осени с помощью экспериментирования. Мы с вами будем соблюдать следующие правила: не кричать, не перебивать, без разрешения ничего не трогать. Согласны? (Да)

- Ребята, сейчас какое время года? (осень).

- По каким признакам вы это узнали? (день короче, листья желтеют и опадают, люди собирают урожай, птицы улетают).

На экране появляются элементы схемы (значки «День/ночь», «Термометр»)

- Основные признаки неживой природы, уменьшение светового дня (на экране значок) похолодание (на экране значок, оказывают свое влияние на живую природу (растительный мир, животный мир, человек)

- А как они влияют, мы с вами закрепим в ходе экспериментирования.

На экране 2 дерева (с зелеными листьями и желтыми)

Воспитатель: - Что изображено на экране? (дерево с зелеными листьями и дерево с желтыми листьями)

Воспитатель: - Дети, почему листья желтеют? (холодно становится)

- Я предлагаю с помощью эксперимента узнать, почему происходит это явление.

- Ну, что, лаборанты, готовы? (Да)

- На столе (№ 1, перед каждым на белой бумаге лежат 2 листочка, летний и осенний, и скалка. Раскатайте скалкой листья, приложив максимум силы. Открываем.

- Что произошло? (у зеленого листочка появился сок зеленого цвета, у желтого- ничего нет)

На экране изображение «Хлорофилл»

- В листьях содержится вещество, которое называется «хлорофилл». Летом, когда солнце светит ярко и день длиннее ночи, листьям хватает этого вещества. Листья зеленого цвета питают дерево.

- Воспитатель: - Дети, обратите внимание, на что похож хлорофилл? (капельки с зеленой краской)

- А осенью день какой? (короткий).

- Как вы думаете, осенним листьям будет хватать хлорофилла? (нет).

- Что происходит? (листья желтеют). Листья смогут питать дерево? (нет)

- Ребята, какой признак осени повлиял на изменение цвета листьев? (День стал короче, света листьям не хватает)

На экране появляется первый элемент схемы («День/ночь»)

- На изменение цвета листьев деревьев повлиял признак неживой природы уменьшение светового дня. А какие еще изменения происходят в растительном мире, мы закрепим в следующем опыте.

На экране появляется изображение дерева, сбросившего листву

Воспитатель: - Что произошло с деревом на экране? (Сбросило листву)

- Как называется это явление? (листопад)

- Почему деревья сбрасывают листву? (не хватает питания).

Воспитатель: - Предлагаю провести эксперимент, чтобы убедиться в том, почему деревья это делают.

- На столе № 2 стоят 4 контейнера с почвой. Для начала, необходимо объединиться в пары. У каждой пары свой контейнер. Какая она на ощупь? (Сухая, рассыпчатая, мягкая). В какое время года почва такая? (летом). В середине стола стоит большой контейнер с почвой. Какая она на ощупь? (холодная, плотная, жесткая). А в какое время года почва бывает такой? (зимой). Зимой какие бывают осадки? (снег, град, дождь). Как вы думаете, почва в зимнее время года сможет пропустить воду к корням деревьев? (Нет, да).

- На этом столе для вас приготовлены салфетки.

- Экспериментаторы, летом какие осадки бывают? (дождь)

- Полейте каждый из своей лейки почву, как дождь поливает ее летом.

- Ребята, что произошло с водой? (теплая, «летняя» почва быстро впитала воду).

- Как вы думаете, из такой почвы деревья через корни смогут получать питание? (Да)

Воспитатель: - Зимой какие бывают осадки? (снег)

- Я поливаю «зимнюю» почву. Что произошло с водой? (Холодная, «зимняя» почва воду не впитала, она осталась на поверхности).

Воспитатель: - Как вы думаете, сможет дерево питаться само, и еще питать свои листья из «зимней» почвы? (Нет)

- Почему? (вода замерзает в такой почве, она не впитывает влаги)

- Почему вода замерзает в почве? (из-за похолодания)

- Ребята, какой вывод можно сделать, почему деревья сбрасывают листву? (Деревья сбрасывают листву, потому что зимой почва замерзает, и не пропускает воду к корням деревьев; деревья сохраняют питание на зиму).

На экране появляется значок «Термометр»

- На экране еще один признак неживой природы, похолодание, который влияет не на изменение цвета листьев, а сбрасывание листьев деревьями.

На экране появляется схема ( значки: «День/ночь», «Термометр», «Желтый лист»)

Воспитатель: - обратите свое внимание, осеннее явление, листопад, в схеме обозначается в виде желтого листа.

Воспитатель: - Ребята, а все деревья сбрасывают листву? (нет, хвойные не сбрасывают иголки). Почему?

На экране изображения ели осенью

- Хвойные деревья, такие как ель, сосна, кедр запасают питание на зиму в своих иголочках. И эти деревья, наоборот, питаются всю зиму за счет иголок.

Воспитатель:- Предлагаю поиграть в игру «Как животные готовятся к зиме»

Воспитатель: - На 3 мольбертах изображения животных (белка, медведь, лиса, я раздаю вам карточки с изображениями различных видов корма для животных в зимнее время года. Возьмите каждый карточку с одним из видов корма.

- Подумайте, кому из животных подойдет ваша карточка. По сигналу, прикрепите ее к животному. «Раз, два, три, начни»

Воспитатель: - Чем питается белка зимой? (орехи, грибы, ягоды, шишки)

- Чем питается лиса зимой? (курица, мышь, птица, заяц)

- А почему медведю ничего не досталось? (впадает в спячку зимой)

-Чем питается зимой он? (накапливает жировой запас)

- Как вы думаете, где белка зимой берет ягоды, грибы, орехи? (делает запасы)

- А лиса где находит себе пищу зимой? (под снегом находит мышей, ловит зайцев и птиц, ворует курей у людей)

Воспитатель:- Почему животные так по- разному готовятся к зиме (у одних животных есть корм зимой, у других- нет)

- Что на это влияет? (похолодание).

На экране схема (добавляется значок «Спящий медведь»)

Воспитатель: - Кто появился в схеме на экране? (спящий медведь). Этот элемент обозначает подготовку животных к зиме. Обратите внимание на то, что и на жизнь животных повлияло длительность светового дня осенью и похолодание.

На экране появляется изображение «Сбор урожая»

Воспитатель: - Ребята, скажите, как люди готовятся к зиме? (запасаются продовольствиями на зиму, овощи и фрукты. Осенью продолжается уборка урожая с полей, огорода и садов. Люди делают на зиму консервацию из того, что было собрано на огороде).

- Исследователи, для чего нужно есть овощи и фрукты? (Зимой овощи и фрукты кушать надо обязательно, потому что в них содержится очень много различных витаминов, которые защищают нас от болезней, укрепляют иммунитет).

Воспитатель:- А человеку нужна энергия? (Да)

- Для чего? (чтоб двигаться, не болеть)

- Я предлагаю провести опыт «Энергия фруктов и овощей», чтобы узнать содержат ли фрукты и овощи в себе энергию.

- Дети, можете присесть на стульчики.

На столе стоит будильник

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что это (Будильник). Чтобы будильник начал работать, что ему необходимо? (батарейка) Батарейки у меня нет, но есть фрукты и овощи.

- Как вы думаете, сможет ли будильник заработать от яблока (картофель, чипсы, конфета? (Да, нет). Проверим.

Воспитатель вставляет проводки в мякоть яблока. Часы начинают работать. Аналогично проводится опыт с картофелем, шоколадной конфетой, с чипсами

- В чем мы убедились, проведя опыт? (Во фруктах и овощах содержится энергия, в чипсах и конфетах - нет. Фрукты, ягоды и овощи полезны и для людей, и для животных).

На экране схема (добавляется элемент «Урожай»)

Воспитатель: - Дети, снова на экране что-то добавилось. (Корзина с урожаем). Этот элемент обозначает деятельность людей осенью.

Воспитатель: - Помощники, мы с вами провели не один эксперимент. Как вы думаете, результаты экспериментов надо куда-нибудь записывать? (Да). Куда? (Книга, блокнот, тетрадь)

- У меня тоже есть такая книга, называется она «Книга Осени», в которую уже занесены такие признаки осени как, осадки и перелетные птицы. А символы остальных признаков, особенности которых мы с вами сегодня уточнили в ходе экспериментирования, мы вклеим сейчас.

- На экране готовая схема. Какие признаки неживой природы влияют на изменения в природе осенью? (похолодание, длительность светового дня).

- (Катя, наклей символы этих признаков в книгу.

- (Петя, назови следующий признак осени. (листопад). Наклей символ этого признака в книгу.

- (Маша, назови следующий признак осени. (подготовка животных к зиме.). Наклей символ этого признака в книгу.

- (Саша, назови следующий признак осени. (деятельность людей осенью). Наклей символ этого признака в книгу.

- Молодцы, ребята, книга заполнена, и в благодарность за ваши старания я дарю вам эту книгу, как результат совместного исследования.

- Но если, вдруг, вы забудете, что обозначают символы признаков, вы можете перевернуть страничку. На ней - «картинка-подсказка», которая подскажет вам, как этот признак выглядит в природе.

- До свидания.

Дети уходят.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Книга для ребёнка в старшем дошкольном возрасте В старшем дошкольном возрасте возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и.

Конструктивно-модельная деятельность в старшем дошкольном возрасте МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЗЕРНЫШКО" ГОРОДА БАЛАШОВАСАРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

«Знакомство с воздухом». Экспериментирование в старшем дошкольном возрасте «Знакомство с воздухом». Экспериментирование в старшем дошкольном возрасте. Цель: помочь детям «увидеть» воздух, доказать, что он есть повсюду,.

Конспект НОД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему «Моя семья» Тема: «Моя семья». Цель: Развивать умение делить слова на слоги; упражнять детей в различении гласных и согласных; различать твёрдые и мягкие.

Конспект НОД в старшем дошкольном возрасте по теме «Методика развития пространственных представлений у дошкольников» Образовательная область : познавательное развитие Тема занятия: Веселые задания Возрастная группа : Старший дошкольный возраст Цель занятия:.

Конспект природоведческого занятия в старшем дошкольном возрасте Природоведческая экскурсия с детьми старшей группы Тема: «Весенний лес» Цель: - Формировать представление о состоянии природы весной;.

Конспект развлечения в старшем дошкольном возрасте ко Дню пожилого человека «Нам года — не беда» Конспект развлечения в старшем дошкольном возрасте ко Дню пожилого человека «Нам года – не беда»Цель: Воспитание у детей уважения, любви,.

Конспект НОД в старшем дошкольном возрасте «Маленький край большой Земли» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад №63 Непосредственно образовательная Деятельность в старшем.

Конспект НОД по экологическому воспитанию с элементами экспериментирования в старшем дошкольном возрасте «В гостях у Быценон» Цель: Формировать представление детей о том, что растения вырастают из семян. Накопление и обогащение знаний об условиях роста семян (земля,.

Развитие речи в старшем дошкольном возрасте Речь представляет собой сложную систему, которая включает в себя внутреннюю речь и внешнюю речь. В свою очередь внешняя речь подразделяется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшем дошкольном возрасте «Осень»
Опубликовано: 11 марта 2019 в 09:35
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в старшем дошкольном возрасте «Осень»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Киселёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД