Алламуратова Дилором Азатовна
Разработка открытого урока в 3 классе «Три склонения имён существительных»
▼ Скачать + Заказать документы
Предмет: Родной язык
Тема: Три склонения имён существительных
Цели:
образовательная: познакомить с типами склонений, сформировать умение различать каждое склонение по роду и окончанию;
развивающая: развивать устную, письменную речь учащихся.
воспитательная: прививать в процессе урока интерес к изучению русского языка.
Тип: открытие новых знаний.
Вид: урок-путешествие.
Методы: интерактивные, работа с опорными схемами.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Публикация «Разработка открытого урока в 3 классе „Три склонения имён существительных“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Компетенции: К1 – коммуникативная, К2 – информационная, К3 – компетенция самосовершенствования.
Оборудование: учебник М. Х. Тохтаходжаевой, В. А. Беловой, Н. М. Вейцман «Русский язык. 3 класс», мультимедиа, проектор, экран, компьютер, презентация, карточки.
Ход УРОКА:
I. Организационный момент.
Рано солнышко встаёт
И спешит скорей в обход.
- Как, ребятушки, живёте?
Как здоровье, как животик?
Одолела вас дремота?
Шевельнуться не охота?
Всем командую: «Подъём!»
Мы урок наш проведём.
II. Проверка домашнего задания.
Ребята, а сейчас проверим, выполнили ли вы домашнее задание. Упражнение 173 стр 70.
Нужно было подчеркнуть синонимы и определить падеж имен существительных. Ответы учащихся. Родина (И. п.) – Отечеству (Д. п, обычаями (Т. п) – традициями (Т. п., воздуха (Р. п) – природой (Т. п, сказками (Т. п) – легендами (Т. п).
Пословицы о Родине: «За отечество жизнь отдают», «Родина – мать, умей за нее постоять», «Человек без родины, что семья без земли» и др.
III. Объявление темы урока.
Итак, ребята сегодня мы будем проходить новую тему: «Склонение имён существительных».
- Что такое имя существительное? (ответы детей) : Существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что? и обозначает предметы и явления.
- Сколько родов есть у имён существительных? (ответы детей) : Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
- Все знают сказку «Три поросенка»? (ответы детей) : Да.
- Как зовут главных героев сказки? (ответы детей) : Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф.
Сегодня мы отправимся с ними путешествовать в сказку «Три склонения имён существительных».
Главные герои помогут нам усвоить правила и решить упражнения. (Слайд 1)
Сегодня мы должны узнать типы склонений.
На доске слова: страна, мышь, земля, дедушка, дядя, стол, озеро, поле, дочь.
Прочитайте слова, найдите в них общие признаки. Все существительные имеют единственное число и приведены в именительном падеже.
Напоминаю вам, что существительные женского и мужского рода с окончаниями а, я в именительном падеже (школа, змея, папа, дядя) относятся к 1-му склонению.
Существительные мужского рода с нулевым окончанием (ремень, кот) и существительные среднего рода с окончаниями -о, -е, -ё, (яблоко, сердце, бельё) в именительном падеже относятся ко 2-му склонению.
Существительные женского рода с нулевым окончанием (с мягким знаком на конце) в именительном падеже относятся к 3-му склонению (мышь, ночь).
Разделите слова на три группы, ориентируясь на таблицу. (Слайд 2)
IV. Физкультминутка
Музыкальная разминка. (Ребята выполняют упражнение под музыку). (Слайд 3)
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой по дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнём.
И домой пешком пойдём.
Что ж, поросятам пора строить свои домики. А мы выполним задания.
V. Закрепление
Работа по учебнику.
Упражнение 175. Нужно выписать существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я.
Цветочница, земля, дорога, хлебница, заря, юноша, девушка, девочка, мечта, волчица, змея, мышка.
Упражнение 176. Нужно просклонять и распределить имена существительные в три столбика. (Слайды 4, 5)
Наши поросята построили свои домики.
- Ниф-ниф положил на крышу последнюю соломинку и очень довольный своей работой весело запел:
Хоть полсвета обойдёшь,
Обойдёшь, обойдёшь.
Лучше дома не найдёшь,
Не найдёшь, не найдёшь.
- А тем временем пошёл снег, ведь сейчас зима, падают снежинки и опускаются на крышу его дома. Но это не простые снежинки, а с заданиями.
Самостоятельная работа учащихся.
Составь из слов три предложения о зиме. Определи склонение имён существительных.
Снежинка, падает, с, пушистая, неба
В, зимой, сад, красногрудые, снегири, прилетают
Снег, искрится, белый, на, солнце (Слайд 5, 6)
VI. Итог урока.
- Поросята благополучно спрятались в надёжном домике, где их никакой волк не достанет. (Слайд 7)
- А мы очень хорошо помогали им.
Теперь подведём итоги.
- Вернемся к решению вопросов, которые были заданы в начале урока :
1. Так почему в именах существительных в одном и том же падеже мы наблюдали разные окончания?
2. Для чего нужно уметь определять склонение имен существительных?
С этих пор братья стали жить вместе, под одной крышей.
Вот и все, что мы узнали про три склонения существительных.
VII. Домашнее задание.
Упражнение 181. Просклоняйте имена существительные и выучите правила.