Финоева Маргарита
Аналитический отчёт учителя-логопеда о проделанной работе за учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
«Аналитический отчёт
учителя-логопеда Финоевой М. М. о проделанной работе
за 2020-2021 учебный год»
ДОУ №30 г. Липецка
Целью работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи. Что обеспечивалось в результате разнопланового систематического воздействия, направленного на развитие речевых и неречевых процессов.
Задачами логопедической работы являются:
- Развитие понимания речи;
Публикация «Аналитический отчёт учителя-логопеда о проделанной работе за учебный год» размещена в разделах
- Анализ работы учителя-логопеда
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Отчет учителя-логопеда
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
- Создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика, развитие речевого дыхания, постановка звуков и среднего онтогенеза);
- Развитие фонематического слуха;
- Формирование лексико - грамматического строя речи и словарного запаса (расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой);
- Развитие грамматического строя речи (категории числа, рода и падежа);
- Развитие фразовой и связной речи;
- Развитие слоговой структуры слов;
- Развитие общей и мелкой моторики;
- Развитие психических функций;
- Оказание консультативной и практической помощи специалистам, родителям (законным представителям);
- Методическая помощь воспитателям.
Свою работу реализовала по следующим направлениям:
1. Организационное, диагностическое и коррекционно-развивающее направление.
В период с 1 по 15 сентября 2020г. мною было проведено первичное логопедическое обследование 14 детей зачисленных в логопедическую группу.
С целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии. На каждого ребёнка была заведена речевая карта, индивидуальный маршрут коррекционной работы, в которых отражалось всё речевое развитие, анамнестические данные.
Выявление уровня актуального речевого развития детей, зачисленных в логопедическую группу, и обработка данных обследования для объективного логопедического заключения позволили обобщить следующие данные о дефектах речи детей:
1. Фонетический дефект – 0% (из всего состава зачисленных детей в логопедическую группу);
2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – 0%;
3. Общее недоразвитие – 100%
По результатам логопедического обследования и тяжести речевого дефекта было сформировано расписание индивидуальных и подгрупповых занятий. Также были сформированы 2 подгруппы 8 -7 человек в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи и с учетом психолого-педагогических особенностей детей.
Так как логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения. Прежде всего, с каждым ребёнком был установлен эмоциональный контакт. Работа по устранению различных форм нарушений речи носила дифференцированный подход, который осуществлялся на основе учёта этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.
В связи с этим была запланирована логопедическая работа по преодолению имеющихся у детей нарушений речи. Так в течение учебного года с детьми проводились фронтальные и индивидуальные занятия. Для устранения общего недоразвития речи на фронтальных занятиях реализовались цели по формированию грамматического строя, обогащению и активизации словаря, развитию и совершенствованию навыков словообразования, развитию связной речи.
На индивидуальных занятиях с детьми проводилась работа по развитию и совершенствованию артикуляционной моторики, постановке дефектных звуков, их автоматизации и дифференциации (в случае смешивания и звуковой замены). Кроме того, у детей развивалось фонематическое восприятие, формировались лексико-грамматические конструкции, активизировались и развивались неречевые психические процессы, совершенствовалась мелкая моторика.
С детьми проводились и занятия по формированию фонетико-фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте. С ними велась работа по знакомству со звуками, по умению определять наличие звука в слове, по дифференцировке звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам. 70% детей к концу первого года обучения, научились, определять с какого звука начинается слово, находить определённые звуки в словах.
Большое внимание в работе с детьми старшей группы уделялось развитию связной речи через мнемотаблицы. Дети составляли различные рассказы, загадки, стихи по уровню сложности предложения, учились их распространять, опираясь на вопросы. А также через театрализованные игры. Инсценировали сказки, используя пальчиковый театр, теневой театр, театр на фланелеграфе; настольные театры и т. д.
В течение учебного года в работе с детьми широко использовала здоровье сберегающие технологии, такие как: артикуляционная гимнастика для развития артикуляционного аппарата, дыхательная гимнастика для формирования направленной воздушной струи; динамические паузы; упражнения для глаз; пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики пальцев рук, су- джок-терапия для массажа рук.
В течение учебного года на занятиях широко использовала наглядный материал, такой как лягушонок Кваки. У него есть подвижный язык, который может менять положение и форму с помощью рук кукловода. Строение языка лягушонка позволяет демонстрировать детям различные артикуляционные уклады, движения, упражнения. Многофункциональность пособия обеспечивается возможностью управления артикуляцией, движениями рук персонажа, что позволяет наладить эмоциональный контакт с ребенком и вовлечь его в занятие.
Так же используя ИКТ для осуществления качественного логопедического воздействия на детей, создание у них более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, закреплялись лексические темы. Практика показывает, что разнообразие методов и приемов предотвращает утомление, повышает мотивацию и поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность. А значит, возрастает эффективность логопедической работы в целом.
В этом году усовершенствовала работу с детьми таким методом работы, как – песочная терапия. Кинетический песок расширяет словарный запас, развивает связную речь, формирует фонематический слух и восприятие у детей.
Кинетический песок делает занятия более интересными, увлекательными и продуктивными. Перенос занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Занятия проводились ежедневно с каждой подгруппой и индивидуально. Вся коррекционная работа была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2020-2021 уч. год.
Итоговая диагностика в конце учебного года (май) для контроля эффективности коррекционно - логопедической работы выявила динамику в развитии речи детей:
Кол-во детей на начало года ТНР
ОНР III - 15 100%
На конец года.
Норма: 9 60%
Положит. динамика: 6 40%
2. Консультативно-практические мероприятия для родителей:
Коррекционно-логопедическая работа осуществлялась в тесном контакте с родителями воспитанников. В соответствии с годовым планом в течение года еженедельно проводились индивидуальные консультации для родителей:
1. Результаты диагностики и планирование коррекционной работы на 2020-2021учебный года;
2. Способы автоматизации звуков;
3. Формирование коммуникативной сферы ребенка;
4. Игры на развитие артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики;
5. Особенности речевого развития детей 4-5 лет;
6. Развиваем слух и фонематическое восприятие;
7. Формирование речевого дыхания;
8. Что необходимо знать и помнить родителям, при выполнении домашних заданий;
9. Учим стихотворения с детьми;
10. Факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей дошкольного возраста;
11. Ребенок зарычал (зашипел, засвистел? и т. д.
Был оформлен логопедический уголок: «Развитие речи детей»
и папка – передвижка для систематической пропаганды логопедических знаний, приобщения родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребёнка.
Рекомендации родителям на летний период:
- Упражнения для автоматизации звуков;
- Рекомендации по проведению упражнений для развития общей и мелкой моторики;
- Упражнений на развитие речевого дыхания, «Делать или не делать?»;
- Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи;
- Упражнения на расширение словарного запаса;
- Упражнения на развитие связной речи;
- «Как нельзя разговаривать с ребёнком».
- 10 простых советов.
Работа с педагогами логопедической группы.
После проведения диагностики, сообщила воспитателям о результатах обследования. В течение учебного года регулярно проводила для воспитателей консультации и рекомендации, согласно годовому плану. По вопросам планирования работы по развитию речи детей с учётом возрастных норм и лексических тем. Оказывала помощь воспитателям в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи.
Обсуждались методы и приемы для усвоения программы каждым ребенком логопатом. Согласно лексической теме, прописывалось задание для закрепления знаний в вечернее время. «Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей» (Лексический материал, на котором отрабатывалось произношение (слогов, слов, чистоговорки, стихи, скороговорки, загадки, рассказы, грамматические категории речи, словарь. Там же давались упражнения, развивающие общую и мелкую моторику, и т. д.)
Так благодаря тесному сотрудничеству и качественной работы мы добились положительных результатов на конец учебного года.
Работа со специалистами детского сада.
Велась систематическая работа по взаимодействию учителя-логопеда и педагога – психолога.
Проводилось знакомство с результатами обследования речевой сферы;
Направление (согласие родителей) к психологу;
Направление на ПМПк с (согласия родителей) по представлениям логопеда и заключениям педагога-психолога;
Полученные данные после совместной плановой диагностики детей, позволило установить степень нарушения психологических особенностей, состояния здоровья, компенсаторных возможностей дошкольника, наметить маршрут индивидуального развития каждого ребенка обучающихся в коррекционной группе;
Совместное провидение и подбор игр, занятий в сенсорной комнате;
Важным этапом работы являлось создание единой картотеки заданий,
игр по использованию тактильных настенных панно).
А так же велась совместная работа учителя-логопеда с музыкальным руководителем и работником по физической культуре.
Целью сотрудничества педагогов с логопедом является стимулирование речевого, познавательного и личностного развития ребенка.
Мною был разработан план взаимодействия с данными специалистами, где чётко распределялись задачи каждого участника.
При этом каждый из педагогов коррекционно-развивающей работы осуществлял развитие следующих направлений.
Музыкальный руководитель осуществлял работу по развитию и формированию:
- слухового внимания и слуховой памяти;
- оптико-пространственных представлений;
- зрительной ориентировки на собеседника;
- координации движений;
- умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
- темпа и ритма дыхания и речи;
- орального праксиса;
- просодики;
- фонематического слуха.
Так в течение всего учебного года каждый понедельник во второй половине дня проводили кружок: логоритмику.
Инструктор по физической культуре:
- Развитие слухового, зрительного, пространственной ориентации;
- Координации речи с движений;
- Общей и мелкой моторики;
- речевого и физиологического дыхания;
- формирование темпа, ритма;
- развитие речи у детей.
Занятия проводились с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка и строились с учетом диагноза речевого нарушения детей. Так, для детей с ОНР (общее недоразвитие речи) занятия проводятся особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы они не уставали.
Консультации для педагогов:
В соответствии с годовым планом работы, с педагогами детского сада проводились консультации по вопросам планирования работы по развитию речи детей с учётом возрастных норм и лексических тем, оказывалась систематическая помощь воспитателям в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи
-Организация работы с детьми по проблеме развития связной речи вне занятий (для всех педагогов);
-Методика проведения артикуляционной гимнастики (вторая мл., стар. гр.);
-Результаты диагностики на начала года, план индивидуальной коррекционной работы по каждому ребенку (вторая мл., стар. гр.);
- Подвижные игры для развития фонематического и слогового восприятия, анализа и синтеза, фонематических представлений и подготовки к обучению грамоте.
- Развитие интонационной выразительности речи дошкольников.
Методическая работа.
Создавалась предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете, в логопедических уголках. В речевом уголке группы оформлены папки для вечерних занятий воспитателей: «Взаимодействие логопеда с воспитателем. Коррекционный час», «Артикуляционные профили звуков».
Образовательная область.
Содержание: (обогащение, пополнение словарного запаса).
Социально-коммуникативное развитие:
Пополнение игры «Магазин», «Животные (дикие, домашние)», «Семья» и др.
Настольные игры «Азбука», «Уголок Успеха», «Лото», «Звук и буква».
Познавательное развитие:
Конструктор «Цветные блоки».
Иллюстрации по теме «Защитники Отечества», «Зима», «Животные жарких стран».
Речевое развитие:
Речевой уголок: «Говоруша», «Грамотейка»; папки по развитию связной речи: мнемотаблицы, сюжетные картинки; игра: «Что сначала что потом», «Закончи предложение (собери)»; по обучению грамоте: (картинный материал по звукам, буквам); по грамматическому строю речи игры: «Скажи наоборот», «Один-много», «Скажи ласково», «Что лишнее?»: по звукопроизношению и дифференциации звуков игры: «Улитка», «Лото».
Художественно-эстетическое развитие:
Аудиозаписи, иллюстрации по лексическим темам (времена года, цветы)
Физическое развитие:
Картотека физминуток (презентации, видео зарядки); дидактический материал на развитие дыхания (чашечка, червячок, бабочка и др.); на развитие артикуляционной гимнастики.
В ДОУ обновляется постоянно логопедический уголок для систематической пропаганды логопедических знаний, приобщения родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребёнка, сделана папка-передвижка с заданиями по временам года. В старших и подготовительных группах сделаны папки с материалом для родителей и воспитателей.
Систематизировала материал для обследования детей по словарному запасу, развитию фонематического слуха.
Принимала активное участие в общественных мероприятиях детского сада.
Участие в проекте: «Бережливая образовательная организация», подготовка ролика «Челлендж 5С»;
Участие в подготовке материала к городскому конкурсу на лучшую образовательную практику, в номинации: «Коррекционная деятельность».
Участие в подготовке городского конкурса: «Сюжетно-ролевая игра».
Участие в подготовке конкурса на уровне ДОУ: «Лучшие чтецы».
Участие в семинарах, педсоветах.
Выступление на педсовете: «Результаты логопедического обследования детей старшего возраста».
Подготовила презентации: «Нетрадиционные методы работы развития речи».
«Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ».
«Подведение итогов работы за 2020-21учебный год»
«Документация учителя-логопеда, единая форма»
«Развивающая среда логопедического кабинета»
-Принимала участие в акции «Сдай макулатуру - сохрани дерево»,
Принимала участие в оформлении помещений ДОУ и в работе по благоустройству и оформлении территории.
Участие в интернет–конкурсах, олимпиадах; размещаю свои публикации, фотоотчёты, презентации, рисунки и т. д.
Имею свидетельства о публикации, грамоты, дипломы.
Самообразование.
В рамках самообразования в течение учебного года систематически повышала уровень профессиональной компетентности.
Был поиск новых форм и методов работы по исправлению речевых нарушений у детей, которые были бы эффективны, и не перегружали бы ребёнка.
Изучила и проанализировала дополнительную литературу по теме; «Звукотерапия в логопедии».
Выбрала новые элементы звукотерапии и включила их в коррекционную работу с детьми;
Обновила дидактический материал по данному направлению работы.
Активно использовала в работе компьютерные презентации при обследовании речи детей, презентации по лексическим темам, в процессе обследовании и коррекции звукопроизношения.
Разработала буклеты по теме: «Элементы звукотерапии» для родителей и педагогов.
Широко применяла ресурсы Интернет (ИНФОУРОК, Совушка, УРОК. РФ)для логопедической работы с целью внедрения инновационных технологий (элементы звукотерапии).
В логопедической работе элементы звукотерапии можно применять, как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых и групповых. Были изготовлены игрушки-конструкторы, разработаны упражнения по применению звукотерапии здоровье сберегающего компонента:
1. Упражнение: «Бабочки» (на дыхание.)
2. Упражнение на координацию речи с движением «Песенка жука» (звук ж, «Песенка комара» (звук з, «Змейка» (звук ш, «Птичка» (ай, и т. д.
Используя технологию звукотерапию при коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи, можно отметить, что заметно улучшается качество логопедической работы: речь у детей приходит в норму за более короткий срок, чем на традиционных занятиях. Дети быстрее справляются с заданиями логопеда, заинтересованные разнообразием звуков, окружающих их на занятиях.
Проанализировав свою коррекционно-логопедическую работу за 2020-2021 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные в начале учебного года, мною решены; намеченные цели достигнуты.
Перспективы на следующий учебный год.
На следующий учебный год поставила задачи:
Необходимо продолжить работу над развитием всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи. Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений. Повышение своего профессионального уровня. Пополнение кабинета играми и пособиями.
Тема по самообразованию: Нетрадиционные методы и приемы в коррекционной работе:
1. Изучение нетрадиционных методов и приемов при постановке звуков.
2. Использование игровых методов в процессе автоматизации и дифференциации звуков.
3. Подготовить рекомендации для педагогов и родителей:
-по проведению артикуляционной и дыхательной гимнастики;
-по автоматизации звуков;
- по дифференциации звуков.
- по развитию общей и мелкой моторики.
- по развитию связной речи.
4. Провести консультации для педагогов и родителей:
- Игры на формирование лексико-грамматического строя речи детей;
- Артикуляционная гимнастика и её роль в формировании правильного произношения;
-Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
-Игры на формирование направленной воздушной струи;
-Приемы отработки опорных звуков;
-Игры на развитие мелкой моторики рук;
-Игры на развитие фонематического слуха.