Джульета Кажарова
Отчет по самообразованию «Развитие графомоторных навыков»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нет силы более могучей, чем знание; человек, вооруженный знанием, - непобедим» М. Горький
Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графомоторного навыка.
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие графомоторных навыков“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Так как дошкольный возраст является периодом наивысших возможностей для наиболее эффективного развития мелкой моторики, то организуя различные виды деятельности в этом периоде, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь положительных результатов в развитии пальцевой практики и совершенствовании графомоторных навыков у старших дошкольников. Изучив
педагогическую литературу, пришла к выводу, что работу по подготовке руки к письму необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Конечно,
обучение письму – задача школы. Но многие из необходимых навыков и
умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет школьная задача
– учиться писать. И тогда обучение письму будет облегчено. Именно это
обстоятельство в значительной степени и определяет актуальность работы по
теме: «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования».
В рамках повышения своего профессионального уровня в течение 1 полугодия, я изучала методическую литературу по данной теме и выделила для себя следующие аспекты:
Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет:
- рисовать;
- раскрашивать;
- копировать простейшие узоры;
- соединять точки;
- правильно удерживать пишущий предмет.
Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.
Работа по формированию графомоторных навыков делится на 4 этапа :
Первый этап.
Развитие общей и мелкой моторики.
Для развития общей моторики необходимо:
- выполнять физминутки.
Для развития мелкой моторики необходимо:
- выполнять пальчиковую гимнастику, а также массаж (самомассаж)
- лепить из пластилина или глины;
- вырезать из бумаги;
- нанизывать бусины, пуговицы и т. д. ;
- застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
- собирать мозаики и конструкторы;
- раскрашивать раскрасками и т. д.
Второй этап.
Формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений.
Этот этап предусматривает:
- ориентировку в собственном теле;
- ориентировку в окружающем пространстве;
- ориентировку на листе бумаги.
Третий этап.
Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
На этом этапе выполняется:
- Ознакомление с клеткой, пространством листа.
- Рисование вертикальных и горизонтальных прямых линии и комбинации из них.
- Рисование наклонных прямых линии и комбинации из них.
- Рисование орнаментов (дуги, волнистые линии, круги, овалы).
- Рисование по клеткам предметов сложной формы (математические
диктанты).
Последовательность правильного формирования графомоторных навыков :
1 шаг. Дети учатся правильно сидеть.
2 шаг. Учатся правильно держать ручку и бумагу.
3 шаг. Учатся рисовать прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные.
4 шаг. Учатся рисовать прямые и наклонные параллельные линии.
5 шаг. Учатся рисовать полуовалы (верхние, нижние).
6 шаг. Учатся рисовать круги и овалы.
7 шаг. Учатся рисовать зигзаги (плавно передвигая руку).
8 шаг. Учатся рисовать линии, полуовалы, овалы определённой величины
(вводится ограничительная линейка - строка).
9 шаг. Знакомятся с печатными буквами и учатся писать их правильно.
Таким образом, коррекционно-развивающую работу в области графомоторных навыков веду различными способами.
В своей работе с детьми по развитию графомоторных навыков я использую следующие задания:
1. Массаж кистей рук.
2. Пальчиковая гимнастика, физминутки.
3. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.
4. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
5. Шнуровка.
6. Лепка из пластилина с использованием природного материала
7. Работа с конструктором Лего.
8. Различные виды аппликаций.
9. Рисование по трафаретам.
10. Рисование различными материалами: ручкой, простым карандашом, цветными
карандашами, мелом, акварелью и т. д.
11. Рисование линий: прямые и фигурные дорожки;
12. Рисование по точкам, контурам, клеточкам;
13. Штриховки с различным направлением движения руки, силуэтные штриховки.
14. Дорисовка (по принципу симметрии).
15. Дорисовка геометрических фигур.
16. Дорисовка недостающих деталей.
17. Упражнение «Оживи рисунок».
18. Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.
19. Лабиринты.
20. Графические диктанты.
Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от ее систематичности и регулярности. Занятия по подготовке руки к письму я провожу 1 раза в неделю, продолжительность занятия 25 минут.
Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Сразу обучаю детей правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.
Особое внимание уделяю выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради.
Обращаю внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их. Во время занятия делаем перерыв, во время которого выполняем пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий. Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.
Вывод:
В соответствии с поставленными задачами были определены направления
работы по формированию графомоторных навыков у дошкольников, формы
взаимодействия с детьми и родителями, разработан перспективно-тематический план
для детей старшей группы №2.
Благодаря такой целенаправленной и систематической работе по формированию у детей графомоторных навыков, с одной стороны педагогов, с другой, родителей,
решаются очень важные задачи:
• влияние на интеллектуальное развитие ребенка
• овладение навыком письма
Решение этих задач в будущем поможет избежать проблем в школьном обучении.
У детей совершенствуется зрительно-двигательная координация, мелкая моторика и координация движения пальцев рук, дети более свободно и уверенно пользуются карандашом, меньше трудностей испытывают при работе с ножницами, улучшается память, внимание, развивается речь и мышление.
Дети с удовольствием выполняют задания, так как они даются в игровой форме,
сочетаются со стихами, считалочками, скороговорками. Одновременно дети знакомятся с требованиями штриховки, учатся находить геометрические фигуры, обводить рабочую строку и в ее пределах рисовать.