Светлана Алямкина
Проект «Художественная литература — источник духовно-нравственного воспитания ребенка»
Актуальность.
Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Литературное образование объективно больше подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые особенно активно проявили себя в последнее десятилетие: в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий происходит, как одно из следствий, падение интереса к литературе вообще. Проще говоря, дети перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка.
Публикация «Проект „Художественная литература — источник духовно-нравственного воспитания ребенка“» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Цель проекта : закладывание основ духовно-нравственной личности через общение с книгой.
Задачи проекта :
1. Углублять у детей интерес, любовь к книге как источнику знаний, обогащая читательский опыт детей.
2. Способствовать формированию духовно-нравственных качеств : сочувствие, отзывчивость, доброжелательность, справедливость через художественное слово, сказку.
3. Способствовать восприятию литературного произведения, стремлению давать оценку действиям и поступкам героя, сопоставлять со своими поступками и поступками товарищей.
4. Помочь освоить духовно-нравственные категории : добро и зло, трудолюбие, бескорыстие, согласие.
5. Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как к виду искусства и литературной речи.
6. Обеспечить возможность проявления детьми самостоятельного творчества в художественно-творческой деятельности на основе прочитанных литературных произведений
7. Воспитывать положительное отношение к книге через выполнение посильных игровых трудовых поручений.
8. Активизировать родителей к совместной деятельности по приобщению детей к книге как средству воспитания дошкольника.
Ожидаемые результаты.
Дети имеют представления о значении книги в жизни человека;
- проявляют интерес к книгам, художественной литературе, с желанием включаются в процесс чтения;
- знают и называют детских писателей, поэтов, сказочников и их произведения;
- умеют выделять смысловую идею произведения и давать положительную (отрицательную) оценку поступкам героев;
- выразительней рассказывают стихотворения, сказки, исполняют роли в драматизациях;
- проявляют самостоятельность и творчество в художественно-творческой деятельности с использованием знакомых литературных произведений и персонажей;
- развились психические процессы: слуховая память, словесно-логическое мышление, восприятие;
- дети различают нравственные критерии: добро и зло, вежливость и невежество, уважение к человеку, любовь, трудолюбие и др.
- развились индивидуальные способности детей и навыки совместной деятельности;
- дети и их родители посещают городскую библиотеку;
- родители получили рекомендации по организации семейного чтения.
Вид проекта :
информационно-практико-ориентированный;
– По числу участников групповой, ориентированный на детей 4- 7 лет, родителей, педагогов, библиотекарей.
– По времени проведения долгосрочный.
– По характеру контактов осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьей, взаимосвязь с библиотеками города, музеями.
Форма работы:
- Индивидуальная диагностика. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей и педагогов.
- Организованная образовательная деятельность с детьми;
- Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;
- Самостоятельная игровая деятельность детей;
- Система коррекционно-развивающих занятий;
Этапы работы:
1)Подготовительный
2)Основной
3)Заключительный.
Список литературы :
Гриценко З. А. Положи твое сердце у чтения - М. : Просвещение, 2000г. 2. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребёнок и книга. – М. : Просвещение, 1992.
Жукова Г. Д Родительское собрание по детскому чтению. - М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
Жукова Г. Д. Семейное чтение в год семьи. - М: Русская школьная ассоциация, 2007г. Международный день детской книги. - Ж. : Дошкольное образование, 2010. - №6.
Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж. : Дошкольное образование. 2010. - №6.
Пушкин А. С. Сказки. -М. : Детская литература, 2007г.
Ушакова О. С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М. : -2010 г
Самородов К. Т. «Волшебные сказки мордвы» Мордовское книжное издание 2015г.
История создания книги на Руси.
В 1563г. Царь Иван Грозный учреждает в Москве первую государственную типографию и первые русские печатные книги творили Иван Федоров и его сподвижник Петр Тимофеевич Мстиславец. 1 марта 1564 года появилась первая русская печатная книга "Апостол".
Книга занимает очень важное место в жизни каждого человека. Это целый мир, позволяющий узнать много новой, необходимой и интересной информации. Именно благодаря чтению ребенок, сначала через родителей, потом самостоятельно, начинает свое знакомство с буквами, слогами, познает окружающую действительность. Оно помогает разгадать множество загадок, объяснит непонятное, расскажет о неизведанных вещах.
Чему учит библия : Она учит вере, надежде, любви и добру. А также смирению, трудолюбию, мужеству, умеренности, искренности и другим добродетелям. Это следует из её прямых предписаний – заповедей, и из многочисленных текстов, несущих мощный моральный импульс.
Сказки нашей малой Родины - Мордовии.
Сказка- это язык на котором можно вести беседы с душой человека.
Книжкина больница.
Рисование на тему: «Мой любимый сказочный герой».
Экскурсия в детскую библиотеку.
Работа с родителями.
Первая книжка- малышка
Книжка- малышка “Времена года”
Привить ребенку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать.