МААМ-картинки

Хороводные игры как средство формирования нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Елена Селедцова
Хороводные игры как средство формирования нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Хороводные игры как средство формирования нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

От общества к обществу, из поколения в поколение, игра была базисом в деле осознания своеобразия психики и особенностей развития ребёнка. Игра ребёнка, её происхождение, а также содержание и значение для развития детей, является одним из ведущих направлений дошкольной педагогики и детской психологии. Многие исследователи дошкольной педагогики и детской психологии подвергли игру анализу с целью интерпретации содержания и особенностей игры в соответствии со своими научными взглядами.

Публикация «Хороводные игры как средство формирования нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Народные подвижные игры обусловлены преобразовательными процессами воспитания подрастающего поколения в современном обществе, осуществляющимися в условиях реформирования системы образования. В процессе этого использование всего нового, прогрессивного опирается на лучшие достижения прошлого опыта народа, накопленного тысячелетиями, проверенного в практике воспитания, обучения и развития личности человека с малых лет.

Этот прогрессивный опыт прошлого, который народ отражал и использовал в национальных подвижных играх, как средство воспитания физически крепкого, психически здорового, нравственно развитого человека, отвечает целям и задачам настоящего времени.

В русской педагогике и психологии над теорией игры работали Бахтин М. М., Блонский П. П., Выготский Л. С., Крупская Н. К., Леонтьев А. Н., Макаренко А. С., Эльконин Д. Б. и др. Разрабатывая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, современные исследователи значительное место отводят разным аспектам нравственного воспитания :

формированию культуры поведения (Петерина С. В. и другие);

формированию гуманных отношений (А. М. Виноградова, М. В. Воробьева и другие);

формированию нравственных и волевых качеств (СуровцеваА. Р. и другие).

Использованные примеры из произведений классиков говорят о подвижных играх (ходьба, бег, прыжки, подпрыгивание, борьба, метание копья, стрельба, метание в цель, хоккей и другие виды игр, которые могут стать источником гордости и величия, показателем духовных ценностей.

В современной гуманитарной науке одним из актуальных, спорных вопросов является определение понятия «игра», её содержание, происхождение и «значение» для развития детей, а дошкольный возраст является самым игровым периодом детства (Т. Авдулова). В психологическом плане «игровая деятельность», являясь ведущей деятельностью, способствует психическому развитию ребенку (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).

С позиции современной науки, народные подвижные игры следует рассматривать как многоаспектное понятие, сочетающее в себе психолого-педагогические, культурологические, исторические элементы, направленные на решение воспитательно-образовательных, культурно-оздоровительных задач с малых лет жизни человека.

Так, например, подвижная игра, рассматриваясь с позиции Лесгафта П. Ф., Тихеевой Е. И., Запорожца А. Б. и Усовой Л. П., Новоселовой Л. С., Блонского П. П., Жан Пиаже, Крупской Н. К., Фребеля Ф. как «игра с правилами», отличается формулировкой содержания :

«игры, имеющие цель и правила, определенные взрослыми» (Лесгафт П. Ф.);

«игры с правилами, организуемые педагогами и включающие выполнение физических упражнений» (Тихеева Е. И.);

«это спортивные игры, основой которых является соревнование» (Запорожец А. Б., Усова Л. П.);

«игры, возникающие по инициативе взрослого - в нее внедряются воспитательные и образовательные цели» (Новоселова Л. С.);

«правила определены взрослыми и каждый участник должен подчиняться им» (Крупская Н. К.);

«роль в игре способствует формированию мышления и использованию игровой символики» (Ж. Пиаже);

«большую роль играет бег» (Блонский П. П.,

«игры для развития моторики» (Ф. Фребель).

Как видно, эта группа исследователей отводит место подвижной игре в физическом развитии ребенка, проходящем под контролем взрослого (педагога).

С позиции современной психолого-педагогической науки подвижные игры представлены как отражение духовной культуры народа, приведена их классификация и раскрыта роль детского игрового фольклора в подвижных играх. Народные подвижные игры в первую очередь, являются духовным наследием и национальным богатством каждого народа, в котором отражен воспитательно-образовательный опыт, накопленный веками в области физического и нравственного воспитания.

Педагоги и родители могут назвать игры, используемые детьми, указать основные движения, а также нравственно-волевые качества, формируемые в процессе нижеуказанных игр:

Догонялки - ловкость, находчивость, смелость, ловкость.

Прятки - смелость, находчивость, ловкость, внимательность.

Охотник и куропатки - ловкость, сдержанность, внимательность.

Прыгалки с веревкой - взаимоподдержка, гуманность, ловкость, ответственность.

Использование вышеуказанных игр оказывает положительное влияние на личностные качества, которые проявляются в повседневной бытовой жизни.

Внесение изменений и усложнений выражалось в следующем:

-Увеличение нормы и количества игровых движений:

-Усложнение способа выполнения игровых движений. Например, в

игре «Охота за куропатками», «дети-куропатки» перед тем как попасть в

ловушку охотника, несколько раз спускаются к речке:

-Изменение расположения/места игроков на игровой площадке.

Воспитатель вначале игры «Догонялки» рисует круги, чтобы дети

соблюдали следующее правило: не выходить за пределы круга и

действовать по сигналу старшего или ведущего. Сигналом могут служить

флажки, платочки, палки, ветки, даже опущенная или поднятая рука,

произношение отдельных звуков, слов, подражание голосам (птиц,

животных, звукам музыкальных инструментов и т. п. Все эти меры

направлены на воспитание внимательности, дисциплинированности,

ответственности и других нравственно-волевых качеств;

- Организация и проведение традиционно популярных игр в разных

условиях, с внесением изменений в правила игры. Например, игру «Прятки»

воспитатель организовала во время прогулки, и дети прятались за

деревьями. Мы внесли следующие изменения в правила данной игры : когда

их ищут, каждый должен кружиться вокруг дерева, а потом идти в нужном

направлении;

-Усложнение правил подвижной игры «Подтягивание каната», с

увеличением количества игроков, с исключением детей средней группы

дошкольного возраста.

-Повышение интереса детей к народным подвижным играм. Например,

в начале игры «Охота за куропатками» : «Хотите, чтобы охотник не смог

ловить куропаток! Будьте бдительными, зоркими!» -говорит воспитатель. -

«Ой, наш зайчонок крепко спит. «Будем громко петь песенку, чтобы его

разбудить» (игра-хоровод «Ой, зайчонок»).

Картотека хороводных игр в старшей группе

Игра»Кострома», Дудочка - дуда, Каравай, Заинька, Пузырь, Карусель

1. «Угадай, чей голосок».

Цель: Развитие слухового восприятия, умения различать голоса сверстников. Воспитание желания активно участвовать в играх.

Ход игры:

Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами. Дети идут по кругу со словами:

«Мы собрались в ровный круг

Повернемся разом вдруг,

А как, скажем: (говорит первый ребенок)

«Скок - скок - скок, угадай, чей голосок?»

Водящий должен узнать ребенка по голосу. Ребенок, чей голос узнали, становится водящим. Дети идут в другую сторону.

2. «Тишина».

Цель: Обучение детей умению двигаться в соответствии со словами. Воспитание дисциплинированности.

Ход игры:

Играющие идут по кругу со словами:

«Тишина у пруда,

Не колышется вода,

Не шумят камыши

Засыпайте малыши».

По окончании слов дети останавливаются, приседают и опускают голову. В таком положении находятся 10 секунд. Кто пошевелился, выходит из игры. Игра повторяется, пока не остается один ребенок - победитель.

3. «Колпачок».

Цель: Обучение детей различным танцевальным движениям. Воспитание дружеских отношений друг к другу.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. В центре один ребенок - «колпачок» сидит на корточках. Дети идут по кругу со словами:

«Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки

Красные сапожки

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили

Танцевать заставили»

Дети останавливаются, хлопают в ладоши со словами:

«Танцуй, сколько хочешь

Выбирай, кого захочешь»

Ребенок — «колпачок» танцует и выбирает другого «колпачка

4. «Узнай по голосу».

Цель: Развитие слухового восприятия, желания принимать активное участие в играх.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. Один ребенок в центре круга. Дети ходят по кругу со словами:

«Ваня - Ваня, ты в лесу

Мы зовем тебя - «Ау»

Ваня глазки закрывай

Кто назвал тебя, узнай».

Дети останавливаются. Ребенок в кругу закрывает глаза. Один из детей зовет его по имени. Водящий отгадывает.

5. «Заря – зарница».

Цель: Обучение детей умению четко произносить слова. Развитие силы бега. Воспитание интереса к игре.

Ход игры:

Один из детей держит шест с прикрепленными на конце лентами. Все играющие берут по одной ленте. Один из участников - водящий - стоит вне круга. Дети идут по кругу с лентами в руках со словами:

«Заря - зарница

Красная девица

По полю ходила,

Ключи обронила

Ключи золотые

Ленты голубые

Раз - два, не воронь,

А беги как огонь».

С последними словами водящий дотрагивается до одного игрока. Они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, победитель, а неудачник становится водящим.

6. «Капуста».

Цель: Обучение детей умению четко произносить слова. Воспитание двигательной активности.

Ход игры:

Рисуется круг - огород. На его середину играющие складывают свои вещи - шапки, пояса, платки и т. д., обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один из ребят, выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, изображая движениями воображаемую работу, говорит:

«Я на камушке сижу

Мелки колышки тешу

Мелки колышки тешу

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли

В огород не прибегали

Волк и лисица,

Заинька усатый,

Медведь толстопятый».

Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого хозяин коснется рукой у себя в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет «капусты» из огорода, объявляется победителем.

7. «Бабушка Маланья».

Цель: Обучение детей различным танцевальным движениям. Воспитание дружеских отношений друг к другу.

Ход игры : Дети берутся за руки, а взрослый становится в круг и начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

У Маланьи, у старушки дети движутся по кругу

Жили в маленькой избушке в одну сторону,

Семь дочерей, держась за руки.

Семь сыновей,

Все без бровей. Останавливаются

С такими глазами, и с помощью жестов

С такими ушами, и мимики изображают то,

С такими носами, о чем говорится в тексте:

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее (на него) глядели,

Делали вот так…. Повторяют за ведущим любое движение. 8. «Мы топаем ногами».

Цель: Обучение детей умению четко произносить слова. Воспитание двигательной активности

Ход игры : Воспитатель вместе с детьми становится по кругу на расстояние выпрямленных в стороны рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

С этими словами дети дают друг другу руки, образуя круг, и продолжают:

И бегаем кругом,

И бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит : «Стой!». Дети, замедляя движение, останавливаются. Игра повторяется.

9. «Бабка Ежка».

Цель: Обучение детей умению двигаться в соответствии со словами. Воспитание дисциплинированности.

Ход игры : В середине круга встает водящий – «Бабка Ежка». В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка,

Костяная ножка

С печки упала,

Ногу сломала,

А потом и говорит:

У меня нога болит.

Пошла она на улицу

Раздавила курицу.

Пошла на базар –

Раздавила самовар.

«Бабка Ежка» скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.

10. «Карусель».

Цель: Обучение детей умению двигаться в соответствии со словами.

Воспитание интереса к хороводным играм.

Ход игры : Дети образуют круг, держась за руки, и идут по кругу сначала медленно, потом быстрее, переходя на бег.

«Еле - еле, еле - еле,

Закружились карусели,

А потом кругом, кругом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише - тише, не спешите!

Карусель остановите!

Раз - два, раз - два

Вот и кончилась игра!»

Затем сменить направление и продолжить игру.

11. «Пчёлы».

Цель: Обогащать двигательный опыт детей. Воспитывать желание выразительно двигаться. Быть аккуратным в движениях и перемещениях. Содействовать развитию игровой деятельности;

Ход игры : Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:

Пчёлки яровые,

Крылья золотые,

Что вы сидите,

В поле не летите?

Аль вас дождичком сечёт,

Аль вас солнышком печёт?

Летите за горы высокие,

За леса зелёные

На кругленький лужок,

На лазоревый цветок.

Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая,

то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчёл

удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа,

не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за

ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.

12. «Воевода».

Цель: Обогащать двигательный опыт детей. Воспитывать желание выразительно двигаться. Быть аккуратным в движениях и перемещениях. Содействовать развитию игровой деятельности;

Ход игры:

Катилось яблоко

В круг хоровода.

Кто его поднял

Тот воевода.

-Воевода, воевода

Выбегай из хоровода!

Раз, два, не воронь

Беги, как огонь!

Играющие стоят по кругу. На первые 4 строки перекатывают мяч от одного к другому. Получивший мяч со словами «воевода» выбегает из круга, на строки 5 – 6 бежит за спинами играющих и кладет мяч на пол между двумя игроками. На последние две строки они разбегаются в разные стороны и, обежав круг, должны взять мяч. Остальные в это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он начинает новую игру (катит мяч по кругу). Вместо мяча можно взять кольцо.

13. «Грушка».

Цель: Обучение детей умению двигаться в соответствии со словами.

Воспитание интереса к хороводным играм.

Ход игры : Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет «грушка». Все ходят вокруг «грушки» по кругу:

Мы посадим грушку – вот, вот!

Пускай наша грушка растет, растет!

Вырастай ты, грушка, вот такой вышины;

Вырастай ты, грушка, вот такой ширины;

Вырастай ты, грушка, вырастай в добрый час!

Потанцуй, Марийка, покрутись ты для нас!

А мы эту грушку все щипать будем.

От нашей Марийки убегать будем!

Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне (танцевать, крутиться). На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» разводят их в стороны. Когда поют: «А мы эту «грушку» все щипать будем», все приближаются к «грушке», чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а «грушка» ловит детей. Все игровые действия должны быть согласованы со словами.

14. «Березка».

Цель: Обогащать двигательный опыт детей. Воспитывать желание выразительно двигаться. Быть аккуратным в движениях и перемещениях. Содействовать развитию игровой деятельности;

Ход игры : Дети становятся в круг и поют:

Березка белена,

Маковка зелена,

Летом мохнатенькая,

Зимой сучковатенькая,

Где она стоит,

Там и шумит.

Девочка «березка», стоящая в кругу, под песню отбирает у всех играющих платки, поднимает их над головой и, когда запевают:

Березка зелененькая,

Весной веселенькая,

Среди поля стоит,

Листочками шумит,

Гремит, гудит,

Золотым венчиком звенит,-

«Березка» изображает шум листьев, движение веток, — она шуршит платьем, машет над головой платками. Под приговор:

А осенью корни у березки усыхают,

листочки опадают!

13. «Кружок».

Цель: Учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями.

Ход игры:

Встаем в круг, держась за руки. Ведущий предлагает повторить за ним движения:

Мы сперва пойдем направо

А затем пойдем налево

А потом в кружок сойдемся

И присядем на немножко

А теперь назад вернемся

И на месте покружимся

И похлопаем в ладоши.

А теперь в кружок все вместе.

(Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе).

14.«Ходит Ваня».

Цель: Обучение детей умению двигаться в соответствии со словами.

Воспитание интереса к хороводным играм.

Ход игры:

Дети стоящие в кругу, идут вправо. «Ваня» ходит в кругу, дети поют:

Ходит Ваня, ходит Ваня

Посреди кружочка, посреди кружочка.

«Ваня» ходит по кругу, выбирая себе «дружочка». Остальные дети стоят.

Ищет Ваня, ищет Ваня

Для себя дружочка, для себя дружочка.

«Ваня», выбрав себе «дружочка», ведет его в центр круга.

Нашел Ваня, нашел Ваня

Для себя дружочка, для себя дружочка.

По окончании песни «Ваня» и «дружочек» пляшут под хлопки детей. Выбирается другой «Ваня» и игра повторяется

15. «Согревалочка».

Цель: Учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями.

Ход игры:

Идём-идём с тобой вдвоём (парами по кругу)

Идём дорогой длинною

К зайчишках, мишкам, снегирям

Идём дорогой зимнею

(поворачиваются друг к другу лицом и выполняют движения по тексту)

Мы руками хлоп-хлоп

И ногами топ-топ

Головою круть-круть

Постучали в грудь, в грудь

А на улице мороз

Отморозит деткам нос

Отморозит ушки

Щёчки, словно плюшки (надувают щёчки и "протыкают" пальчиками)

Не страшен холод и мороз,

Когда с тобою вместе мы

Мы в тёплый шарфик спрячем нос

И нам поможет песенка.

16. «Займи место».

Цель: Обучение детей умению играть по правилам. Развитие силы бега.

Ход игры : Один из участников - водящий - становится за круг. Дети, взявшись за руки, идут по кругу. Водящий говорит:

«Как сорока стрекочу

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу

Тебя хлопну по плече - беги!»

Сказав «беги!» водящий слегка ударяет по плечу одного из игроков. Круг останавливается, а тот, кого ударили, убегает со своего места и бежит навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, оставшийся становится водящим.

Правило: Круг должен сразу остановиться при слове «беги». Во время бега не касаться стоящих в кругу детей.

Публикации по теме:

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Дидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитанияДидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитания Патриотическое воспитание через игру- наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Уголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возрастаУголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста Цель и задачи: формирование чувства патриотизма у старших дошкольников; воспитание любознательности, расширение кругозора детей; систематизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Хороводные игры как средство формирования нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 марта 2022 в 22:02
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Хороводные игры как средство формирования нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Селедцова (УИ 247260) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД