Ольга Глазко
Художественно-творческое развитие дошкольников посредством использования образовательной технологии «План-дело-анализ»
▼ Скачать +Заказ
Технология описания опыта
Целью педагогической деятельности в данном направлении является повышение уровня развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами технологии «План-дело-анализ».
Задачи:
• Внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;
Публикация «Художественно-творческое развитие дошкольников посредством использования образовательной технологии „План-дело-анализ“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Планирование. Планы работ
- Темочки
• Создать педагогические условия для художественно-творческого развития дошкольников в межличностном и познавательно-деловом общении детей и взрослых;
• Оснастить развивающую среду в группах материалами, оборудованием, стимулирующими художественно-творческую деятельность дошкольников;
• Приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности;
• Развивать художественно-творческие способности у детей в процессе совместной деятельности;
• Разработать тематические консультации для воспитателей и педагогов дополнительного образования по проектированию образовательной деятельности с детьми на основе технологии «План-дело-анализ»;
• Способствовать повышению компетентности родителей по вопросам развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста через совместные проекты, мастер-классы.
В основу организации работы с детьми были положены структурные компоненты педагогической технологии :
Концептуальность - опора на концепцию педагогической технологии Л. В. Михайловой-Свирской «План-дело-анализ» и подразумевает отрезок жизни группы детей, в течение которого дети вместе со взрослыми совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу. Эта работа основана на инициативной, активной реализации интересов, потребностей и возможностей детей, что дает каждому ребенку возможность реализовать свои идеи и получить удовольствие от действий в различных видах деятельности.
Системность – технология обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов деятельности.
Эффективность – технология, существует в условиях ДОУ, эффективна по результатам и оптимальна по затратам, гарантирует достижение обучения.
Воспроизводимость – технология как педагогический инструмент гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Организация учебно-воспитательного процесса
Вся деятельность выстроена в несколько последовательных этапов.
1–й этап – моделирование развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) в группе.
Поскольку одним из важнейших факторов художественно-творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их способностей, поэтому необходимо сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества. Т. к. основой творческого воображения ребенка является накопленный опыт об окружающем, то другим условием развития художественно-творческих способностей является организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально–интеллектуального опыта. Поэтому в группе были созданы следующие объекты:
1. Тематические центры активности, стимулирующие детскую инициативу и развитие художественно-творческих способностей :
-Центр сюжетно-ролевой игры «Наши игры»;
-Центр развивающих игр «Игротека»;
-Центр музыки и театрализованной деятельности «За кулисами»;
-Центр изобразительного творчества «Юные художники»;
-Центр конструирования «Город мастеров»;
-Центр трудовой деятельности;
- Центр художественной литературы.
Участок для прогулок в детском саду – место, где каждый ребенок проводит около четырех часов всего времени пребывания в дошкольном учреждении. Создание условий для интересной и содержательной деятельности детей на участке нашего дошкольного учреждения имело большое значение для коллектива педагогов. Воспитатели всех групп и специалисты с энтузиазмом откликнулись на предложение создать условия для плодотворного проведения прогулок. Для них было важно не только эстетически оформить участок, но и использовать его для организации разнообразной двигательной деятельности детей.
Эстетическая среда немыслима без природного содержания. Так, например, на участке детского сада весной организуется «Сельский дворик», где есть огород, на котором педагоги с детьми выращивают овощи. Это также создает природную среду, обладающую эстетическими свойствами и качествами, позволяющими формировать у детей эстети-ческое отношение к природе. К созданию эстетической, предметной и природной среды активно привлекаются дети, вызывая их на совместное обсуждение и совместные действия по организации и преобразованию среды. В результате такой активности у детей формируется художественное чутье, развиваются необходимые способности. Эстетическая среда активизирует художественно-творческую деятельность детей.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
2. Создание маршрута занятости в центрах активности.
«Маршрут занятости» необходим для учета и анализа пребывания детей в центрах активности. На магнитную доску помещаются фишки, в которых отражена «будущая» деятельность ребенка. В конце недели или месяца подсчитывается количество посещений ребенком того или иного центра. Наблюдение за детской активностью и творчеством помогает изменить педагогу характер работы в Центрах.
К анализу занятости центров педагог привлекает и самих детей. В данном случае педагог готовит нужное количество копий «Бланков самоанализа». В данном бланке размещены фото центров активности и дети в конце дня оставляют отметку рядом с тем центром, больше времени в котором они провели в этот день.
В ситуации, когда дети получают право выбора вида деятельности, педагогам необходимо проследить занятость и характер действий каждого ребенка. Анализ бланков самоанализа позволяет педагогу учитывать разнообразие интересов каждого ребенка. Такая информация дает повод для дальнейших педагогический действий. Например, Центр изобразительного творчества «Юные художники» наполнялись периодически такими материалами, которые стимулировали развитие детей в разных направлениях (изготовление книжек-малышек, нестандартное копирование, работа в технике скрапбукинг и т. д.). Большой интерес вызвала техника рисования отпечатками листьев на бумаге. Сначала дети собрали на прогулке листья необычной формы с разных деревьев, затем с помощью воспитателя вымыли и просушили их. Через некоторое время ребята с восторгом наносили краску на листья, и получался разноцветный осенний листопад. Алиса К., выполняя данное упражнение, проявила творчество не только в рисунке, но и в речевой деятельности – ей удалось составить небольшой рассказ о своей картине. Леонид П. при выполнении рисунка задавал множество вопросов, например: «Каким цветом лучше листья отпечатывать?», «Много краски надо брать или чуть-чуть?». Несколько детей выразили желание подарить свои работы воспитателям и другим сотрудникам детского сада
В центр «Город мастеров» вносилось соленое тесто для лепки муляжей, необходимых для сюжетно-ролевых и развивающих игр, тампоны, оттиски и др. Например, большой интерес у детей вызвала техника рисования с помощью тампонов, которые воспитатель изготовила совместно с детьми. Каждый ребенок попробовал свои силы в изготовлении тампонов и штампов разной формы и диаметра, после чего выбрал наиболее понравившиеся материалы и приступил к рисованию. Юрий Т. сделал тампон из кусочка ткани, поместив внутрь клочок ваты, и попросил воспитателя закрепить его ниткой. После этого приступил к изображению «снежинок» и «капелек» на листе тонированной бумаги. Злата М. не смогла самостоятельно изготовить тампон из предложенных средств и попросила его у Тимофея Д., когда тот закончил рисунок.
В центре художественной литературы оформлялась подборка энциклопедий, книг на тему: «Поварское и кулинарное искусство», настольно-печатную игру «Приготовь блюдо» и др.
Таким образом, центры активности постоянно пополнялись.
Опираясь на инициативу и творческую направленность детей, предлагалось им придумать что-то интересное не только для себя, но и для других детей, а наиболее активным детям предлагалось первыми рассказать о своем выборе партнёров и помощников.
2–й этап - организация деятельности педагога с детьми
Данный этап содержит определенный алгоритм:
1. Утренний групповой круг. В этом виде деятельности необходима беседа с детьми. Через нее дети планируют место деятельности, нужные материалы, а также выбирают партнеров по взаимодействию. Например, детям задаются вопросы:
- Ребята, о чем нам будет интересно поговорить? Подумайте о вопросах, в которых бы вы хотели еще что то узнать.
- Женя, пожалуйста, назови тему нашего общения – «Труд художника».
- По нашей теме, что мы уже делали?
Примерные ответы детей:
- по схеме «Расскажи- ка» составляли рассказы о труде художника;
- знакомились с загадками, рассказами, знакомились с пословицами;
- беседовали об одежде художника, инструментах и оборудовании;
- смотрели презентацию и видеоролики о труде художника;
- разукрашивали картинки на тему: «Творит художник»; рисовали картины, лепили из глины, пластилина;
- играли в игры: «Назови ласково», «Четвертый лишний», «Учись подбирать цвета и оттенки»;
- изображали этюды на тему «Профессия художник», участвовали в театральной постановке; обыгрывали разные сценки из жизни художника;
- были на экскурсии в изостудию и мультстудию нашего детского сада.
Так, по данной теме в центре конструирования планировали и реализовали – постройку художественной студии из лего – конструктора и конструктора «Полидрон». В центре изобразительного творчества красиво оформили салфетками для игр «Выставка творческих работ», «Музей творчества». В центре развивающих и сюжетно-ролевых игр составлена мнемотаблица для рассказов.
2. Совместное планирование – деятельность педагога с детьми основана на использовании способа «культурного продавливания» и методики «Модель трех вопросов» : «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?». Данная методика используется как индивидуальная работа с детьми в виде познавательной беседы. Все идеи и высказывания детей записываются на специально подготовленном бланке с указанием автора идеи. Главная задача - предоставление детям возможности проявлять инициативу и творчество, приобрести ключевые компетентности, способность к осознанному и ответственному выбору, самореализации в выбранной деятельности.
Воспитатели, специалисты ДОУ, родители обучающихся имеют равные права для внесения в общий план идей по темам, содержанию, видам деятельности. Воспитатель является одним из источников идей, но не единственным. Детям предоставляют достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, ограничивая её рамками принятой культуры и формируя у дошкольников понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты.
Такая форма плана структурирует идеи детей и взрослых по видам деятельности, но не устанавливает временной и пространственной закреплённости для реализации того или иного содержания. В результате у ребёнка остаё тся свобода выбора: когда это делать, сколько раз к этому возвращаться, с кем в партнёрстве, где организовать эту деятельность, а у взрослого появляется возможность в разное время оказывать детям помощь, планировать и организовывать индивидуально-коррекционную работу «внутри» той деятельности, которую выбрал ребенок.
3. Итоговый (вечерний) круг – итоговый круг проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план в Центрах активности. Целью круга является показ детьми своих достижений, т. е. итог их деятельности в центрах активности.
Задачами круга является развить в детях чувство уверенности в своих силах, а также учить рассказывать о своей работе, о своих достижениях и неудачах, уметь объяснить «что» им не удалось и «почему», а также уметь составлять планы на будущее.
Например:
- Руслан, что ты хочешь рассказать о своей работе?
Руслан:
- Я лепил поделку блюдо дня и придумал блюдо «Салат ассорти», но я немного не закончил, но завтра я постараюсь все завершить, и покажу ребятам, как нужно готовить этот слат.
- Ты достиг того, что хотел, что задумывал?
- Что бы ты хотел изменить?
- Что для тебя было интересным, а что трудным?
Женя:
-Я играла в центре «Юные художники» и лепила из соленого теста «продукты» для игры в «Кафе», но мне белого теста не хватило.
Василиса, Аврора, Даши:
- Мы играли в игру «Юный повар», подбирали картинки с продуктами для приготовления борща, супа и щей. Но мы не могли определить победителя. Все быстро «варили» суп.
Кирилл:
- Мы с Варей и Викой конструировали из лего и полидрона столовую и кафе для кукол, только мне не хватило маленьких человечков. И еще я не знаю, как машинки можно сделать, из чего?
Воспитатель:
- На помощь тебе придут наши дети. Ребята, подскажите, пожалуйста, как выйти из такой ситуации, как помочь детям? ( Примерные ответы детей: можно из пластилина вылепить, а еще нарисовать на картоне, вырезать и раскрасить, а из другой настольной игры человечков можно взять и т. п.)
Увлеченно дети рассказывают о своих «маленьких достижениях». Возгласами «Молодец!», «Здорово!», «Как это у тебя получилось!», «Тебе кто-то помогал?» воспитатель радуется их успехам вместе с детьми. От такого взаимодействия у детей появляется ответственность, уверенность в своих силах, желание высказывать свои мысли, а в другой раз сделать что-то ещё более интересное и еще лучшее. Так как труд детей всегда отмечается, то каждый из них чувствует удовлетворение.
Творчеством детей, рисунками и поделками их, организуются выставки для родителей. Дети, в свою очередь, с удовольствием рассказывают о своих достижениях и о результатах друзей своих, и это им и их родителям доставляет большую радость. А еще работами детей украшается группа, музыкальный и спортивный залы на тематические праздники, досуги.
Ежедневные обсуждения на утреннем круге и итоговом круге запланированных и выполненных дел могут рождать новые идеи и инициативы детей и взрослых, которые будут внесены в план. Если на листе бумаги недостаточно места, дополнения можно выписывать на отдельных листочках и подклеивать их к основному плану.
4. Оценка результатов образовательной деятельности – деятельность педагогов в данном направлении предполагает анализ творческой деятельности и инициатив детей и анализ эффективности педагогических действий.
Анализ инициатив каждого ребенка за определённый период времени позволяет педагогу предположить и выдвинуть гипотезу о его лидерских качествах, избирательности его интересов, творческой направленности, об уровне развития творческих способностей, сильных сторонах, ведущем способе учения и его социальном статусе в группе.
Анализ планов позволил сделать вывод о том, как менялась групповая динамика в отношении детской инициативности и творчества, какие изменения произошли в наборе информационных средств, к которым обращались дети, как изменились типы деятельности, и какое место каждая из них занимает в инициативах детей.
Анализ эффективности педагогических действий (количественный анализ предложений) даёт, с одной стороны, представление об инициативности детей как присущем им качестве развития творческой личности, а с другой - об адекватности поведения воспитателя как стимулятора творческой деятельности.
3 -й этап - планирование деятельности педагога
Планирование рамочное, открытое, динамичное обеспечивает соучастие детей в определении содержания форм образования; предусматривает интеграцию содержания образовательных областей, целенаправленное изменение РПСС, вовлечение семьи и социума.
Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической деятельности с детьми.
Структура рабочего плана данного подраздела включает следующие компоненты:
месяц и недели;
тематику недели;
способы мотивации детей;
образовательный продукт или детская деятельность в условиях реализации темы;
организация развивающей среды для самостоятельной творческой деятельности детей с учетом инициатив детей;
формы организации совместной деятельности педагогов с детьми по реализации темы с интеграцией в содержание образовательных областей;
предполагаемые результаты деятельности с детьми по реализации темы;
взаимодействие с семьёй, в основу планирования данного раздела плана включены материалы совместного планирования с использованием методики «Модель трех вопросов».
Перспективное планирование по видам деятельности. Подраздел предполагает планирование образовательной деятельности в режимных моментах и культурные практики; планирование самостоятельной творческой деятельности детей. Т. е. создание развивающей предметно-пространственной среды через предметное наполнение развивающих центров и самостоятельной деятельности, направленной на поддержку взрослыми детской инициативы и творчества.
Непосредственно образовательная деятельность. В данном подразделе планируется организованная образовательная деятельность, осуществляемая в процессе реализации основных видов детской деятельности: коммуникативной, познавательно-исследовательской, музыкальной, двигательной, изобразительной, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование.
Взаимодействие с родителями и социумом. Подраздел плана предполагает планирование основных форм совместной деятельности педагогов и родителей по реализации образовательной программы дошкольного образования и учитывает особенности взаимодействия педагога с родителями в группе.