Чайка
Художественно-эстетическое развитие в решении проблем инклюзивного дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени, является рост количества детей с проблемами в развитии. В нашем детском саду пять лет назад открылась группа компенсирующей направленности для детей с двумя и более сложными дефектами в развитии.
Когда в дошкольное образовательное поступают дети с ОВЗ, взаимодействуют все специалисты, Свою работу строю с учетом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя и индивидуальных возможностей детей.
Еще древние философы Аристотель, Пифагор, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Тысячу лет назад великий древний врач Авиценна лечил музыкой нервные и психические заболевания.
Музыка – источник особой детской радости. Дети с ОВЗ не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию и они начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.
Особое место в системе воспитания детей с ОВЗ занимают праздники и развлечения. Ожидание праздника обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание, что делает коррекционно – воспитательную работу более эффективной. Но что делать, если ребенок в силу своих особенностей развития не может выразить свои чувства и эмоции. Мы столкнулись с такой проблемой и решили ее с помощью тьюторства. На наших праздниках у каждого ребенка с особенностью развития есть взрослый, который ему помогает.
Я хочу поделиться с вами опытом, который накопился за время работы с особенными детьми. -ВИДЕО
на осеннем празднике «Наш веселый огород» участвовали маленькие и большие персонажи.
В развлечении «В гостях у бабушки – загадушки» дети совместно со взрослыми разыгрывали сценки, играли и закрепляли знания о домашних животных.
Особенность работы с детьми с ОВЗ состоит:
- не в освоении музыкально-ритмических движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка. (Как прыгают зайки. Как шагают солдаты, и т. д.)
- не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний. («Сорока», «На лугу», «Колыбельная».)
-- не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству. Для этого я использую разнообразные атрибуты.
Главное и важное на моих занятиях – это атмосфера радостиот общения педагогов и детей. Это общение с полным правом можно назвать игровым. В этой игровой форме не все дети должны делать то - же, что остальные, но каждый, со своим личным опытом может участвовать в игре.
Заставка Осень
Двигательные импровизации под музыку для детей являются лучшим способом заявить о себе. Я хочу предложить вам поучаствовать в несложной сценке.
Пример с коллегами:
в зале звучит плавная красивая музыка. История в танце о моднице осени, гуляющей по городам, скверам и садам, меняющей свой наряд каждый день. Сегодня она в оранжевом платье, завтра в жёлтом, она бывает весёлая и хмурая. Дети танцуют с газовыми платками в руках и передают образ «любимой» осени. Саша бегает по залу, привлекая к себе внимание. Она личность, и хочет делать по-своему (а может быть и помешать нам). По окончанию музыки педагог спрашивает детей: «Какая осень была сегодня у Саши?». Дети дружно отвечают: ветреная, дождливая, ненастная. Педагог предлагает детям передать в движении характер осени, которую танцевала Саша. После исполнения детей педагог спрашивает у Саши, как у автора модели, правильно ли дети поняли и предали характер задуманного образа. Предположим, что Саша ребёнок -аутист, она живёт в «другом» мире и всё, что она делает, не вписывается в наши правила и традиции. Саша не ожидала такого поворота событий, ведь её желания были другими. ЕЁ приняли такой, какая она есть, повторили её вариант, не видя в её действиях ничего плохого. Данный способ творческого самовыражения необходим ребёнку для адаптации и социализации.
Музицирование. Это один из способов творческого взаимодействия детей с особыми возможностями здоровья и их самовыражения. Музыкальный инструмент является проводником чувств и желаний ребёнка. Вот один пример, как ответственно дети с ОВЗ относятся к порученному им делу. Мы играли в оркестре, а особенный мальчик открывал и завершал игру. Он делал всего один удар по тарелке в начале и в конце исполнения. Я объяснила ему, что этот удар самый главный, без которого не начнёт играть оркестр. Играя роль солиста, ребёнок чувствует особое внимание к его личности, создаётся ситуация принятия его таким, какой он есть и успешности его деятельности. Похвала педагога необходима ребёнку, так как его роль в оркестре для него является чрезвычайно трудной.
Рассмотрим следующий случай.
В конце танца дети бросают на пол пипидастры этопраздничный солют, которым дети любуются и тихо выходят из зала. Остаётся один мальчик, Никита, он не хочет уходить, так как музыкальный зал для него — это не только «крылья», «пьедестал», но и островок любви, уважения, признания. Никита медленно достаёт пипидастры, которые лежат на полу, и кажется, хочет навести порядок. Из каждого пипидастра Никита делает цветок и раскладывает на полу по кругу. Получилась клумба из цветов. Никита стоит посреди зала и гордо смотрит на своё произведение. Этот способ самовыражения необходим ему для будущей успешности в деятельности
Я вижу, что музыка помогает социально адаптировать детей с тяжелыми нарушениями речи, способствует самовыражению и самореализации. Благодаря музыкальным занятиям:
-1. Развивается эмоциональная отзывчивость ребенка;
-2. В каждом ребенке раскрывается творческий потенциал. Мальчик с тяжелой формой заикания чудесно поет, и на всех праздниках он у нас солирует.
-3. Замкнутые дети становятся более общительными. Девочка, которая не говорила вообще, она все понимала, реагировала, но молчала. Постепенно, сначала шепотом на ушко, затем тихо – тихо по-секрету она начала петь, затем рассказывать стихи, отвечать на занятиях. А на Новый год сыграла главную роль в сказке «Щелкунчик»
Резюмируя сказанное, заметим, все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями меньше. И пусть эти дети все делают не так четко и ритмично, как здоровые, но они стараются двигаться, петь и играть, и получают от этого радость и удовольствие. Они обретают веру в себя. А мы радуемся их успехам.
При необходимых условиях естественного и органичного включения ребёнка в творческую деятельность, использования новых путей взаимодействия с «особыми» детьми, нацеленность на их успешную деятельность можно адекватно и эффективно решить цели и задачи инклюзивного образования.