Шинкарева Елена Борисовна
Консультация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Денни Дидро
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно – эстетической культуры, так как именно в этом возрасте у ребёнка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.
Публикация «Консультация „Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Эстетическое воспитание – целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью формирования эстетически эмоционально – чувственного и ценностного сознания личности, развития у неё способности, видеть красоту окружающего мира и создавать её.
Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.
Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.
Художественно – эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкус, умение творчески создавать продукты ручного творчества.
Художественно – эстетическое воспитание – это воспитание целостной гармонически развитой личности, для которой характерно сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве.
В процессе приобщения детей к разным видам изобразительного искусства происходит развитие творческих способностей, уточняются знания об окружающем.
Дети 3- 4 лет эмоционально радуются изображению знакомых предметов, которые узнали на картинке, мотив оценки носит житейский или предметный характер.
К 5–ти годам дети начинают не только видеть, но и осознавать в произведении те элементы эстетического качества, которые делают для них картину более привлекательной, получают элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине, как красивое: цвет, сочетание изображения предмета. Азы художественно – эстетического воспитания закладываются при участии взрослых сразу же после рождения ребёнка и продолжают своё становление долгие годы.
А. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова показали, что дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями
для восприятия понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.
Выделяют три ведущие задачи художественно – эстетического развития :
1. Создание определённого запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления. Которые будут отвечать представлениям о красоте. Таким образом будет формироваться чувственно – эмоциональный опыт.
2. Формирование на основе полученных знаний художественно – эстетического воспитания и развитие художественного и эстетического восприятия. Эта задача говорит о том, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне, они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, затем обращаются к новым иллюстрациям. Формируются такие качества ребёнка, которые позволяют ему самостоятельно с учётом возрастных возможностей критически оценить любимое произведение, высказать суждение по поводу него.
3. Формирование у каждого воспитанника художественно – творческих способностей. Главное состоит в том, чтобы «воспитать», развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать её. Здесь ребёнок должен не только знать прекрасное, уметь любоваться им, а ещё и сам активно участвовать в создании прекрасного, самостоятельно создавать продукты своего творчества.
В процессе приобщения детей к разным видам изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, уточнять знания об окружающем. С младшего дошкольного возраста у детей формируются эмоциональная отзывчивость на произведения искусства.
Художественно – эстетическое воспитание ребёнка начинается с момента его рождения. Чтобы произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно – эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей.
Средства формирования художественно – эстетического развития :
1. Ознакомление детей с творчеством;
2. Доступные возрасту виды художественно творческой деятельности;
3. Активная педагогическая деятельность.
«Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка»
В. А. Сухомлинский