Беляева
Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие различных видов творчества в их органической взаимосвязи во многом обеспечивает целостность и гармоничность развития личности дошкольника. Именно творчество помогает решить одну из актуальных проблем, стоящих перед педагогами, - развитие эмоциональной и познавательной сфер, что является основой гармоничного развития личности.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
Мы считаем, что более эффективно художественно-эстетическое развитие будет проходить при условии интеграции разных видов творчества, занятий по окружающему миру и занятий эстетического цикла. Интегрированное освоение детьми разных видов творчества, искусств, затрагивающее эмоциональную сферу ребенка и основанное на стремлении познавать окружающий мир, дает максимальную полноту восприятия.
С этой целью рассмотрим актуальную форму работы – эстетический интегрированный кружок. Его структуру представляют четыре направления:
1) Литературное – литературно-творческая гостиная при изостудии, где дети знакомятся с творчеством художников, поэтов, писателей.
2) Художественное - создание объемных макетов, творческих проектов по мотивам увиденного и услышанного с использованием техник объемного оригами, изонити, пластилинографии, конструирования, рисования, бумагопластики, декупажа и т. д.
3) Музыкальное – слушание высокохудожественных классических образцов, вокально-хоровая работа, организация самодельных музыкальных коллективов.
4) Познавательно-исследовательское – игровые и творческие задания, турниры, исследовательские проекты, экспериментирование.
Таким образом, реализуется содержание следующих образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие и социально-коммуникативное развитие.
Художественно-эстетическая деятельность в рамках интегрированного кружка будет способствовать развитию творческой одаренности детей при определенных условиях :
1. Создание целостного педагогического процесса художественно-эстетического развития детей с учетом ФГОС ДО.
2. Включение в образовательный процесс «серьёзного искусства». Создание художественно-эстетической среды, которая предполагает обращение к произведениям изобразительного и музыкального искусства, высокого уровня дизайна всех помещений детского сада. Кроме того, это сложные по содержанию виды художественной деятельности, осваиваемые детьми (модульные композиции, постановки, декорирование т. д.).
3. Работа коллектива строится по типу студийной, где в разных художественных группах реализуются принципы сотрудничества, партнерства взрослых и детей. Это обеспечивает диалогическое взаимодействие в процессе совместной деятельности. Руководители художественных групп, родители, школьники выступают как старшие партнеры, самореализующиеся личности, для которых художественная деятельность так же самоценна, как и для дошкольников.
4. Работа в художественных группах строится по принципу самодеятельности. Педагоги создают условия для максимально возможного выражения детской субъективности. Вместе с тем художественная деятельность предстает перед детьми как сложная деятельность, овладеть которой без волевых усилий невозможно.
5. Успешность в овладении художественно-эстетической деятельностью зависит от психологического климата в коллективе, эмоционального благополучия. Чуткое, бережное отношение к ребенку, к результатам любой его деятельности является условием достижения высоких результатов.
Отправляясь в путешествие по «Волшебной стране» в литературно-творческой гостиной, созданной при изостудии ДОО, дети знакомятся с творчеством художников, поэтов, писателей. Под впечатлением увиденного, услышанного, как результат большой предварительной работы, рождаются детские рукописные книги, макеты замков принцесс, объемные 3D сцены из сказок и т. д. Созвучие литературных и художественных образов дает простор детскому воображению и собственному творчеству.
Находим сходство и различия в иллюстрациях разных книг, проводим «День рождение зверят в зоосаде», выполняя ритмичные композиции, создаем 3D поляну с разноцветными насекомыми из оригами.
Для того чтобы с младшего возраста ребенок научился легко ориентироваться в многообразии изобразительных материалов и средств, на каждое занятие выставляются на столы-мольберты гуашь всех цветов, акварель, карандаши, мелки, кисти разных размеров, кусочки поролона, напоминающие по форме облака. Используются нетрадиционные техники рисования: кляксография, оттиски смятой бумаги, восковые мелки + акварель, набрызг, отпечатки листьев, ниткография, тканевые изображения, коллаж и т. д.
Прежде чем приступить к моделированию в студии оригами необходимо дать почувствовать детям свойства бумаги. Для этого проводим различные эксперименты, сравниваем бумагу по свойствам, фактуре, цвету, толщине и т. д. Кроме классического оригами с прямыми линиями сгиба используем и мокрое оригами, которое сродни папье-маше, и аэрогами, и киригами, простое оригами и модульное оригами.
Большую, в отличие от предлагаемых классическими техниками, свободу дают иные техники оригами: мокрое складывание, киригами и простое оригами. Оригами благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.
Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и бумаги. Занятия влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
В музыкальную часть занятий кружка можно включить игровые задания, повышающие слушательскую музыкальную культуру: «Слушая музыку», «Музыка на кухне», «Если стало интересно…», «Тик-Так», «Марш деревянных солдатиков», «Птицы», «Стань режиссером» и т. д.
На основе интегрированного подхода можно определить путь художественно-эстетического развития и творческой одаренности у детей дошкольного возраста : от организации творческой художественной деятельности средствами различных видов искусства и опыта конструирования через включение художественного опыта в более широкий эмоциональный и смысловой контекст к формированию эстетического отношения к окружающему миру, к созданию творческого продукта.
Литература:
1. Лыков, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет / И. А. Лыков. – М., 2006.
Петровский, В. А. Построение развивающейсредывдошкольном учреждении / В. А. Птровский, Л. М. Кларина // Дошкольное образование в России. – М., 2001