Приложение МААМ

Семинар для воспитателей. Тема «Система работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством»

Елена Демина
Семинар для воспитателей. Тема «Система работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством»
▼ Скачать + Заказать документы

«Хохлома»

Цель: Обобщить знания воспитателей по теме «Система работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством», «Хохлома». Определить объем знаний, который необходимо давать детям в старших возрастных группах.

История Хохломы

Публикация «Семинар для воспитателей, Тема „Система работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством“» размещена в разделах

Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII века. Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея» (Ухожея — место, расчищенное от леса под пашню). Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще X—XIII веков. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями. В стародавние времена в дремучих заволжских лесах близ торгового села Хохлома первые поселенцы, скрывавшиеся от преследования были «утеклецами», т. е. беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета. Среди них были и художники-иконописцы, и мастера рукописной миниатюры. На скудной земле прокормиться крестьянским трудом было нелегко, и беглые люди приноровились расписывать деревянную посуду, которую здесь исстари точили местные мастера. Неведомая ранее роспись сказочно преобразила скромную кухонную утварь. Но особенно красивы и неповторимы были различные поставцы, чаши и братины, выходившие из-под кисти одного знаменитого мастера. Казалось, что его роспись впитала в себя солнечные лучи-золотистые, которые бывают в полдень, и красные киноварные на зорьке. В народе поговаривали, что расписывал художник свою посуду не простой, а волшебной кистью, сплетённой из солнечных лучей. Яркая, праздничная посуда полюбилась не только жителям в округе, слава о ней разнеслась по всей Руси. Увидев хохломскую посуду, царь сразу же догадался, кто её расписывает, и послал в заволжские леса стражников. Предупреждённый живописец успел скрыться, но он обучил премудростям необыкновенного ремесла местных жителей и оставил им краски и волшебную кисть. Таково старое предание о зарождении яркого и самобытного искусства хохломской росписи, которую часто называют золотой, пламенной, или огненной. И это не случайно; искусство Хохломы не могло бы родиться без огня, без закалки изделий в русской печи. Эта легенда объясняет, каким образом между заволжскими и северными старообрядцами возникла тесная связь, которая оказала большое влияние на искусство Хохломы. Переселяясь в Заволжье, староверы привозили с собой не только иконы и книги, но и домашнюю утварь, являющуюся прекрасным образцом декоративно-прикладного искусства. Так в заволжских лесах, на берегу Волги вырастали небольшие деревеньки, а затем стали строиться целые сёла.

Особое распространение получил растительный орнамент, который послужил основой для формирования хохломских травных узоров. Нашли отражение и графические орнаменты с линейными контурами и проработанными деталями. Некоторые мотивы были подсказаны рисунками с завитками, украшавшими заставки древних рукописей. Таким образом, особенности орнаментальных узоров Хохломы возникли в результате слияния в промысле двух традиционных линий русского декоративного искусства, одна из которых восходила к орнаменту иконописи, а другая к ремёслам Древней Руси. На основе этого наследия произошло формирование уже нового искусства, связанного в своей дальнейшей судьбе с оформлением предметов быта. Уже в XVIII веке промысел широко распространился среди крестьянского населения и стал известен далеко за пределами страны. Традиции неизменно передавались из поколения в поколение и ревностно оберегались от чужеродных влияний нового времени.

Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно, так - как древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется, от горячей пищи трескается. Заметили, что промаслившиеся стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется. Тогда-то, вероятно, и возникла мысль покрывать посуду олифой — вареным льняным маслом. Олифа покрывала поверхность предмета непроницаемой пленкой. Не случайно основой росписи был золотой фон.

В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок; все свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету неповторимо нарядный облик. На одних вещах стебли цветков вытягиваются вверх, на других — завиваются или бегут по кругу. Черно-красная гамма росписи с золотом придавала изделиям хохломских мастеров сдержанность и строгость, отличая их от ярких изделий городецких художников.

Особенности обучения детей старшего возраста декоративно – прикладному искусству : «Хохлома».

Рисование в полосе:

Познакомить детей с изделиями хохломских мастеров. Учить детей видеть красоту растительно-травного орнамента, необычность, сказочность золотого фона. Учить рисовать легкими формообразующими движениями основные элементы «травки» - осочки, травинки, капельки.

Рисование панно:

Продолжаю знакомить детей с изделиями мастеров Хохломы, их цветовой гаммой, основными элементами росписи («травка», завейки) и способами их выполнения. Учить рисовать лёгкими округлыми движениями с разной степенью нажима на кисть. Вспомнить с детьми отрывок из сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка» и предложить нарисовать золотую рыбку в манере хохломских мастеров. Развивать интерес к народным промыслам.

Рисование узора «Хохломская веточка»

Продолжать знакомить детей с росписью Хохломы; учить при рассматривании миски выделять основные элементы «травки»; закреплять приемы рисования, красиво располагая их на веточке – стебле-«криуле». Учить детей ритмично располагать элементы красного или черного цвета. Развивать эстетические чувства.

Роспись салфетницы (вазы).

Продолжать знакомить детей с хохломской росписью; закреплять умение рисовать растительно–травный орнамент легкими круговыми движениями руки. Предложить детям придумать и нарисовать узор по мотивам хохломского, чередуя знакомые элементы с новыми – цветами и листьями. Развивать самостоятельность и творческую активность.

Роспись тарелки по мотивам Хохломы

Продолжать знакомство с хохломской росписью, ее колоритом, растительно-травным орнаментом. Учить рисовать красивую веточку с ягодами и листьями и украшать ее знакомыми элементами «травки», выбирать цвета красок для рисования узоров в соответствии с фоном. Развивать творческую деятельность.

Роспись панно «Золотой петушок»

Обучаю при рассмотрении узоров выделять основные элементы «травки»; закреплять приемы их рисования; учу красиво располагать их на стебле. Учу детей ритмично располагать элементы красного и черного цветов, рисовать квачом ягоды смородины. Развивать эстетические чувства. Обучаю детей хохломским узорам в круге. Продолжаю знакомить детей с хохломской росписью, её цветовой гаммой, основными элементами и приёмами их рисования. Учу детей составлять декоративную композицию в круге, изображая птиц, травки и ягоды. Предлагаю детям украсить поднос «золотой петушок» (по сказке А. С. Пушкина, используя умения рисовать хохломские узоры.

Роспись «Хохломского букета»

На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность, торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству.

Публикации по теме:

«Секреты мастеров» НОД по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством.«Секреты мастеров» НОД по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством. Интегрированная НОД по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством. Секреты мастеров Средняя группа Воспитатель: Исаева Светлана.

Перспективный план работы по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством Татарстана Уважаемые коллеги и друзья!Предлагаю вашему вниманию перспективный план по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в целях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для воспитателей. Тема «Система работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством»
Опубликовано: 30 апреля 2015 в 21:27
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для воспитателей. Тема «Система работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Демина (УИ 313710) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД