Былинова Виктория Валерьевна
Методическая разработка урока географии в 5 классе «Стороны горизонта»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока
«Стороны горизонта» 5 класс
Цель урока : научить определять стороны горизонта.
Форма работы учащихся: коллективная, работа в группах, индивидуальная работа.
Виды деятельности: работа с текстом учебника, групповая работа, работа с маршрутной
картой, работа с заданиями теста, графического диктанта
Техническое оборудование: интерактивная доска, проектор.
Технологии: здоровьесберегающая, проблемного обучения, ИКТ, работа в группах
Структура и ход урока
Публикация «Методическая разработка урока географии в 5 классе „Стороны горизонта“» размещена в разделах
- География. Уроки географии
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
№ Название этапа урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1. I. МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ЧАСТЬ
Организационный этап
- Приветствие учащихся, пожелания
удачной совместной деятельности.
Проверка готовности к уроку.
- Запись на доске:
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
- Готовы потрудиться, наукам разным поучиться? - Тогда начнем наш урок!
Приветствие учителя, подготовка к уроку.
2. Мотивация и целеполагание.
- Сегодня у нас довольно сложная, но очень интересная тема.
- Мы закончили изучение большого раздела. Как назывался этот раздел? - Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела «Виды изображений поверхности Земли». Заданий много. И чтобы все успеть, надо настроиться на хорошую работу. Знания, полученные на уроке, мы будем применять в жизни.
- Дети, поднимите руку, кто из вас любит путешествовать?
- И мультяшные герои, юные путешественники друзья Тралик и Валик, тоже обожают путешествия.
Давайте посмотрим небольшой мультфильм.
- Так какой же будет тема сегодняшнего урока, кто догадался? - Сформулируйте тему урока.
- Ребята, а как вы думаете, чем мы будем заниматься на нашем уроке?
- Определите цели,
чему же вы должны научиться на уроке
Ответ («Земля во Вселенной»)
= Эл. приложение == Виды изображений Земли!
Просмотр мультфильма про Тралика и Валика «Части света»
Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока («Стороны горизонта»)
Тема урока : «Стороны горизонта»
Ответы учеников: «Изучать стороны горизонта», «Учиться определять стороны горизонта». Дети выдвигают различные предположения и фактически формулируют цель урока; затем записывают тему в своих маршрутных картах.
3. II. ОПЕРАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬ- НАЯ ЧАСТЬ
Актуализация темы - А что Вы знаете по данной теме?
- А хотите ли вы узнать подробнее?
Устные ответы (стороны горизонта)
4. Выявление места и причины затруднения - Учитель предлагает ученикам подписать (назвать) основные и промежуточные стороны на схеме (доска)
- Какие затруднения возникли у вас при выполнении данного задания?
- Примерные ответы учеников: «Не знали, как правильно обозначаются стороны горизонта», «Перепутали стороны горизонта», «Не подписали С-З, С-В, Ю-З, Ю-В»…
5. Построение проекта и выхода из затруднения 1. Учитель задаё т ученикам вопрос: «Ребята, а что же мы должны знать и уметь, чтобы правильно определять стороны горизонта?»
- Возможные ответы учащихся: «Знать, а что же такое горизонт?» «Какие стороны горизонта существуют?», «Зачем нам нужно знать стороны горизонта?
6. Изучение нового материала (Реализация построенного проекта) Работа в группах (3 группы)
Решаемая проблема:
1. Что такое горизонт и линия горизонта?
2. Какие бывают стороны горизонта? Для чего ввели понятие «стороны горизонта»?
3. Что такое ориентирование? Способы ориентировапния.
- Работают с текстом учебника (п. 16; стр. 78-79)
Физминутка (здоровьесберегающая технология)
- Когда я говорю «север» - тянитесь вверх, «юг» - приседаете, «запад» - поворот налево, «восток» - поворот направо. Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по теме.
7.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 1. Представление материала группами 1, обобщение, обсуждение + презентация (слайды с изображением горизонта и линии горизонта)+дополнение учителя (рисунок на доске)
2. Отчет группы 2 + презентация (распределение сторон горизонта по группам)
- Учитель предлагает выполнить задание №2 в маршрутной карте (подписать все стороны горизонта).
- Учитель уточняет, как расположены стороны горизонта (между основными сторонами горизонта находятся промежуточные (СВ, ЮВ,СЗ,ЮЗ)
В мире есть четыре брата:
Север, Юг, Восток и Запад.
Братья эти - страны света,
Ну, а дом их - вся планета. - Устно отвечают (решают проблему, демонстрируя знания);
- выполняют задания №1 в маршрутной карте;
- Работа в маршрутных картах (задание № 2)
- К магнитной доске учащиеся крепят карточки со словами:
горизонт, линия горизонта, стороны горизонта, север, юг, запад, восток, ориентирование.
Физминутка (здоровьесберегающий компонент)
Песенка про стороны света (С, З, Ю, В)
Выполняют упражнения
Отчет группы 3 (как найти стороны горизонта без компаса)+ презентация ( видео: ориентирование по местным признакам)
- Учитель предлагает выполнить задание № 3 в маршрутной карте.
- Высказывания детей
- Работа в маршрутных картах (задание № 3)
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Игра «Определение сторон горизонта» (презентация)
- Учитель предлагает применить открытые знания в расстановке (частичном определении) сторон горизонта на практике и предлагает выполнить задания на определение сторон горизонта (слайды презентации) - Учащиеся выполняют упражнения с последующей самопроверкой; проверяют по эталону (слайды презентации) правильность выполнения заданий.
9. Включение в систему знаний и повторение
- Учитель задает учащимся вопрос «Ребята, при изучении какой темы, вы сможете использовать открытые на сегодняшнем уроке знания?»
- Затем учащимся предлагается выполнить тест на повторение открытых ребятами знаний (слайд презентации, после чего тест проверяется друг у друга по эталону.
Выполнение теста:
1. Видимое глазом пространство называется:
А) горизонт
Б) линия горизонта
2. Назовите основные стороны горизонта :
а) ЮВ, СВ; б) Ю, С; в) Ю, СВ; г) В, ЮЗ
3. Ориентирование – это…
а) это линия соединяющая небо с землёй
б) умение определять стороны горизонта
4. Найди ошибку.
К промежуточным сторонам горизонта относятся :
а) С-В, С-З, Ю-В
б) Ю-В, В, С-В
в) С-В, Ю-З, Ю-В
- Возможные ответы учащихся: «Открытые знания нам понадобятся при изучении темы «Ориентирование» или же «для того, чтобы ориентироваться на местности».
- Проверяют тест друг у друга по эталону =взаимопроверка
ОТВЕТЫ:
1. а
2. б
3. б
4. б
10. Закрепление
Работа в группах (3 группы)
1. Практикум (графический диктант)
- задание на проверку знаний в определении сторон горизонта на
плоскости
-А теперь проверим вашу внимательность.
- Какой рисунок получился?
1 группа – М
2 группа – И
3 группа – Р
Уч. -ся выполняют задания графического диктанта (от данной точки без отрыва проводят линии)
Физминутка (здоровьесберегающий компонент)
Гимнастика для глаз:
1. Выполните горизонтальные движения глазами : направо-налево.
2. Поднимите глазки вверх, опустите вниз.
3. Быстро сожмите и разожмите глаза
4. Часто поморгайте глазами.
2. Игра «Блеф» (А верите ли вы, что)
-Учитель задает вопросы викторины каждой группе (слайды с картинками)
Цель игры: повторить знания по данной теме. Выполняют упражнения.
Правило: учащиеся дают ответ только по сигналу учителя, обдумав ответ в группе или индивидуально.
11. Итог урока (рефлексия).
Д/З - Наше увлекательное путешествие подходит к концу.
- Что нового мы сегодня узнали на уроке?
- Решили ли мы поставленные цели урока?
- Давайте составим синквейн.
СИНКВЕЙН (слово «Горизонт»)
Правила составления синквейна
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, описывающие признаки явления.
3 строка – три глагола, описывающие действия явления.
4 строка – фраза из 4 слов, выражающая ваше отношение к явлению.
5 строка – 1 слово-заключение в форме существительного.
- Комментирует и выставляет оценки за урок.
- Учитель объясняет домашнее задание:
Затем озвучивает домашнее задание:
параграф 16, пересказ (обязательное задание);
задание на выбор (по желанию с дополнительным оцениванием) :
- подготовить сообщение по теме:
а) появление компаса и его устройство;
б) Ориентирование на местности по местным признакам (рисунок);
в). составить задание на стороны горизонта, чтобы получить фигуру;
- принести компасы.
- Оценивают свою работу на уроке. -
- Осуществляют самоанализ деятельности.
- Слушают учителя.
Записывают домашнее задание в дневник
МАРШРУТНАЯ КАРТА
Дата:___
Тема:___
1. Дать определения:
Видимое глазом пространство называют.
Воображаемую линию, отделяющую небо от Земли называют.
2. Подписать все стороны горизонта
3. Умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта и отдельных объектов называют.
Способы ориентирования:
1). ___
2). ___
3). ___
4) ___
___
4. Выполнение задания на определение сторон горизонта
1) Машина - ___
Ель - ___
Снежинка - ___
Глобус - ___
Звезда - ___
2) 1 вариант - ___ 2 вариант - ___
5. Тест
1. ___ 3. ___
2. ___ 4. ___
5. Ответьте на вопросы:
- Как Вы считаете, достигли ли вы цели, поставленной в начале урока? ___
сегодня я узнал…
теперь я могу…
мне захотелось…
ГРУППА № 1
1. Что называют горизонтом?
2. Объяснить, что такое линия горизонта?
___
ГРУППА № 2
1. Какие бывают стороны горизонта?
2. Для чего ввели понятие «стороны горизонта»?
___
ГРУППА № 3
1. Что называют ориентированием?
2. Какие способы ориентирования на местности вы знаете?
ГРУППА 1 ГРУППА 2 ГРУППА 3
1) от точки
8 клеток на север
2) по две клетки 4 раза на юго-восток
2) по две клетки 4 раза на северо-восток
3) 8 клеток на юг
1) от точки
8 клеток на юг
2) по две клетки 8 раз на северо-восток
3) 8 клеток на юг
1) от точки
8 клеток на север
2) 13 клеток на восток
3) 5 клеток на юг
4) 13 клеток на запад