Галина Семенова
Гендерное воспитание детей через предметно-развивающую среду (ПРС) в контексте ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на секции педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций "Совершенствование и развитие качества дошкольного образования на современном этапе"
Дата проведения: 26 августа 2019 года
Тема выступления:
(Слайд 1)
Публикация «Гендерное воспитание детей через предметно-развивающую среду (ПРС) в контексте ФГОС до» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
"Гендерное воспитание детей через предметно - развивающую среду (ПРС) в контексте с Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (ФГОС ДО)"
Воспитатель структурного подразделения - детский сад МКОУ СОШ №1 Семенова Галина Николаевна
(Слайд 2)
Гендерное воспитание, это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, что необходимо для нормальной и эффективной социализации личности.
Период дошкольного детства неоценим для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются в этом возрасте.
(Слайд 3)
Гендерная идентификация ребёнка происходит уже к 3-4 годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка».
Поэтому методы и подходы в воспитании должны быть различными.
(Слайд 4)
Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики.
Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.
(Слайд5)
Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Наблюдая за детьми в детском саду, я замечаю, что многие девочки лишены скромности, нежности. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
(Слайд 6)
Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как
женщину или мужчину.
(Слайд 7)
Средством развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта является предметно - развивающая среда.
(Слайд 8)
Она не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и. т. д., но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей.
(Слайд 9) Предметно – развивающая среда
Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей предметно - развивающей среды.
(Слайд10) Предметно – развивающая среда
При создании среды прежде всего я обращаю внимание на её оптимальную насыщенность, целостность, многофункциональность,
(Слайд11)
внедрение различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность, а так же дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков, чтобы они овладели опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности.
Трудовые поручения распределяю в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки - с аккуратностью.
(Слайд12)
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где они имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе,
(Слайд 13)
обсуждать художественные произведения, которые воспитывают в мальчиках мужественность, смелость, мужчину, сильного и отважного, защитника своих близких и Отечества, а в девочках – женственность, доброту, отзывчивость, мягкость, хранительницу семейного очага.
(Такие произведения, как р. н. сказка «Крошечка-Хаврошечка», «Иван –крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Царевна лягушка», «Рукодельница и ленивица», сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик»,и др.)
(Слайд14)
В дошкольном возрасте основной вид деятельности –игра.
(Слайд15)
Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины
(Слайд16)
и женщины в обществе.
(Слайд17)
В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного
поведения. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж.
(Слайд 18)
Мальчики играют в войну, защищая Родину, строят мосты,
ремонтируют автомобили.
(Слайд19)
В игре закладываются и основы нравственности: великодушие,
надёжность, уважение к девочкам (женщинам) - у мальчиков.
Доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) - у девочек.
(Слайд 20)
В беседах, непрерывной непосредственной образовательной деятельности (ННОД,
(Слайд21)
с помощью дидактических игр, экскурсий, с помощью решения проблемных ситуаций, знакомства с правилами этикета,
(Слайд22)
профессиями, через физическое воспитание формируются представления детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины,
(Слайд23)
развивается умение использовать эти знания в различных жизненных ситуациях.
(Слайд24)
Всё это способствует развитию представлений ребёнка о своём поле.
(Слайд25)
Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка
(Слайд26) в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в этом вопросе.
(Слайд27)
Совместные мероприятия несомненно сближают родителей и детей.
(Для повышения их компетентности в вопросах гендерного воспитания я подготовила и провела консультации «как воспитывать мальчика», «Как воспитать девочку».)
(Слайд28)
Таким образом, организованная предметно- развивающая среда с учетом гендарных признаков
(Слайд29)
способствует преодолению разобщенности между мальчиками и девочками в организации совместных мероприятий,
(Слайд30)
в процессе которых дети действуют сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.
(Слайд31)
Таким образом, проблема гендерного воспитания и обучения остается, по-прежнему, актуальной для дошкольного образования. Только совместными усилиями всех участников образовательного процесса, благодаря планомерной и последовательной работе по гендерному образованию в детском саду (ДОУ) можно добиться успеха в развитии личности каждого ребенка.
(Слайд32)
Цель всех усилий - помочь и девочкам, и мальчикам, стать счастливыми людьми, наиболее полно реализующими свои индивидуальные особенности и способности, уверенных в себе и своем будущем.
Поздравляю всех с началом учебного года!
Пусть этот год будет плодотворным!
Желаю всем крепкого здоровья, взаимопонимания с детьми и их родителями.
Спасибо за внимание!