Светлана Воронина
«Индя, индя, индючок, Ты похож на сундучок» Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством.
▼ Скачать + Заказать документы
грушки представляют собой особую сферу культуры, содействуя приобщению ребенка не только к широкому кругу понятий, но и формируют отношение к действительности и национальный характер Игрушки и игры имели такое же важное образовательное значение, согласное с духом народа, как народная поэзия, легенды, сказки, поговорки, загадки и т. д., что служило средством воспитания, стимулом к дальнейшему развитию чувств, склада ума. Л. Г. Оршанский, изучавший народные игрушки, отмечал, что они являются «прямым зеркалом жизни взрослых, их верований, страстей, радостей, без всякого педагогического умствования, без вечного превосходства взрослых над детьми». Г. Н. Волков включил понятие «игрушка» в определение народной педагогики. Однако этнопедагогические характеристики народной игрушки, изначально заложенные мастерами-умельцами, специально не изучались.
Публикация «„Индя, индя, индючок, Ты похож на сундучок“ Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством,» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Как известно, дошкольное детство - начальный этап становления личности, ее ориентации на социум. В этот период, по мнению Н. Ф. Виноградовой, и др., закладывается позитивно-оценочное отношение к социальному миру, окружающим людям, к самому себе. В процессе социализации, как считает А. В. Мудрик, особое место занимают мезофакторы, к которым относятся этнокультурные условия приобщения ребенка к субкультуре своего народа. В дошкольной педагогике выполнен ряд работ, посвященных исследованию проблемы народной педагогики формированию у детей доброжелательного отношения к сверстникам разных национальностей определению роли игрушки в воспитании дошкольников
В последнее время является актуальным региональный подход в воспитании и обучении детей. Это обусловливается социально-педагогическими потребностями современного общества и состоянием проблемы народной педагогики. Условиями возрождения и дальнейшего развития традиций народной педагогики является осмысление значимости русской народной игрушки в системе дошкольного образования. Актуальность проблемы усиливается рядом противоречий: между теоретическим осмыслением этнопедагогического богатства народных игрушек и снижением интереса к ним; между многофункциональностью русских народных игрушек и недостаточной теоретико-методической разработанностью данного вопроса; между признанием роли игрушки, в том числе народной, и отсутствием системы включения игрушек в практику дошкольного образования; между широким подходом философских, искусствоведческих, педагогических исследований к проблеме народной игрушки и отсутствием методических разработок по ее включению в систему дошкольного образования. Для преодоления этих противоречий представляется принципиально важным определить тенденции возрождения традиций русского народа средствами игрушек, выявить объективные и субъективные факторы и причины, которые обусловили такую ситуацию, прогнозирование перспектив их развития.
Я предлагаю материал, который думаю пригодится для проведения занятий, праздников, досугов, бесед, организации выставок, и т д.
ФИЛИМОНОВСКИЕ СВИСТУЛЬКИ
Своеобразие филимоновской игрушки в простоте. Фигурки незатейливы в своем исполнении, а узор- это в основном красные, желтые, черные полоски, елочки, звездочки. Забавные игрушки. Как будто пришли из веселой сказки: волк, да не волк, корова, да не корова…
Напоминают африканских жираф и зебр.
Все эти веселые игрушки изготовлены в селе Филимоново, что недалеко от города Тулы.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
«Далеко- далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой реки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали
И село большое
«Дымково» назвали.
Жили в том селе веселые озорные люди, любили они лепить яркие красочные игрушки, свистульки. Много их сделают за долгую зиму…
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины,
Все игрушки не простые,
А волшебно- расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски-
Простой, казалось бы, узор,
А отвести не силах взор.
А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, веселые люди выносили свои веселые игрушки и ну свистеть- зиму прогонять, весну славить.
Веселые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называться дымковскими.
Индя, индя, индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой,
Красный, белый,золотой.
Ой, люли, ой, люли,
Кони на лужок пошли.
Кони удалые,
Гордые, лихие.
Вот индюк нарядный
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока,
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост-
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная- индюк.
ГОРОДЕЦКАЯ ЖИВОПИСЬ
Родина Городецкой живописи, а точнее, росписи по дереву- старинный волжский город. И в Городце и во многих окрестных деревнях, прильнувших к речке Узоле, мастеровые люди издавна украшали богатейшей резьбой избы- ладные да высокие, прялки, посуду, игрушки. Городецкая резьба всегда была тесно связана с живописью. Сложилась своя неповторимая манера, для которой характерны наивное простодушие, радостная яркость красок.
Никогда ни с кем не спутаешь вороного Городецкого чудо- коня, изображенного всегда в профиль с поджатой крючком ногой, с лебедино выгнутой шеей.
А цветы? Городецкие розаны- их там называют купавками- фантастической окраски. И такой живой упругости, что кажется, бутоны вот- вот лопнут, раскроются…
Невиданная сказочная птица Сирин будто бы танцует, важно распустив свой пышный яркий хвост.
«Есть птица с яркими перьями, но не летает, не поет она. И зверь есть красивый, да бегать он не может. Чтобы увидеть их, отправимся мы с тобой, но не за тридевять земель, не в тридесятое царство, а в край, где живет русская старина».
ЗОЛОТАЯ ХОХЛАМА
Выросла золотая травка на ложке. Распустился красный цветок мальва на плошке. Ягода клюква поспела на поварешке. Клюет эту ягоду хохлатая птица золотое перо.
Издавна делали да расписывали посуду в лесных заволжских деревеньках. Стук- бряк!- катят груженые подводы вдоль извилистых берегов малой речки Узолы. Стук- бряк!- погромыхивает деревянный товар. Везут его в ближнее древнее село Хохлому из разных деревень мастера. Оттуда разлетятся жар- птицами миски да ложки по ярмаркам:
- Кому посуда для кашки, окрошки? Чудо- блюдо да чашки, ложки!
- Откуда посуда?
- К вам приехала сама золотая хохлома.
Город Семеново Нижегородской области – столица золотой хохломы. Какое странное и веселое слово ХОХЛОМА. В нем и смех слышится, и восхищенное ОХ! И восторженное АХ!
Красно- черным по золоту
Полыхает пожар.
Все нетленно и молодо,
Все в ней мир поражать.
Руки дивной художницы
Выводили узор,
На Россию похожая :
Чернь земли, алость зорь…
На столе моем письменном
Нескончаемый май.
Полыхает жар- птицею
День и ночь хохлома.
«Чаша» Ю. Николаевой
Начало золотой росписи ведут от древних мастеров- живописцев. Они писали иконы на деревянных досках, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить.
Хохлома, хохлома,
Наше чудо дивное,
Мы рисуем хохлому-
Красоту невиданную.
Рисовали травку
Солнечною краской,
А цветы- огоньки
Красной краской от зари.
Говорят, будто полтысячи лет назад поселился веселый мужичок в лесу за Волгой. Славный умелец он был. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам не забывал пшена насыпать. Прилетела как- то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Вот, мол, откуда пошла на Руси золотая посуда.
ГОЛУБОЕ ЧУДО- ГЖЕЛЬ
В тихом Подмосковье
Речка Гжелка бежит.
Вдоль этой речушки
Деревенька стоит.
Резные оконца,
На крыше конек,
Из чистого колодца
Водицы глоток.
Заросли, ивы вдоль речки бегут,
Умельцы в той деревеньке живут:
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят.
Сине- белое чудо,
Соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель.
Что случилось? Бело вокруг,
Лишь голубые цветы встали в круг.
Синий цвет и белизна…
Это Гжель к нам пришла,
Белое поле, цветок голубой,
Как хорошо мне рядом с тобой.
Синяя речка, березка бела…
Ой, до чего же ты, Русь, хороша!
Белая глина, белый фарфор.
Синяя краска, синий узор.
Это ты, Гжель, родная моя,
Спасибо, что к нам ты пришла!
ЖОСТОВСКИЙ МАЗОК
Как описать, с чем сравнить эту красоту? Сказка, чудо, райский сад? Все не годиться, все слабее. Жостовские подносы, жостовские букеты, жостовские буйные краски известны давно, заслужили мировую славу. В декабре 2000 года промыслу исполнится 175 лет.
Классический жостовский поднос имеет глубокий черный цвет, на нем реалистические фрукты, букеты, гирлянды цветов. Живопись отличают и радостные краски,
Широкий и смелый жостовский мазок. Как мазок, так и лепесток. Нет ни карандаша, ничегоЮ, только мазок. В этом вся суть мастерства. Второе- блик. Ну и связывающая букет травка- привязка. И последнее- орнамент по борту, тоже растительный, заплести его надо так, чтобы закончить вещь. А букет чаще всего из сказочных роз.
МОРДОВСКИЕ УЗОРЫ
В Мордовии исконно были распространены вышивка, резьба по дереву (прялки, солонки и другая утварь, изготовление металлических украшений.
Вышивка мордвы декоративная, красочная, богатая разнообразными элементами орнамента. Орнамент, как правило, геометрический. На основном фоне выступают квадраты, звезды, точки, круги, различные геометрические фигуры.
Традиционная расцветка мордовской вышивки включает в себя четыре цвета: синий, зачастую черный с синим оттенком и темнокрасный, как основные цвета, фона или тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора.
Вышивкой мордовочки украшали свою одежду: рубаху, передник, женский головной убор, полотенце, салфетки.
РУССКАЯ МАТРЕШКА
Знаменитая русская матрешка появилась на свет более 100 лет назад и покорила сначала Россию, а потом и весь мир.
Сегодня эту первую матрешку можно увидеть в единственном в России Музее игрушек, что в Сергиевом Посаде- родине матрешки. Девочка в зеленом сарафане и белом фартучке, в скромном платочке; лицо круглое, веселое и доброе.
А в ней еще семь таких же игрушек: все они друг на друга похожи, только каждая последующая меньше предыдущей. И зовут их одним из самых распространенных среди крестьян имен- Матрешка.
Есть для вас еще игрушка,
Не лошадка, не Петрушка-
Красавица- девица,
У нее сестрицы.
Каждая сестрица-
Для маленькой темница.
Татарский орнамент
Растительным узором татары украшают полотенца, тюбетейки, калфак (женский головной убор, фартук, башмачки, сапожки- ичеси.
Узор татарского орнамента состоит из цветов и листьев. Больше всего узорах тюльпанов и колокольчиков