Ольга Мацнева
Готовность дошкольников с ТНР к школьному обучению, как необходимое условие преемственности между ДОУ и начальной школой
▼ Скачать + Заказать документы
Основной целью определения готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. В соответствии с этой целью педагогами ДОУ проводится необходимая работа с дошкольниками, целью которой является создание благоприятных условий для плавного перехода от дошкольного детства к обучению в школе.
Публикация «Готовность дошкольников с ТНР к школьному обучению, как необходимое условие преемственности между ДОУ и начальной школой» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. «Зона ближайшего развития» определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.
В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе основана на трудах Л. С. Выготского, Божович Л. И., Эльконина Д. Б. ; Сашиной Н. Г., Кравцовой Е. К. и др.
Так, Л. И. Божович выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе : определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Наиболее важным признавался мотивационный план.
Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного внутренней позицией школьники. Этому новообразованию Л. И. Божович придавала очень большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению. Следует заметить, что именно школа является связующим звеном между детством и взрослостью. И если посещение дошкольных учреждений является необязательным, то посещение школы строго обязательно, и дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда и появляется желание пойти учиться в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношений. Именно этим объясняется то, что дети не хотят учиться дома, а хотят учиться в школе : им недостаточно удовлетворить только познавательную потребность, им еще необходимо удовлетворит потребность в новом социальном статусе, который они получают, включаясь в учебный процесс как серьезную деятельность, приводящую к результату, важному и для ребенка, и для окружающих его взрослых.
«Внутренняя позиция школьника», возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.
Почти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме.
Д. Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. «Функция контроля еще очень слаба, — пишет Д. Б. Эльконин, — и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения» (Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин выделял необходимые предпосылки учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:
— умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
— умение ориентироваться на заданную систему требований;
— умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
— умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Существуют и другие подходы к определению психологической готовности детей к школе, когда, например, основной упор делается на роль общения в развитии ребенка.
Выделяется три сферы: отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.
Необходимо подчеркнуть, что в отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов, «. ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы» (Божович Л. И.). Для успешного обучения ребенок должен уметь выделять предмет своего познания.
Современные исследования показывают, что 30-40% первоклассников оказываются неготовыми к обучению в массовой школе.
Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе мы выделяем дополнительно еще одну — развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.
Особую группу риска неготовности к школьному обучению составляют дошкольники с ТНР. Чаще всего дошкольники, посещающие группы компенсирующей направленности в ДОУ, имеют логопедическое заключение – ОНР различных уровней.
Неполноценная речевая деятельность оказывает отрицательное влияние на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Дошкольники с общим недоразвитием речи часто отличаются повышенной нервно-психической истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, проявляют недостаточность нейродинамического компонента психической деятельности, проявляющуюся в отвлекаемости, неустойчивости внимания, неустойчивой работоспособности.
Речевая готовность детей к обучению прежде всего проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки к усвоению письма.
Формированию качеств, необходимых будущему школьнику, помогает комплексная система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом.
Наш детский сад на протяжении ряда лет осуществляет тесное взаимодействие со школами нашего округа. Экскурсии, мастер-классы различной направленности, совместные спортивные мероприятия, творческие конкурсы призваны помочь дошкольникам, особенно тем, кто не готов к школе, перейти плавно и безболезненно в число обучающихся школы. Экскурсии по школе позволяют ребятам окунуться во взрослый, пока неведомый для них мир, заметить торжественность и важность школьного обучения.
Дошкольники с ТНР с удовольствием участвуют в конкурсах, спортивных и творческих мероприятиях, проводимых совместно со школьниками. Это позволяет им почувствовать себя более взрослыми, ответственными, собранными. Участие в конкурсах и спортивных мероприятиях является почетным, особенно для дошкольников с нарушениями речи. Родители всегда с удовольствием оказывают помощь своим детям в подготовке к мероприятиям различного рода. Особенно значимы для родителей и детей с нарушениями речи конкурсы чтецов к различным праздникам. А призовые места очень стимулируют детей, вызывают у них чувство гордости и желание поскорее попасть в школу.
Тесное сотрудничество ДОУ и школы даёт возможность дошкольникам быстрее адаптироваться к школьному обучению.