гульназ пинигина
Методическая разработка урока географии в 5 классе на тему «План местности и географическая карта»
▼ Скачать + Заказать документы
Пинигина Г. Г.
учитель географии и биологии
МБОУ «ООШ» пгт Парма
Методическая разработка урока географии в 5 классе
Тема «План местности и географическая карта»
№ урока по теме : урок №18
Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию новых знаний о видах изображения земной поверхности
Задачи урока :
Темочки:
- География. Уроки географии
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Образовательные: Сформировать понятия план местности, масштаб, географическая карта, градусная сеть. Изучить основные условные знаки плана. Создать представление у учащихся о масштабе.
Развивающие: Формировать умения применять полученные знания при решении практических задач, выделять главное из увиденного и услышанного, заполнять таблицу и контурные карты.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся умение работать в малых группах (парах, умения выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их.
Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.
Планируемые результаты обучения :
Предметные результаты:
знать – основные виды изображений земной поверхности, строение плана и географической карты; условные знаки; градусную сеть
уметь – объяснять значение понятий: «план местности», «географическая карта», «меридиан», «параллель»; уметь читать простейшие планы местности; показывать и наносить на контурную карту меридианы, параллели, экватор, начальный меридиан.
понимать - отличие плана от географической карты, их значение в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)
Учить:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
• выделять главное, существенные признаки понятий;
• участвовать в совместной деятельности;
• высказывать суждения, подтверждая их фактами;
• искать и отбирать информацию в учебных пособиях;
• работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
• оценивать работу одноклассников.
Личностные результаты обучения.
Учить:
• ответственному отношению к учебе;
• осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению;
• коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,
учебно-исследовательской деятельности.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Методы обучения : наглядно – иллюстративный, объяснительно- иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский, практическая работа с контурной картой.
Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Виды изображений поверхности Земли», физическая карта полушарий, план местности; фрагменты различных карт (для групп, задания группам, компасы, альбом с топографическими знаками
Используемые учебники и учебные пособия:
1 Учебник География. Начальный курс. Авторы; Баринова, Плешаков, Сонин. Издательство «Дрофа» Вертикаль. 2014г.
2. Атлас География. 5 класс.
3. Контурные карты. 5 класс
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный этап
Доброе утро, ребята! Посмотрели друг на друга – улыбнулись. А теперь посмотрели на меня – улыбнулись. Прекрасно. Присаживаемся.
Меня зовут Гульназ Гизаровна. Я желаю вам плодотворной работы, думаю что сегодняшний день нам позволит подняться на ступеньку выше. Успехов и удачи нам всем.
Повторение ранее изученного материала
- вопрос-ответ
-карточки с топографическими знаками
Прежде чем раскроем следующие секреты географии, нам необходимо обновить знания об одном из способов изображения Земли, который вы проходили на прошлых уроках :
1. Что такое глобус?
2. Когда и кем изобретён первый глобус?
3. Зачем люди изобрели глобус?
4. Назовите достоинства и недостатки аэрофотоснимков.
5. Какую информацию можно получить из космических снимков?
6. Что такое географические планы и карты?
7. Что такое легенда плана и карты, зачем она нужна?
8. Перед вами на партах лежит ребус, куда необходимо внести ответы и отгадать 7 число.
1 - АЗИМУТ
2 – МАСШТАБ
3 – ОРИЕНТИРОВАНИЕ
4 – ПЛАН
5 – КОМПАС
6 – КАРТА
9. Какие условные обозначения изображены на карточках?
1-Глобус – уменьшенная объемная модель Земли.
2-Первый глобус: 2 в. до н. э. древнегреч. ученый Кратет Малльский.
3-глобус дает правильное представление о форме, о размерах, взаимном расположении крупнейших географических объектов : материки, острова, моря, океаны, реки.
4-«+» снимки поверхности Земли с подробным изображением всех деталей местности;
«-» местность снимается по частям.
5- от высоты космич. аппарата зависит обхват снимаемой территории.
6- Географический план и карта – это плоские уменьшенные изображения участков земной поверхности с помощью условных знаков.
7- Легенда карты – изображение всех условных знаков, которые использованы на данном плане с объяснением их значений. Легенда помогает читать план или карту.
Болота Родник
Вырубленный лес Мельница
Линии эл. передачи Жилые и нежил. строения
Грунтовая дорога Река
Мост деревянный Обрыв
Лес смешанный Кустарники
Луг Пашня
Наш прекрасный полярный город расположен в 4 км от бравого берега реки Уса, от которой и получил свое название.
Посёлок Усинск был основан в 1966 году, статус города получил в 1984 году.
Посмотрите на герб Усинска: зеленый фон символизирует лесные богатства, в центре изображён чум оленевода в отражениях северного сияния, указывая на то, что оленеводство является исконным занятием населения. Внизу изображена нефтяная вышка, которому город обязан своим рождением.
Наш город богат и памятниками природы: геологические памятники Скала «Кольцо», «Средние Ворота реки Шаръю» и природными заповедниками:
• Усинский комплексный заказник, для сохранения уникального комплекса водно-болотных угодий международного значения.
• Болото Небесанюр,
• Усинский ихтиологический заповедник, Создан для охраны нерестилищ сиговых.
Постановка учебной задачи.
Выявление места и причины затруднения.
Отлично! Сегодня мы с вами работаем в картографической мастерской.
Попробуйте начертить в тетради участок города Усинска, занятый лесами, оврагами, холмами и болотами. (ответы учеников).
- Что не получается?
- Почему не можем составить карту?
-Что нам не хватает?
Вы знаете, что на земной поверхности есть овраги и холмы, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности земной поверхности? (ответы учеников)
-Вы не можете ответить мне на этот вопрос, зато вы сможете сформулировать проблему, которую нужно решить. Определение этой проблемы и будет темой нашего урока.
Сформулируйте тему урока.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со способами изображения земной поверхности на плане и карте.
Записываем число: 17 января.
Тема урока : «Изображение неровностей земной поверхности на планах и на картах».
Целеполагание Итак, ребята, давайте вместе сформулируем цель нашего урока? Изучить способы изображения неровностей земной поверхности
Изучение
новой темы Земная поверхность нигде и никогда не бывает ровной. На ней встречаются возвышенные участки и понижения, горы, холмы, овраги и многое другое. Все неровности земной поверхности называются РЕЛЬЕФОМ.
С помощью эхолота
С помощью нивелира узнают на сколько метра вершина холма выше его подошвы.
Работа с атласом.
Стр. 18-19.
Задание: по физ. карте в атласе определить абсолютную высоту горы Джомолунгма (Эверест) в Гималаях и глубину РЕЛЬЕФ
понижения, горы, холмы, овраги и многое другое
чтобы
изобразить эти неровности
на планах и картах
необходимо
измерить высоту измерить глубину
возвышенных участков понижений
нивелир эхолот
-Представьте себе, что вы хотите купить себе домик в деревне на берегу реки. Есть информация, что во время половодья вода поднимается на несколько метров, до отметки 2м. Затапливается ли дом, который вы купить водой.
Рисунок на доске:
У нас с вами сейчас две версии: затопит и не затопит.
-Почему вы не можете мне сказать сразу: затопит или нет? (не знает высота места, на котором стоит дом)
В этом нам с вами может помочь специальный инструмент называется он – нивелир. (демонстрация прибора)
Нивелир представляет собой деревянный брусик длиной 1м. с прикрепленной к его концу поперечной планкой. В середине планки вбивается гвоздь к которому привязывается отвес – тонкая крепкая нить с небольшим грузом.
Чтобы измерить высоту склона нивелиром, необходимо установить прибор у подножия, в нашем случае, у уреза воды, строго вертикально, по отвесу. Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль планки, необходимо отметить, в какую точку она направлена. В эту точку вбивается кол. Поскольку высота прибора 1м, вбитый колышек показывает превышение в 1м над уровнем воды. Затем нивелир переносят в место вбитого колышка и смотрят, куда необходимо вбить второй колышек. Таким образом, проводится измерение до вершины холма. В нашем случае вершина холма оказалась на высоте м. Зальет ли наш домик водой? (нет)
Мы нашли высоту склона относительно реки. (относительную –
превышение по отвесу одной точки земной поверхности над другой)
Построение проекта выхода из затруднения На доске рисунок.
К доске вызвать двух учащихся, каждый измеряет по нивелиру высоту склонов: западного и восточного.
У западного склона высота - 3м, у восточного - 2м.
- Какая же высота у данного холма?
Чтобы правильно ответить на вопрос, нам необходимо выяснить, а что же такое абсолютная высота.
Найдите определение в учебнике стр. 21 (это превышение точки земной поверхности по отвесу над уровнем моря.)
-Чего не хватает на нашем рисунке? (уровня морового океана)
Каждый раз изображать океан нам неудобно, да и делать этого не нужно, это уже сделали за нас картографы. Взгляните на топографическую карту в ваших атласах, как изображается там высота местности? (работа с атласом) 1. Узнать, что такое абсолютная и относительная высоты, горизонталь, берг-штрихи?
2. Уметь определять высоты и глубины географических объектов.
Изучение нового материала Взгляните на доску.
• Определите абсолютную высоту холма (159,3м)
• Относительная высота относительно западной подошвы (159,3-127=32,3м)
• Относительно восточной подошвы (159,3-140=19,3м)
• Абсолютная высота – измеряется относительно моря.
• Относительная высота – относительно его подошвы.
Определите абсолютную высоту точки А. (дети затрудняются ответить на этот вопрос)
-Для этого необходимо заполнить отметки высот, а можно показать с помощью горизонталей – линий на карте, соединяющих точки с одинаковой высотой.
Горизонтали проводят по типографической карте через 1,5,10,15,25,50 метров.
-Представьте, что вы пошли на экскурсию.
Придя к холму, вас разбили на 4 группы и дали задание: измерить высоту склонов (западного, восточного, северного, южного). Вы это сделали, а затем один из вас в каждой группе взял ведро с краской и побежал соединять вбитые колышки. Причем один соединил все колья с отметкой 1м, другой 2м, третий 3м и т. д. Затем вы поднялись на воздушном шаре, что вы увидели? (линии)
Про такие линии говорят, что они проведены сечением в 1м.
Если сечение 1м., то горизонтали будут 1,2,3,4,5 и т. д.
Если сечение 5м., то горизонтали будут 5,10,15,20 и т. д.
-Как же нам определить по какому склону легче всего подняться на вершину? Для этого необходимо посмотреть на расстояние между горизонталями. Чем они ближе друг к другу, тем склон круче и наоборот.
Определите, какой склон круче по рисункам на доске.
Показать на карте
- Мертвое море,
- Прикаспийскую низменность.
МЁРТВОЕ МОРЕ –
Отметка на карте 424 м (Аравийский п-о, Средизем. море и Красное море)
8848 м
200-50=150 м
Относительная высота холма
200 м - Абсолютная высота холма
На доске изображения холма и ямы:
-Чем отличаются эти рисунки?
Эти черточки называются берг-штрихами. Это короткие линии, которые показывают направление склонов. Если черточки наружу – это холм; если во внутрь – это яма.
домашнее задание: §6, вопрос 4,5 письменно. Линейка, карандаш.
закрепление.
• Какая форма рельефа изображена на рисунке? (холм)
• Какова абсолютная высота? (49м)
• Через сколько метров проведены горизонтали? (10м)
• Определите относительную высоту склона (39м)
• Какой склон более крутой? (северо – восточный)
Начертите холм, абсолютная высота которого 23м, относительная 18м, северный склон пологий, южный крутой, сечение горизонтали 5м.
Мы сейчас все дружно встанем (Дети встают)
И немножко отдохнем. (Потягиваются)
К западу вы повернитесь, (Повороты)
А на юге, поклонитесь (Наклоны)
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)
Повернулись на восток, (Движения руками)
И на месте прыг да скок! (Прыжки на месте)
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (вращение головой)
Хоть зарядка коротка. Отдохнули мы слегка.
Практическая работа На слайде задания для учащихся:
1) На контурной карте полушарий (стр. 6, атлас стр. 24-25) выделить цветными карандашами два меридиана: начальный и 180 меридиан, и две параллели и экватор
2) Подписать Западное и Восточное полушарие, Северное и Южное полушарие
3) Выполнение задания в рабочей тетради стр. 44. Задание 4 Работают с картами атласа и контурной картой
Учащиеся оценивают работу друг друга в парах
Обсуждают и проверяют выполненное задание с учителем Формирование умения смысловой организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля и взаимопроверки.
Умение работать по картам атласа, применять полученные знания, осуществлять пошаговый контроль.
Домашнее задание Учитель дает домашнее задание и комментирует его.
1) §18, повторить понятия
2) Выполнить задание 2, 3.
3) Творческое задание: Самостоятельно составить рассказ, письмо, зашифровав географические объекты условными знаками (по выбору). Записывают домашнее задание в дневник. Слушают пояснения учителя по домашнему заданию Учить выполнять творческую работу, используя информацию, полученную на уроке
Стадия рефлексии -Какая была цель урока?
- Мы смогли ответить на поставленные вопросы?
- Как работали на уроке, где добывали информацию?
- Что показалось трудным?
Предлагает дополнить предложение:
1) Я знаю, что такое…
2) Я могу…
3) Я научился…
Оцените свою работу:
Если было интересно, легко
на уроке, во всем разобрались
– зелёный цвет
- Если иногда были трудности,
сомнения, – жёлтый цвет.
- Если не разобрались в теме, было не очень интересно –синий цвет
Подводят итог изучения новой темы, отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу на уроке Оценка процесса и результата деятельности
Волевая саморегуляция, осознание учащимися того, что уже усвоено.
Умение выражать свои мысли.