Татьяна МОРГУНОВА
Консультация для родителей «Готов ли ребенок к школе?»
▼ Скачать + Заказать документы
отов ли ребенок к школе?
Вопрос о готовности детей к школе является актуальным на протяжении уже долгих лет и до современности. Психологи объясняют школьную готовность как наличие уровня развития познавательных процессов, мыслительной деятельности и позиции школьника.
Публикация «Консультация для родителей „Готов ли ребенок к школе?“» размещена в разделах
На сегодняшний день в Российской Федерации психологическая готовность ребенка к обучению в школе определяется документом, который называется «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», разработанный Министерством образования РФ.
Готовность к школе состоит из следующих компонентов:
Личностная готовностьвключает у ребенка формирование готовности к принятию новой социальной роли или позиции- позиции школьника. Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учителям, к самому себе. В личностную готовность входит уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является тот ребенок, у которого сформированы познавательные мотивы, а не тот, которого привлекают к школе внешние атрибуты : готовность можно проверить таким образом: спросите ребенка, хочет ли он идти в школу. Тот ребёнок, который уже готов, у которого уже формируется склонность к учебной деятельности, скажет: «Я хочу идти в школу, потому что я там узнаю много нового». У него есть познавательный интерес. Ребёнок, который не готов или не хочет идти в школу, говорит о том, что идёт туда поиграть. Это значит, что у ребенка должна быть развита учебная мотивация.
В личностную готовность входит также наличие определенного уровня развития эмоциональной сферы, то есть должна быть хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой будет развиваться учебная деятельность.
Интеллектуальная готовностьопределяется следующими умениями и навыками:
Ребенок правильно описывает цветовое окружение, использует свои знания в изобразительной деятельности;
Строит свой образ мира, сообщает о результатах взрослому, умеет анализировать предложенный образец;
В уме создает новые образы и воплощает их в играх, рисунках, конструкциях;
При выполнении действий, требующих сосредоточения может отвлекаться от посторонних раздражителей;
Развита монологическая речь, умение рассуждать, высказывать свои соображения;
Запоминает учебный материал, понимая его содержание;
При решении познавательных задач обобщает, классифицирует, схематизирует, моделирует;
Решение многих типов интеллектуальных задач происходит в образном плане, что способствует пониманию условий задач.
Социально-психологическая готовность включает формирование у детей качеств, благодаря которым дети будут общаться друг с другом и учителем. Это значит, что у детей должна быть развита потребность в общении и умение подчиняться интересам других.
Многие родители начинают с детства пугать ребё нка: «Пойдёшь в школу, там учитель тебя не будет ждать. Там надо всё делать быстро. Там нельзя хулиганить». И ребёнок растёт в ожидании, что школа – это что-то ужасное, где строгие учителя, где нельзя расслабиться, где всё будет очень жестко. Стоит ли потом удивляться, что ваш ребёнок не хочет идти в первый класс?
Постройте свой диалог с ребенком в другом ключе. В 4-5 лет родители могут рассказать, что школа – это то место, где ты будешь учиться, обретёшь новых друзей, то есть школа – это совсем не страшно, а очень интересно. Если родители будут настраивать ребёнка на то, что в школе ему будет хорошо, интересно, у него появится много друзей, он будет получать удовольствие от того, что узнает что-то новое, то ребёнок будет ждать школу как интересное приключение в своей жизни.
Есть много разных способов для того, чтобы ребенок получил минимальный стресс, придя в школу. Например, можно сделать так, чтобы в школу ребёнок пошёл, имея уже там товарищей. Для этого можно познакомиться с родителями детей из будущего класса и до начала учебного года организовать какие-то совместные выезды в кафе, игровой клуб, чтобы дети познакомились, поиграли, посмеялись. Так, когда 1 сентября они увидятся, то будут уже хорошими приятелями, и их тревога «что их ждёт в первом классе?» пройдет. Помимо того, чтобы снизить тревогу, можно познакомить ребёнка с учителем, чтобы он до 1 сентября знал, кто его учительница, показать ему, как идти в его класс, где находится туалет, как попроситься выйти. Если ребёнок тревожный, если у него могут возникнуть такие трудности, то лучше эти ситуации проиграть, сформировывая такие навыки. Поиграйте в школу, ребёнок – учитель, а родители – ученики, или медвежонок – ученик, который боится выйти в туалет. Проиграйте с ребёнком разные ситуации. Например:
учитель о чём-то спросил, задал вопрос, а ребёнок из-за своих сомнений в правильности ответа боится отвечать. Или когда дети играют, а тебе хочется поиграть с ними, и не знаешь, как подойти, как познакомиться. Ребёнка можно этому научить, и тогда он уже идёт подготовленный, как вступать в новые отношения с учительницей и другими детьми.
Эмоционально-волевая готовность включает в себя умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям других людей, умение поддерживать порядок.
По современным показателям лучше отдавать ребёнка в школу с 7 лет, потому что, по данным наших психологов, которые наблюдали за детьми, которые рано пошли в школу, многие из них были не готовы к учебной деятельности. Если в начальной школе они хорошо учились за счёт хорошей памяти, которая в этом возрасте присутствует, то в средней школе они уже испытывали трудности, потому что там включались другие механизмы, такие как логика, причинно-следственные связи, и им уже было сложно. Поэтому, если вы сомневаетесь – отдать ребёнка в 6 или в 7 лет, лучше отдать в 7.
Таким образом, для того, чтобы понять, готов ли ребенок к школе, проводится медико-психолого-педагогическое обследование. Обследование проводится только с разрешения родителей, в индивидуальной форме в присутствии родителей, в групповой форме - без родителей. Запрещено проводить обследование с целью жесткого распределения детей по классам с разным уровнем развития. Все дети 7 лет принимаются в первый класс независимо от результатов обследования. Медицинский допуск является главным при зачислении ребенка в школу.
Воспитатель МАДОУ д/с №24 №Ромашка»
Моргунова Татьяна Анатольевна