Елена Ситкова
ФЭМП у дошкольников в различных видах детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«ФЭМП у дошкольников в различных видах детской деятельности»
Одной из составляющих образовательной области «Познавательное развитие» является формирование элементарных математических представлений дошкольников. Приобретение этих представлений имеет существенное значение для умственного развития детей и оказывает активное влияние на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Публикация «ФЭМП у дошкольников в различных видах детской деятельности» размещена в разделах
Согласно программным требованиям, в старшем дошкольном возрасте ребё нок должен овладеть математическими представлениями по основным разделам:
- количество и счёт;
- цифры и знаки;
- счётные действия;
- величины;
- ориентировка в пространстве;
- ориентировка во времени;
- геометрические фигуры.
На практике условия для применения у дошкольников математических знаний существуют в различных видах деятельности - в режимных моментах, в изобразительной, музыкальной, двигательной, трудовой, познавательной и т. д. Для достижения положительного результата в работе в данном направлении-образовательный процесс осуществляю через организацию различных видов детской деятельности. Обучение детей математике в комплексе с иными видами дошкольной деятельности позволит, с одной стороны, детям лучше осознать математические представления, с другой - поможет решить различные проблемы и в других областях.
Итак, свою работу по формированию элементарных математических представлений осуществляю в разных формах и начинаю с самого утра:
Утренний приё м детей: мы выясняем с детьми, кто пришёл первый, кто второй, сколько пришло девочек, сколько мальчиков, посчитали вместе т. д
Утренняя гимнастика: выполнение упражнений на счёт, построение детей в два или три ряда, или все встаем в круг, закрепляем понятие левая рука, правая рука, после зарядки работаем с календарем.
Дежурства по группе: ребенок считает полотенца – сравнивает с количеством присутствующих детей.
Перед приемом пищи: дежурные расставляют тарелки, обращаю внимание детей на форму предметов, например: тарелки круглые, что еще у нас имеет такую форму (часы круглые.); чашки, ложки, считаем - количество предметов, перед этим они должны определить количество детей, сидящих на своих местах за столом.
Одевание (раздевание) на (с) прогулку: спрашиваю у детей, чего у вас по два: две руки, две ноги, значит нам надо две рукавицы, надо обуть два ботинка, 2 сапога. Можно сравнить обувь, прикладывая подошвы друг к другу; определяют –у кого нога выросла больше, у кого еще маленькая, сравнивают шарфы, у кого шарф длиннее, а кого короче, поговариваем обязательно. Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей, а то все больше, до школы, употребляют большой-маленький. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.
Спрашиваю, чего по одному, одна голова значит- одну шапочку.
Сколько ребят пришло в куртках посчитали, а в комбинезонах- сравнили.
Прогулка: постоянно упражняемся в счете: летом посчитали сколько зацвело георгинов на нашей клумбе, а сколько гладиолусов, прошли вокруг сада пронаблюдали у кого есть такие же цветы, а сколько там зацвело таких же цветов, сравниваем, по дороге рассмотрели деревья определили (выше-ниже, толще-тоньше, в песке «налепили» куличики, сравнили их по форме и по размеру, осенью собрали листья, выбрали красные, желтые, зеленые так же посчитали и сравнили, Зимой-тоже считаем и сравниваем, налепили «мороженого», посчитали, а хватит ли на каждого, а также - сколько детей принесли лопатки, сколько без, сколько надо взять лопаток в группе, чтобы хватило всем, сколько детей с ледянками, как поделиться, а может разделиться на равные команды, чтоб не было обидно.
После сна: убираем массажные коврики, определяем количество, цвет, форму. Причесывая девочек, спрашиваю, у кого волосы длинные, у кого – короче (а у кого самые длинные)
Играем в игры, к примеру, в «Зоопарк» - многие дети посещали Новосибирский зоопарк, на практике используют пространственные ориентиры, порядковые и количественные числительные, считают, сколько всего зверей в зоопарке, кто и где находится., «слева, справа, впереди, сзади, рядом» и т. д.
Играют в сюжетно-ролевые игры:
«Магазин»- в который дети играют с удовольствием. У нас имеется кассовый аппарат, весы, наборы овощей и фруктов. На занятие по Финансовой грамотности дети познакомились с деньгами, что они бывают наличные и безналичные и как обращаться с ними при игре.
Принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира.
На занятиях, в режимных моментах, играя с детьми в дидактические игры, сюжетно - ролевые игры, так же использую математические задачки на смекалку.
Освоение математических представлений продолжается и в повседневной жизни.
Ребёнок с удовольствием принимает участие в трудовой деятельности, если она организована в виде игры с вопросами и заданиями.
Формирование элементарных математических представлений непосредственно связанно с образовательной областью «Речевое развитие», где основной задачей является развитие математического словаря у детей. В процессе интеграции осуществляется практическое усвоение детьми лексико-грамматических категорий и отрабатывается правильное звукопроизношение. Процесс формирования математического словаря предполагает планомерное усвоение, постепенное его расширение.
На занятиях дети учатся не только распознавать величину предметов, но, и правильно отражать свои представления («шире — уже», «выше — ниже»); находить более сложные ориентировки в величине предметов («высокий», «ниже», «самый низкий»); осваивать существительные, обозначающие предметы, геометрические фигуры («круг», «квадрат», «треугольник», а также пространственные отношения и временные обозначения («утро», «день», «вечер», «ночь», «сегодня», «завтра»; названия дней недели, месяцев).
Образовательная область «речевое развитие» прослеживается в недрах практически всех образовательных областей, в том числе и познания, а именно математики. Ведь от правильной формулировки, постановки грамотного вопроса воспитателем зависит, поймет ли ребенок, и каков будет его ответ. И сам ответ должен быть полным, правильным, грамотно сформулированным. Если у ребенка будет бедный словарный запас, будет отсутствовать понятийный аппарат математики, соответственно будет очень сложно выразить правильный ответ.
Математические занятия оказывают огромное положительное влияние на развитие речи ребенка:
- обогащение словаря (числительные, пространственные предлоги и наречия, математические термины, характеризующие форму, величину и др.);
- согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);
- формулировка ответов полным предложением;
- логические рассуждения.
Развивая навыки использования обобщающих слов, закрепляем навыки группировки предметов, количественного и порядкового счета. Обучая детей делить предложение на слова и проводить звуковой анализ слова, обращаем внимание на количество слов в предложении, слогов в слове; определяем, какое слово (какой звук) стоит первым (вторым, третьим) по порядку, какое место занимает определенное слово.
Математика неразрывно связана с такой областью, как чтение художественной литературы.
Художественная литература способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире; развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции, дает образцы живого русского языка, многие произведения, способствуют формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.
В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий, ситуаций и усваиваются они сами по себе, без каких-либо усилий. С помощью сказки «Три медведя» или «2 жадных медвежонка» - легко усвоить понятие о размере.
Сенсорное развитие
В основе познания детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др.). В процессе разнообразной продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве.
Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития. При формировании элементарных математических представлений у дошкольника мы опираемся на различные анализаторы (тактильный, зрительный, слуховой, кинестетический) и одновременно развиваем их.
Лепка
На занятиях по лепке я обращаю внимание - на сколько частей и какого размера нужно разделить кусок пластилина. В процессе работы дети могут практическим путем установить отличие плоских и объемных фигур, объемных фигур между собой. Особенно ценно то, что в ходе изготовления предметов дети могут самостоятельно сделать маленькие открытия, например, может ли катиться конус. Дети могут рассмотреть, какой формы основания у объемных фигур и сделать вывод о том, чем они похожи на плоские фигуры.
Аппликация
В ходе выполнения заданий ребята видоизменяют фигуры: из квадрата получают круг-срезая уголки, из прямоугольника - квадрат, тем самым воочию познавая свойства фигур. Часто встречаются на занятиях задания по определению формы предмета в целом и отдельных его частей, что способствует аналитическому мышлению.
В процессе аппликации возникает необходимость сосчитать или отсчитать нужное количество деталей. Часто нужно применить знание порядкового счета. Особенно успешно в процессе аппликации формируется умение делить предметы на части, т. к. задания такого рода встречаются очень часто. Дети убеждаются в том, что части могут быть равными и неравными, закрепляют названия равных частей: "половина", "четверть"
Рисование
На занятиях по изобразительной деятельности часто необходимо определить, каких деталей много, а какая деталь одна. Например, у дерева один ствол, а веточек много; для изображения цветка нужно много лепестков - овалов и одну серединку - круг.
На некоторых занятиях по изобразительной деятельности возможно решение программных задач из области временных представлений. Формировать представления о временах года можно в процессе рисования следующих тем: «Яблоня с золотыми яблоками", «Что нам осень принесла», «Осенний лес», «Зима», «Волшебные снежинки», «Наша нарядная елочка».
Так же на занятиях и изобразительной деятельности я использую загадки математического содержания:
Я беру карандаши.
Ты считай, но не спеши.
Вот смотри,
Не будь разиней:
Красный, черный, желтый, синий.
Отвечай –
В руке моей сколько всех
Карандашей? (4).
Хорошенько посмотри,
принесли альбом Алисы
и один альбом для Даши
и для Софы принесли.
Ну, дружочек, не зевай,
ты альбомы посчитай. (3)
Ненавязчивое разгадывание загадок математического содержания, мимолетных игр – это увлекательная игра, которая вызывает у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера общих признаков анализируемых предметов, определение простейших математических связей и зависимостей.
Конструирование
В процессе строительства различных конструкций, конструирования из бумаги, картона, из природного материала, из готовых форм, при формулировании заданий и анализе детских работ обращаю внимание детей на математические отношения, а именно:
- предлагаю сгруппировать детали, обращаю внимание на то, каких деталей много, а какая деталь одна, давайте сравним;
- обращаю внимание на отличие деталей по форме, прошу правильно называть форму деталей, обращаю внимание на характерные признаки геометрических фигур;
- обращаю внимание на отличие поделок и деталей по величине, учу сравнивать следующими методами: приложения, наложения, глазомера, условной мерки;
- обращаю внимание на пространственные отношения между деталями.
В прошлом учебном году я организовала в группе мини-музей «Календари». Знакомство ребенка с календарем - важный момент для формирования представления об окружающем мире. Дети узнали о том, что месяц, неделя, год, времена года, календарные праздники, что это прописано именно в календарях, и мы живем по этому календарю, что каждый год имеет свое название животного, дети кто знал назвали в какой они год родились (15-коза, 16- обезьяна, 17- петух).
Реализовала проект «Математику, друзья, не любить ни как нельзя!», дети познакомились с математическими сказками, ребусами, замысловатыми раскрасками, разучили стихи, игровые считалочки, делали различные поделки и т. д.
У нас в группе имеются занимательные журналы для развития внимания, логики, мышления, дети очень любят их рассматривать.
Различные математические и геометрические игры, где дети, используя схемы выполняют задания.
В любую свободную минутку дети любят поиграть в конструктор Лего.
Познакомила детей с работой над ребусами. Ребусы, игры-загадки направлены на тренировку мышления, на развитие познавательных способностей детей и на формирование мыслительных операций. Они требуют от них умственных усилий и вызывают у детей интерес к познавательной деятельности.
Научила играть в игру «Крестики нолики», несмотря на её кажущуюся простоту, эта игра способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, памяти; учит ребёнка запоминать, предвидеть результат; вырабатывает умение вести расчёты, требующие дальновидности, а также формирует волю к победе.
Замечательное средство формирования познавательного и коммуникативного развития дошкольников являются домино, шашки и шахматы, конечно, чуть позже дети научатся просчитывать свои будущие действия, предугадывать реакцию противника, в уме проигрывает различные комбинации, а пока мы совершенствуем логическое мышление, развиваем память и вырабатываем усидчивость.
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка. Познакомить ребёнка с цифрами, научить его считать, складывать и вычитать – это не главное при подготовке к школе. Главное – научить ребёнка думать.
Интеграция позволила объединить воедино все виды деятельности ребенка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую, и в каждой решаются свои обучающие, развивающие и воспитательные задачи.
Наша задача – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей.