Марина Искаева
Художественно-эстетическое развитие детей четвертого года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе формирования у детей эстетического отношения к живописи главное - эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно -выразительных средств, формирование интересов, предпочтений.
В средней группе формируется интерес к искусству посредством знакомства детей с такими жанрами как пейзаж и портретная живопись.
Одним из наиболее любимых жанров в работе с дошкольниками является пейзаж.
Пейзаж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей четвертого года жизни» размещена в разделах
На развитие и проявление творческих способностей дошкольника существенное влияние оказывает 3 основных метода (выявлено в исследовании Т. С. Комаровой) : непосредственное наблюдение живой природы; подкрепление этих представлений уточняющими беседами, просмотром картин и иллюстраций; знакомство с лучшими поэтическими образами описания природы.
Безграничны, казалось бы, возможности литературы. Ее образному языку одинаково доступна передача зрительных, моторных, слуховых ощущений. Образы природы можно создать поэтически, не прибегая к прямому описанию.
«Унылая пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье…»
В этих пушкинских строках мы сразу узнаем осень. Этот суммарный пейзаж воспринимается через чувства художника. Примерно так же мы можем «увидеть» природу в музыке, в сочинениях Ф. Шуберта, П. И. Чайковского или С. В. Рахманинова, угадать общее ее состояние. Но зрительная ассоциация пейзажа, у каждого слушающего, будет своя.
Однако и самое подробное литературное описание природы, по мнению В. Н. Стасевича, оставляет впечатление разрозненных «пятен», пробелы между которыми каждый читающий заполняет в меру своей фантазии. Литературному слову недоступна ни предметная, ни композиционная конкретность пейзажа. Естественно поэтому, мы охотно обращаемся за «уточнением» к изобразительному сопровождению литературного пейзажа, если таковое прилагается к нему в виде рисунка, акварели, гравюры, фотографии, репродукции картины.
Практически все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Один из жанров живописи, целью которого является изображение конкретного или созданного воображением человека, портрет.
Портретная живопись - это не просто изображение конкретного человека, где на первый план выступает задача внешнего сходства, а сложное изучение психологии человеческой личности, ее внутреннего мира, сущности характера, неповторимости облика, определение ее как типичного представителя эпохи, национальности, сословия, выражение художником своего отношения к ней (Н. А. Курочкина).
Дети с 4 лет уже эмоционально откликаются на выразительный образ портрета, проявляют положительный интерес к нему, используют личный опыт, по ассоциации с которым придумывают ситуации, близкие их личной жизни. Некоторые средства выразительности уже доступны их пониманию. Так, в определении эмоционального состояния человека в портрете главным для них является общее выражение лица, реже - глаза. Дети в состоянии воспринять и назвать эмоции, изображенные на портрете – «улыбается», «смеется», «плачет». На примитивном уровне у детей есть и эстетическая оценка портрета, но она не аргументирована. Дети называют «красивыми» часто несущественные детали, такие как одежда, волосы, кружева и т. д. У них пока нет знаний о портрете как жанре живописи и средствах его выразительности.
Учитывая исследования педагогов (Курочкина Н. А., знакомство с портретной живописью следует начинать, когда дети уже имеют некоторые представления о живописи и таких ее жанрах, как натюрморт и пейзаж.
Для понимания портрета требуется длительная работа с детьми, содержание которой будет включать два направления:
Первое - это формирование представлений о человеке, его чувствах и эмоциях, нравственном отношении ко многим явлениям жизни, выражаемое внутренне и внешне.
Второе направление - постепенное формирование у детей понимания языка живописного образа портрета, происходит в процессе непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с портретом и художественно-продуктивной деятельности.
Перспективно–тематическое планирование по формированию интересов детей 4 года жизни к различным видам и жанрам изобразительного искусства художников Ульяновской области.
Сентябрь
Задачи:
1. обучить детей словесному описанию картины;
2. обогатить словарь дошкольников эмоционально-окрашенной лексикой (золотые листочки, бегущие облака, красно-бронзовые дубы, крестьянские домики, эстетическими и искусствоведческими терминами (пейзаж, полотно, репродукция);
3. вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ осеннего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия осенней природы.
Рассматривание репродукций картин с изображением природы Ульяновской области:
А. Нуждов «Свияга - конец лета» 2013г.
Ермаков А. «Осень в лесу» 2003г.
Д/и «Составь пейзаж» - формировать умение создавать композицию по теме, выделять главный объект.
Октябрь
Задачи:
1. познакомить детей с художниками Ульяновской области, показать их портреты, рассказать об их творчестве;
2. ознакомить детей с жанром живописи – портрет;
3. воспитывать эстетические чувства и уважение к труду художников.
Рассматривание репродукций картин :
А. Клименко «Просека» 1988 г.
К. Горин «В парке» 1997г., «Внук Миша» 1998г., «Портрет жены» 1965г.
Д/и «Ожившие предметы» - формировать умение замечать красивое сочетание красок, развивать интерес к изобразительному искусству.
Ноябрь
Задачи:
1. формировать умение рассматривать сюжетную картину, правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказываниях;
2. формировать умение самостоятельно определять основную мысль произведения.
Рассматривание репродукций картин :
А. Пластов «Ужин тракториста» 1951г., «Первый снег» 1946г., «Летом» 1954г., «Сенокос» 1945г.
А. Зинин «Моя семья» 1975-1976г. г., «Портрет бабушки» 1986г.
Д/и «Портрет или пейзаж» - вызвать у детей интерес к портретной живописи через знакомство с творчеством художников Ульяновской области.
Декабрь
Задачи:
1. развивать умение детей последовательно рассматривать художественные картины;
2. привить любовь к искусству и родной природе.
Рассматривание репродукций картин :
В. Мишов «Портрет Г. И. Мишовой» 2001г.
В. Горинова - Купцова «Портрет внучки» 1998г.
Д/и «Живые картинки» - формировать умение детей понимать средства выразительности, используемые художником.
Январь
Задачи:
1. формировать умение детей понимать основную мысль произведения, связанную с приходом зимы;
2. развивать умение видеть изобразительные средства, которыми пользуется художник, чувствовать красоту произведения искусства.
Рассматривание репродукций картин :
Ю. Свечников «Зима на речке Тушине» 2002г., «Зимний Ульяновск» 2001г.
Д/и «Да – нет» - формировать умение понимать смысл образных выражений, подбирать эпитеты, сравнения к заданным словам.
Февраль
Задачи:
1. формировать умение детей «читать» картину, определять настроение картины; находить композиционный центр и общее композиционное настроение;
2. развивать выразительные средства речи (использовать образные определения, эпитеты, метафоры для описания картин);
3. воспитывать интерес к живописи, как к виду изобразительного искусства.
Рассматривание репродукций картин :
А. Ермаков «Венец зимой» 1999г, «Зимний вечер» 2000г, «Зимний пейзаж» 2000г., Н. Чернов «Старая улица» 1983г.
Д/и «Угадай картину» - формировать у детей умение определять название, автора, жанр картины.
Март
Задачи:
1. продолжить формирование умения рассматривать картину, правильно понимать её содержание;
2. закрепить уже сформированные представления детей о весне;
3. познакомить детей с изображениями весны в картинах художников Ульяновской области;
4. привить любовь к природе.
Рассматривание репродукций картин :
Ю. Свечников «Март в Ульяновске» 2000г., «Половодье» 2003г. ,
Д/и «Подзорная труба» - продолжить знакомить детей с пейзажами художников Ульяновской области, передающих яркие сезонные признаки.
Апрель
Задачи:
1. развивать у детей желание высказываться об увиденном на картине;
2. вызывать у детей интерес к особенностям одежды героев, к присутствию декора в картинах;
3. развивать у детей умение находить средства выразительности, помогающие определить характер героев;
4. воспитывать интерес к живописи, как к виду изобразительного искусства.
Рассматривание репродукций картин :
Я. Клейн «Отец» 1989г., «Семья» 1987г.
В. Черкунов «Портрет матери» 1998г.
Д/и «Придумай портрет» - развивать умение придерживаться структуры описательного рассказа.
Май
Задачи:
1. развивать умение детей последовательно рассматривать содержание картин;
2. помочь детям почувствовать художественный образ картин;
3. развивать умение детей описывать окружающий пейзаж, содержание и настроение картины;
4. вызвать у детей эмоциональный отклик на художественные произведения, ассоциации с собственным опытом восприятия.
Рассматривание репродукций картин :
Д. Архангельский «Весна» 1950г., «Сани» 1930г., «Мастерская» 1924г., «Чебоксары» 1921г.
И. Щеголев «Парк Языкова» 1990г.
Д/и «Найди ошибку» - продолжать знакомить детей с творчеством
Д. Архангельского.
Литература
1. Комарова Т. С., Пантелеева Н. Г. Знакомим дошкольников с искусством портрета: Методическое пособие к «Программе воспитания и обучения в детском саду» АРКТИ, 2010 г. [Электронный ресурс] https://www.knigafund.ru/books/76549
2. Котлякова Т. А., Абдрахимова Э. Ф. Формирование интереса к культурно-историческим ценностям родного края у дошкольников.
3. Краткий словарь художественных терминов. М. :Педагогика,1987г. ,415с.
4. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. / Н. А. Курочкина. – М. : Детство-пресс, 2006. – 104 с.
5. Пантелеева Л. В. Музей и дети. / Л. В. Пантелеева. - М. : издательский дом «Карапуз», 2000г.
6. Распахни окно в мир прекрасного: Методическое пособие. – Выпуск I : Программно-методическое обеспечение развития художественно-творческих способностей детей шестого года жизни. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.– 116с.