Лариса Казанцева
Функциональная грамотность в работе с детьми дошкольного возраста посредством внедрения фоновой музыки в режимные моменты
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ДЕТСКИЙ САД № 9 «НЕЗАБУДКА»
города Искитима Новосибирской области
Статья:Из опыта работы музыкального руководителя
МБДОУ №9 «Незабудка».
Тема:
«Функциональная грамотность в работе с детьми дошкольного возраста, через внедрение фоновой музыки в режимные моменты»
Публикация «Функциональная грамотность в работе с детьми дошкольного возраста посредством внедрения фоновой музыки в режимные моменты» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа музыкального руководителя
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2021
Составитель:
Казанцева Лариса Алексеевна
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
г. Искитим, 2021
Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений. Круг задач по музыкальному воспитанию и развитию ребёнка в дошкольном возрасте в условиях ФГОС ДО расширились. Музыка отражает отношение ребёнка ко всему, что происходит вокруг, это позволяет ему понять себя, и найти своё место в обществе. Дошкольное музыкальное воспитание играет в жизни ребёнка очень важную роль.
Многовековой опыт педагогов музыкантов, и специальные исследования доказывают влияние музыки на психику и физиологию человека. Именно поэтому, в разных видах деятельности с детьми, утверждается тезис о важности музыкального воспитания, который будет способствовать формированию духовно - богатой, эстетически и музыкально развитой личности чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой как интеллектуально, так и физически.
Что же включает в себя функциональная грамотность?
Функциональная грамотность (лат. –направление)– степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций. Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами. Функциональность - набор возможностей (функций, которые предоставляет данная система или устройство.
Функциональная грамотность рассматривается, как способ социальной ориентации личности, способной применять полученные знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности, в социальных отношениях. Таким образом, функционально грамотную личность следует рассматривать как личность, обладающую определёнными качествами, ключевыми социально-коммуникативными и творческими компетенциями.
Современная система музыкального воспитания дошкольников не стоит на месте. Во-первых, появляется большое количество образовательных программ по музыкальному воспитанию дошкольников, современных образовательных технологий. Во-вторых, меняются дети и родители, так как современный ребёнок дошкольного возраста подвижен, активен, динамичен и свободен. Он умудрятся сочетать сразу несколько видов деятельности, обращая их в игру и организуя, таким образом, свою жизнь. А главное, меняются требования к содержанию и организации музыкального воспитания. На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам и методам работы с детьми.
Ориентиром в этом направлении является ФГОС ДО, который устанавливает нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной программы (ООП) ДО, определяющее новое представление о содержании и организации музыкального воспитания. Разработчиками ФГОС ДО подчеркивается, что результатом дошкольного образования должна стать индивидуализация и социализация детей, формирование у ребёнка жизненно важных базовых ценностей культуры мира, формирование компетентностей в художественно-эстетическом направлении.
Музыкальный руководитель особое внимание должен уделять развитию мотивационной сферы (это потребность в познании мира музыки, эмоций, чувств и фантазий, желание погружения в творчество, в мир сказки и т. п.)
При этом музыкальный руководитель должен создать условия в той образовательно-развивающей среде, в которой становится возможным развитие ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей, возможностей и потребностей.
Особенно важна профессиональная компетентность педагога, основу которой составляет личностное и профессиональное его развитие.
Функциональная грамотность подразумевает овладение некоторыми компетенциями. Компетентность – это способность обучающегося выполнять определенный вид деятельности, а, компетенция – требование государства, социума, заказчика, к способности обучающегося выполнять определенный вид деятельности.
Можно выделить перечень основных профессиональных компетенций, которыми должен обладать музыкальный руководитель в условиях современных образовательных стандартов ДО, а именно:
уметь определять цели и задачи своей педагогической деятельности, с учетом целей и требований ФГОС ДО;
знать основные образовательные программы по музыкальному воспитанию в ДОУ;
владеть современными педагогическими технологиями;
уметь разрабатывать собственные рабочие программы, ориентируясь на основную образовательную программу ДОУ, учитывая особенности и возможности детей;
уметь обеспечить ребёнка по всем направлениям его развития (социально-личностное, художественно-эстетическое, физическое, познавательно-речевое) в соответствии ФГОС ДО;
уметь осуществлять все виды мониторинга, диагностику, на начальном уровне и итоговом, а так же следить за динамикой развития ребёнка;
внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ;
организовывать результативное сотрудничество с родителями воспитанников, воспитателями и другими специалистами ДОУ.
Следовательно, возникает необходимость поиска в работе с дошкольниками методов системного характера, влияющих не только на отдельные психические процессы, но и на личностные структуры в целом.
Одним из таких методов является внедрение фоновой музыки в режимные моменты как средство гармонизации и развития психики, оздоровления личности ребёнка.
Мною была поставлена цель: гармоничное воздействие фоновой музыки на личность ребёнка через непроизвольное накопление музыкальных впечатлений посредством координации деятельности всех участников образовательного процесса.
Задачи:
способствовать созданию благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и сохранению здоровья детей;
развивать воображение, познавательную активность детей в процессе их творческой деятельности;
повысить качество усвоения знаний через активацию мыслительной деятельности;
создавать новые условия образовательной среды, позволяющие использовать функциональную музыку в течение всего дня;
Также были определены предполагаемые результаты для педагогов групп и воспитанников.
Результаты:
повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
ежедневное применение разных методов и приёмов на практике;
методические рекомендации для воспитателей и родителей;
использование разных жанров фоновой музыки.
Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка является ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения, а музыкальное сопровождение режимных моментов является эффективной деятельностью в работе педагогов.
Поэтому необходимо предложить воспитателям внедрить включение функциональной музыки в повседневную жизнь детского коллектива.
Проанализировав состояние условий для использования фоновой музыки в режимных моментах детского сада, мною было предложено подобрать фонотеку функциональной музыки, состоящей из классической музыки, народной, современной.
Именно музыка гармонизирует психологическое состояние ребёнка любого возраста, способствует развитию его творческих способностей, творческого воображения, а через него - восприятия разных сторон жизни, а также внимания и интеллекта, помогает раскрытию внутреннего потенциала, коммуникабельности и даже развитию речи.
Грамотное использование музыки на занятиях и в режимных моментах не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность работы образовательной деятельности. Учитывая, что маленькие дети воспринимают информацию непосредственно, подбираемый материал должен быть знаком ребенку, но быть новым в изложении педагога. Важно только окружить ребенка музыкой, погрузить в мир сказки, фантазии, творчества.
В регулярном использовании музыки при проведении режимных моментов дети должны самостоятельно реагировать на смену мелодии, определять момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, засыпание, подъем, релаксация и т. д. При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.
Я уверена, что внедрение фоновой музыки в режимные моменты и не только, станет эффективной формой общения детей с педагогами, а организация и содержание перейдёт из разряда развлечений в средство формирования музыкальной грамотности.
Примерное расписание звучания фоновой музыки в режимных моментах :
Время звучания Режимные моменты Преобладающий эмоциональный фон
7:30– 8:00 Утренний прием Радостно-спокойный
8:40– 9:00 Настрой на занятия Уверенный, активный
12:20– 12:40 Подготовка ко сну Умиротворенный, нежный
15:00– 15:15 Подъем Спокойный, оптимистично-просветленный
Огромное влияние музыка оказывает и на здоровье ребёнка. Современные дети испытывают большие умственные перегрузки, в результате чего они все чаще страдают от неврозов и депрессий. С этой целью педагогам предлагаю познакомиться с памятками о том, какую музыку слушать полезно в разных ситуациях (раздать).
Памятка для педагогов.
Перечень музыкальных произведений, рекомендованных к прослушиванию детям при различных видах психологических расстройств по мнению врачей. Современная медицина доказала благотворное влияние музыки на здоровье детей. Так, например, прослушивание музыки улучшает память, а игра на музыкальном инструменте способствует развитию лингвистических навыков.
Для уменьшения чувства тревоги: Шопен (Мазурка, Прелюдии); Штраус (Вальсы); Рубинштейн (Мелодии).
Против бессонницы: Сибелиус (Грустный вальс); Шуман (Грезы); пьесы Чайковского.
Музыка перед сном : Ф. Шуберт "Вечерняя серенада"; И. Брамс "Вальс № 3"; К. Дебюсси. "Облака"; А. П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета; К. В. Глюк "Мелодия"; К. В. Глюк Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика"; В. А. Моцарт "Реквием". Ш. -К. Сен-Санс "Карнавал животных"; Р. Шуман "Детские сцены", "Грезы"; Г. Ф. Гендель "Музыка на воде".
Для снятия стресса и общего успокоения: Брамс (Колыбельная); Шуберт (Аве Мария); Шопен (Ноктюрн соль – минор); Дебюсси (Лунный свет).
Для поднятия настроения и общего тонуса: Чайковский (Шестая симфония); Бетховен (Увертюра Эдмонд); Шопен (Прелюдия 1); Лист (Венгерская рапсодия).
Для снижения раздражительности: Бах (Кантата 2, Итальянский концерт); Бетховен (Лунная соната, Симфония ля-минор).
Музыка для утреннего подъема: А. Дворжак "Славянский танец № 2"; Ф. Лист "Венгерские рапсодии"; В. А. Моцарт "Маленькая ночная серенада"; Л. Бетховен Увертюра "Эгмонт"; Б. Монти "Чардаш"; Э. Григ "Утро"; И. С. Бах "Шутка"; И. Брамс "Венгерский танец № 7"; И. Штраус "Весенние голоса" : Ф. Шопен "Прелюдии".
Музыка, настраивающая на занятия: А. Вивальди "Времена года"; С. Прокофьев "Марш"; И. С. Бах «Ария»; П. И. Чайковский "Времена года"; Ф. Шуберт "Музыкальный момент"; В. А. Моцарт "Гроза"; В. А. Моцарт Симфония № 40; Д. Шостакович «Прелюдия и фуга фа минор».
Просыпательная музыка : П. И. Чайковский "Вальс цветов"; Л. Бетховен Увертюра "Эгмонд"; Ф. Шопен "Прелюдия 1, опус 28"; П. И. Чайковский "Шестая симфония", 3-я часть; М. И. Глинка. "Камаринская"; В. А. Моцарт "Турецкое рондо".
Работа музыкального руководителя и педагогов по формированию функциональной грамотности дошкольников сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте с родителями (законными представителями). Мною были разработаны рекомендации не только для педагогов, но и для родителей (законных представителей).
Рекомендации родителям (законных представителей)
от музыкального руководителя
1. Не раздражайтесь, когда ребёнок пытается играть и слушать музыку, стремитесь к тому, чтобы это ему нравилось, и поддерживайте его советами.
2. Обратите внимание на самостоятельную музыкальную деятельность вашего ребёнка.
3. Покупайте музыкальные инструменты и игрушки, играйте на них сами, играйте вместе с детьми.
4. Водите ребёнка в театр, на концерты, особенно на те, в которых участвуют дети.
5. Следите за тем, чтобы ваш ребёнок почаще слушал и смотрел детские музыкальные теле-и-радиопередачи.
6. Пошлите заявку на радио или телевидение с просьбой исполнить любимое произведение вашего ребёнка.
7. Накапливайте детскую фонотеку.
8. По возможности старайтесь знакомить детей с композиторами.
9. Музицируйте дома с детьми (пойте, играйте на музыкальных инструментах, танцуйте) .
10. Предлагайте детям разнообразную музыку.
11. Отдайте ребёнка в музыкальный кружок или на занятия в музыкальную школу (по возможности).
12. Обсуждайте с детьми просмотренные спектакли, концерты.
13. Помогите придумать ребёнку музыкальную сказку, сценку.
14. Интересуйтесь тем, что узнал нового ребёнок на музыкальном занятии в детском саду.
15. Обязательно присутствуйте и по возможности участвуйте в утренниках и на вечерах развлечений в детском саду.
16. Бывая на природе, обращайте внимание ребёнка на «звуки музыки» вокруг нас (музыку природы).
17. После концерта или спектакля побуждайте ребёнка к передаче впечатлений в рисунке, рассказе и других формах.