Анастасия Колотий
Мастер-класс «Развитие предпосылок инженерного мышления в старшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мастер-класс по теме «Развитие предпосылок инженерного мышления в старшем дошкольном возрасте», ведь использование LEGO-конструирования значимо в свете введения ФГОС дошкольного образования, поскольку:
• является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников;
Публикация «Мастер-класс „Развитие предпосылок инженерного мышления в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
• предоставляет возможность экспериментировать и создавать собственные постройки.
Цель: передача педагогического опыта по развитию предпосылок инженерного мышления у дошкольников
Задачи:
1. Познакомить с педагогов с приёмами организации образовательной деятельности с использованием LEGO-конструктора.
2. Представить опыт педагогической деятельности по использованию интегрированного подхода в занятиях по конструированию.
3. Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в работе LEGO-конструктора.
Оборудование:
• макет спорткомплекса;
• наборы LEGO;
• фотография фасада ФОК им. С. Солнечникова;
• песочные часы;
• ноутбук, экран.
Структура:
• теоретическая часть – 3 мин
• организационная часть – 3 мин
• практическая часть – 5 мин
• заключительная часть – 3 мин
- Приглашаю вас на мастер – класс, который пройдёт в форме семинара – практикума. Мы с вами выясним, посредством чего развиваются зачатки инженерного мышления в дошкольном возрасте и практически поработаем.
Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам специалистов, а также к их творческим способностям. Современное общество и требует воспитать человека креативного, способного нестандартно мыслить и самостоятельно создавать новые технические формы, а значит владеть основами инженерного мышления. Что же такое инженерное мышление? Инженерное мышление – особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач, позволяющих быстро, точно и оригинально решать поставленные задачи, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах, с целью создания технических средств и организации технологий. Данный вид мышления не формируется сам по себе, могут быть лишь предпосылки для его формирования у конкретной личности. Начинать готовить будущих инженеров нужно не в ВУЗах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, на первом уровне образовательной цепи, на котором закладывается фундамент будущей личности, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.
Конструирование в детском саду было всегда, но в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход, который будет способствовать развитию исследовательской, творческой активности детей, умению наблюдать, экспериментировать, а значит формировать и развивать элементы инженерного мышления дошкольников через конструктивную деятельность.
Научиться мыслить логически ребёнку помогают и занятия по формированию элементарных математических представлений. В младшем возрасте это занятия по сенсорному развитию, когда дети начинают постигать форму, цвет, размер. В старшем дошкольном возрасте изучают пространственные положения и время.
Исходя из вышесказанного, на сегодняшний день существует актуальная проблема повышения познавательной мотивации и развития инженерного мышления через конструктивную и математическую деятельность. Внимание на экран.
(видео с вопросом ребенка)
-Здравствуйте, уважаемые взрослые! У нас в группе прошло интересное занятие о здоровом образе жизни, о спорте, о физкультуре. В связи с этим, я хочу у вас спросить, как вы думаете, какие важные дела нужно сделать взрослым, чтобы у детей и у вас, была возможность активно заниматься физкультурой и спортом? Ответы участников. (Строить спортивные комплексы, спортивные площадки, открывать тренажёрные залы, стадионы)
- Уважаемые коллеги, у нас в России спорт, здоровый образ жизни набирает обороты. Все больше людей, семей приобщаются сами и приобщают своих детей к спорту. Государство стало уделять большое внимание вопросу строительства спортивных объектов. Давайте и мы с вами внесем небольшой вклад в решение этой проблемы.
- Для этого необходимо разделиться на группы (3 группы по 2 человека, подходите к своему столу. Перед вами детали конструктора и фотографии объектов, которые нужно будет завершить, используя детали LEGO. Прошу не сообщать другим группам тему своей постройки. А по завершении работы мы соберем полученные строения каждой группы, соединим их воедино и увидим результат.
-Перед каждым из вас стоит фотография-образец, конечный вариант вашего будущего объекта, нужно подобрать и соединить недостающие детали по образцу. Цель нашей работы заключается в том, чтобы показать организацию такой деятельности, а не сам процесс конструирования из ЛЕГО. У каждой команды на столе стоят песочные часы. На работу отведено 5 минут. Приступаем к работе.
Огромный потенциал скрыт в кирпичиках LEGO, наполненных математическим содержанием. Более того конструктор является незаменимым материалом для организации образовательной деятельности в дошкольной организации. LEGO является подходящим материалом для математического развития, будучи ярким и образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия. Конструирование развивает пространственное, образное и логическое мышление, способности к моделированию, внимание, память и мелкую моторику. В ходе работы с LEGO конструктором повышается коммуникативная активность каждого ребенка, формируется умение работать в парах, в группе, происходит развитие творческих способностей.
Так же на занятиях во время конструирования детьми с LEGO, воспитатель уточняет форму деталей конструктора такие как: кирпич, куб, призма, пластины. Данные понятия мы закрепляем в старшем дошкольном возрасте. Кроме этого, у детей в этом возрасте закрепляют знания о пространственных положениях: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, между, близко, далеко – всё это математические понятия. На занятиях по LEGO конструированию у детей закрепляют счёт, задавая вопросы: «Который по счёту?», «Сколько кирпичиков?», «Сколько не хватает?» и т. п.
Я не напрасно поставила вам часы. Они помогут вам следить за отведённым на работу временем. К 6,5 - 7 годам ребенка учат чувствовать время, делается это при помощи песочных часов. Начинаем с небольшого времени, на одну минутку, затем на 3, 5 и т. д. Так дети учатся распределять время на выполнение задания, предложенного взрослым. В дошкольном возрасте начинаем знакомить с циферблатом.
К этому возрасту, дети уже хорошо ориентируются в определениях : большой, маленький, больше, меньше, знают основные цвета и их оттенки. На подобных занятиях происходит только закрепление.
В старшем дошкольном возрасте воспитатель учит детей работать по образцу, по картинке, без помощи. Современные дети прекрасно справляются, собирая конструктор, по инструкции и по своему задуманному образцу.
В оставшееся время послушайте спокойную музыку, не торопитесь, заканчивайте свои работы.
-Уважаемые коллеги, время вышло. Давайте подведем итоги, расскажем о своих результатах. Предоставим слово первой группе – Что у вас получилось? Какой объект вы строили? Покажите свой образец. Для чего он нужен? Какие детали были использованы? Сложно ли было работать? (Ответы) Располагайте, пожалуйста, вашу постройку в соответствующее помещение.
- Вторая группа. Над чем вы работали? Какой объект вы сооружали? Располагайте, пожалуйста, вашу постройку в соответствующее помещение.
- Послушаем третью группу. Что у вас получилось? Работа заинтересовала?
- Каждая группа трудилась над одним своим объектом. А в результате вашей деятельности получился целый объект. Что это? (Ответы).
- Верно. У нас получился спортивный комплекс.
Может быть кто-то из вас назовет его? Уменьшенная пластиковая копия какого сооружения представлена? (Поставить перед постройкой фотографию фасада ФОК имени Солнечникова)
Итог:
В начале мастер - класса мы поставили перед собой задачу внести по-детски небольшой вклад (мы работаем с дошкольниками) в решение вопроса строительства спортивных сооружений нашего родного края. Как вы думаете, удалось нам справиться с заданием? (Ответ)
Такими занятиями мы стараемся развивать предпосылки инженерного мышления у детей в старшей группе нашего учреждения. И пусть не все дети станут инженерами, проектировщиками, строителями в будущем, но, если хоть 1 ребенок «загорится» этой мечтой, мы будем рады, что истоки этой мечты из нашей дошкольной группы. Всем спасибо за работу!