Лариса Жарикова
Проблема формирования у дошкольников графомоторных навыков
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из сторон общего развития детей является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь – явление многогранное. Существенной её составляющей считается письмо как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а следовательно и графическими навыками – одна из важнейших сторон общего развития ребёнка.
Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма – без овладения графическим навыком.
Публикация «Проблема формирования у дошкольников графомоторных навыков» размещена в разделах
Проблема формирования у дошкольников графомоторных навыков занимает особое место в системе их подготовки к обучению в школе. В настоящее время наблюдается значительный рост детей старшего дошкольного возраста с не сформированными графомоторными навыками.
В общеобразовательных программах, по которым работают дошкольные учреждения, недостаточно полно используются упражнения и задания, направленные на формирование графо-моторных навыков у дошкольников, т. к. в программах по обучению и воспитанию отсутствует раздел по формированию графо-моторных навыков.
Формирование графо-моторных навыков письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым. Отмечается, что графические навыки у детей вырабатываются в процессе длительных упражнений.
Таким образом, актуальность выбранной нами темы обосновывается:
• недостаточностью исследовательских разработок по данной теме;
• необходимостью изучения наиболее эффективных методов и приемов развития графо-моторного навыка у дошкольников.
В связи с актуальностью данной проблемы цель исследования состоит в изучении особенностей графо-моторных навыков письма у дошкольников и практической апробации методов и приемов развития графо-моторного навыка у детей дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития графомоторных навыков у дошкольников.
Предмет исследования – методы и приемы развития графомоторных навыков у дошкольников.
Задачи исследования:
1) рассмотреть основные научные подходы к понятию «графического навыка»;
2) охарактеризовать типичные нарушения графомоторных навыков у дошкольников;
3) раскрыть методы и приемы развития графомоторных навыков у дошкольников;
4) проанализировать результаты развития графомоторных навыков у дошкольников.
Гипотеза исследования: процесс развития графо-моторных навыков у дошкольников будет эффективным, если реализуется развивающая работа, основанная на комплексе специально организованных развивающих занятий, направленных на устранение типичных ошибок и целенаправленное развитие графомоторных навыков.
Для решения поставленных задач и доказательства гипотезы были использованы следующие методы научного исследования:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация и др. ;
- эмпирические: наблюдение, изучение продуктов деятельности детей, изучение документации, эксперимент, специальные авторские методики.
Выявление нарушений графомоторных навыков у дошкольников