Надежда Смирнова
Формы эффективной совместной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд:
В процессе перехода на федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования каждая дошкольная организация ищет возможность создания «условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.»[ФГОС ДО 2.2.4] .
Публикация «Формы эффективной совместной деятельности» размещена в разделах
Говоря иными словами, педагогические коллективы активно работают над созданием модели образовательного процесса, с использованием новых форм его организации, которые способствовали формированию целевых ориентиров :
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
С учетом ФГОС ДО модель организации образовательного процесса включает в себя: совместную деятельность детей и взрослого, где выделяются непосредственно образовательная деятельность с основными формами организации : игра, наблюдение, экспериментирование, проектная деятельность, общение (разговор, беседа) и решение образовательных задач в процессе режимных моментов.
Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности, под которыми мы понимаем такие факторы как сотрудничество взрослого и детей и возможность свободного размещения, перемещения и общения детей.
Чтобы организовать современную непрерывную непосредственно-образовательную деятельность, педагогу необходимо перестроит стиль поведения. Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией.
3 слайд: Существенными характеристиками организации непосредственно образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми являются:
1. включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
2. добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
3. свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства);
4. открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).
Когда педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются:
– стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному);
– рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми);
– отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т. п.
4 слайд: Организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего. Совместная деятельность педагога и детей основана на характерном для детей стремлении участвовать в реальных, «настоящих» делах взрослого человека.
Основные тезисы организации совместной деятельности взрослого с детьми по Н. А. Коротковой:
•включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
•добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
•свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
•открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
5 слайд: Формы совместной деятельности взрослого с детьми являются организующими компонентами в условиях реализации комплексного подхода в образовательном процессе. Для инициирования совместной деятельности с детьми воспитатель использует тематические содержания, отражающие сезонные изменения, событийную жизнь страны, родного города, детского сада.
6 слайд: Основные формы совместной деятельности взрослых и детей.
7 слайд: В программе формирования игровых навыков в игре основывается на концепции поэтапного формирования способов игры, разработанной Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой. Суть этой методики заключается в том, что в процессе происходит обобщение игрового опыта у ребенка, воспитатель создает в игре такие условия, при которых на соответствующем возрастном этапе ребенок становится перед необходимостью использовать в игре новый, более сложный способ построения игры.
Игра включает два основных вида совместной деятельности :
•Сюжетная игра
•Игра с правилами
8 слайд: Сюжетная игра
В сюжетной игре основным является наличие воображаемой ситуации, создаваемой в игре, и ее поступательное развитие.
В младшем дошкольном возрасте это ролевое поведение, а в старшем – сюжетосложению. Передача детям способов построения игры осуществляется в их совместной игре с взрослым, где последний выступает партнером, живым носителем формируемого способа во всей его целостности.
Процесс игры не представляет собой непрерывное движение ребенка в условном плане. Построение сюжета игры представляет собой постоянный переход из совершения условных игровых действий к обозначению смысла этих действий и обратно.
Важной организацией игры во второй младшей группе является изначальная ориентация ребенка в игре и сверстника.
1. Начиная игру с ребенком, воспитатель выделяет для него роль в игре через цыпочку соответствующих ей игровых действий, обозначая свою роль простым и лаконичным ролевым атрибутом. При этом взрослый втягивает ребенка или подгруппу детей в игру для взаимодополнительных ролей.
2. Воспитатель подключается к уже играющему ребенку, берет на себя дополнительную роль, а затем переориентирует на нее другого ребенка, тем самым переводя игру в плоскость ролевого диалога.
3. Создает «разговорные» ситуации для подгруппы детей (игра в телефонный разговор)
В средней группе взрослый в совместной игре демонстрирует расширенные возможности построения игры на основе ролевого поведения.
1. Развертывает в игре с подгруппой детей многоперсонажные сюжеты, где очевидных персонажей больше, чем участников.
2. Демонстрирует ребенку возможность смены роли в процессе игры.
3. Создает условия для того, чтобы ребенок сам менял роли в процссе игры.
ПРИМЕР
В старшем возрасте у детей уже сформировались игровые навыки, и следующим этапом развития будет умение выстраивать сюжет.
Характер совместного сюжетосложения в совместной деятельности воспитателя и детей изменяется в определенной последовательности.
1. Совместное перерасказывания знакомой детям сказки, при котором все участники рассказывают поочередно.
2. Частичное преобразование знакомой детям сказки путем замены аналогичных фрагментов.
3. Придумывание новой сказки или истории на основании реалистичных событий.
Принципы организации сюжетной игры в детском саду (по Михайленко Н. Я.)
Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, при организации игры должны соблюдаться следующие принципы.
1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. Важный момент – характер поведения взрослого во время игры. В совместной игре педагог занимает позицию «играющего партнера», который ненавязчиво втягивает ребенка в игру.
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Воспитатель не ждет, когда у детей произойдет «обобщение» конкретного, постепенно накапливающегося игрового опыта, а строит игру с ними таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры.
3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом возрастном этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику. Иными словами, взрослый должен как можно раньше ориентировать ребенка на сверстника.
Данные принципы организации сюжетной игры направлены на формирование у детей игровых способов, умений, которые позволят им развертывать самостоятельную игру (индивидуальную и совместную) в соответствии с их собственными желаниями и интересами.
В самостоятельную детскую игру воспитатель не включается, здесь роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.
Слайд 9. Тактика взаимодействия воспитателя с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства
Этапы формирования игровых умений Возраст ребенка Умения ребенка Строение сюжета игры Действия воспитателя в совместной игре
1 этап: формирование условных игровых действий 1,5 – 3 года Может развернуть условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 игровых действия в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником. «Однотемные, одноперсонажные» сюжеты игры как смысловая цепочка действий. Втягивает ребёнка (детей) в совместную игру, где делает акцент на условном действии с предметом, ориентирует ребёнка на словесное обозначение смысла этого действия, на продолжение, дополнение игрового действия партнёра-сверстника.
2 этап: формирование ролевого поведения 3 – 4 года Может принимать игровую роль, обозначать её для партнёра, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнёра-игрушку, развёртывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнёром-сверстником «Многоперсонажный» сюжет как система взаимосвязанных ролей, который развёртывается через взаимодействие одного персонажа с другими. Втягивает детей в совместную игру, которую взрослый развёртывает в виде цепочки ролевых диалогов. Переводит внимание ребёнка от действий с игрушками на взаимодействие с партнёром-взрослым. «Замыкает» детей друг на друга в совместной игре взрослого с двумя детьми.
4 – 5 лет Может изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнёров в процессе развёртывания игры. «Многоперсонажный» сюжет с определённой ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными, введение новых ролей: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников. Втягивает детей в совместную игру, которую взрослый развёртывает в виде цепочки ролевых диалогов, стимулируя гибкое ролевое поведение и смену роли, помогает строить «куст» ролей:
Пассажир Шофёр
МеханикБензозаправщик
3 этап: формирование умений строить новые сюжеты 5 – 7 лет Может развёртывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2-3-х партнёров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия «Многотемные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов. Втягивает детей в своеобразную «игру-придумывание», протекающую в чисто словесном плане, помогая овладевать совместным сюжетосложением.
Втягивает детей в игру с ролями, принадлежащими разным смысловым сферам (принцесса и милиционер).
В настоящее время, сюжетная игра для полноценного развития нуждается в формирующих воздействиях со стороны взрослого. Являясь особой субкультурой детства, образцы способов построения сюжета передавались от старших поколений детей к младшим в естественном процессе их совместной игры.
10 слайд: Игра с правилами
Также как и сюжетная игра, игра с правилами во всей своей полноте (соблюдение формализованных правил, ориентация на выигрыш) складывается у ребенка не сразу, а постепенно, на протяжении всего дошкольного детства. Здесь воспитатель может высказывать неудовольствие от несоблюдения правил игры, выступить с предложением о новом правиле и т. д. В возрасте 2-4 лет ребенок начинает осваивать действия по правилу, затем, в возрасте 4-5 лет у него появляются представления о выигрыше в рамках игры, построенной на готовых правилах, и в возрасте 6-7 лет ребенок приобретает способность видоизменять правила по предварительной договоренности с другими играющими. Реализация всех указанных этапов возможна только в том случае, если взрослый своевременно будет знакомить ребенка с характерными для дошкольного детства культурными формами игр с правилами. Сначала это должны быть простейшие подвижные игры и игры на ловкость, затем игры на удачу, способствующие ориентации ребенка на выигрыш, и, в завершении дошкольного детства – игры на умственную компетенцию.
11 слайд: Экспериментирование и исследовательская деятельность. Исследовательскую и экспериментальную деятельность детей дошкольного возраста можно отнести к их врождённой потребности, которая помогает активно и самостоятельно осваивать и познавать мир. Интерес к исследованию и экспериментированию сохраняется и развивается у ребёнка на протяжении всего дошкольного возраста. Совместная познавательная деятельность способствует актуализации знаний детей, накоплению опыта поисковой деятельности, когда ребёнок посредством практических действий, постановки опытов может подтвердить свои предположения, внести «интеллектуальный» вклад в решение общей проблемы, увидеть новые возможности в уже знакомом, подыскать новый вариант использования имеющихся знаний.
Коллективные переживания, совместное обсуждение, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности познавательного общения и показывают его привлекательность. Приобщая детей к исследовательской деятельности, мы обеспечиваем развитие детского творчества. Так как исследовательская деятельность позволяет ребёнку открывать свойства объектов, устанавливать причинно-следственные связи, появления и изменения свойств объектов, выявлять скрытые свойства, определять закономерности. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Первоначально исследовательская деятельность проявляется в виде детского экспериментирования с предметами (при намыливании рук появляется пена, из которой можно сделать мыльные пузыри; при чистке зубов зубной пастой появляются «белые усы») и объектами (чем сильнее топнуть ногой по луже, тем выше поднимаются брызги; если мешать чайной ложкой чай, то жидкость начинает крутиться, а на поверхности появляется воронка). Вербальное исследование ребёнок осуществляет с помощью вопросов, адресованных взрослому: «Америка далеко от нашего дома? А почему на поезде нельзя доехать до Америки? Правда, что у сороконожки сорок ног? Зачем ей столько? Папа, кто раньше родился: ты или я? Мама, зачем это в каждую черешню кладут косточку? Рыба умеет плавать на спине? Как получается туман? Папа, а когда ты был маленький, ты был мальчик или девочка?».
Затем с расширением возможностей детей и развитием их познавательных интересов исследовательская активность возрастает и проявляется в партнёрской деятельности взрослого и детей.
Каким образом следует выстраивать детельность чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность?
Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнёра, воспитатель может придерживаться примерно следующей последовательности этапов исследования:
1) Актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем касающихся определённой темы;
2) Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;
3) Опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;
4) Предложения детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.
Экспериментирование и исследовательская деятельность помогают ребенку устанавливать закономерности. Например, дети убеждаются, что смешивание цветов приводит к получению разнообразных оттенков, устанавливают зависимость времени высыхания краски от ее густоты и т. д. Экспериментирование и исследование – это виды деятельности, которые позволяют ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимосвязей, закономерностей и т. д.
12 слайд. : Проектная деятельность
Проектная деятельность-это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добивать его экспериментальным путем, анализировать его и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам попробует сделать»,- писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответствен за опыт своей деятельности, свои поступки.
Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Проектную деятельность, или метод проектов, от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее:
•Практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;
•Нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;
•Интерес к деятельности, приносящий публичный результат.
Проектная деятельность дошкольников может быть разделена на три вида: познавательно-исследовательского, игрового и творческого характера. По продолжительности проекты бывают краткосрочными и долгосрочными.
Для детей младшего возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результатам продуктивной деятельности мини-проекты, организуемые чаще всего при участии родителей или совместно с ними. Пример: Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.
Важной особенностью проектной деятельности является усиление деятельностной основы усвоения содержания образования, стимулирование собственной познавательной активности каждого ребенка, собственных потребностей и личных интересов детей и обеспечение единства чувственного и рационального, именно проектная деятельность позволяет строить работу с детьми с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и особенностями воспитанников.
13 слайд: Коллекционирование
Коллекционирование как форма работы с детьми может эффективно использоваться при реализации задач практически всех образовательных областей. Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными предпочтениями и интересами ребенка. Однако на протяжении дошкольного детства коллекционирование проходит свой путь развития.
В младшем дошкольном возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования. Дети уже 3-4 лет с удовольствием рассматривают предметы коллекции, дополняют новыми предметами.
В среднем дошкольном возрасте объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей ребенка темы, что связано с появлением первых проявлений индивидуальных познавательных проявлений детей.
В старшем дошкольном возрасте детское собирание начинает приобретать вид коллекционирования, т. е. выявление, сбор, изучение и систематизацию интересующих объектов, многократное возвращение к собранному, любование, рассматривание, демонстрацию заинтересованным лицам (сверстникам, родителям) отдельных «экспонатов» коллекции, общение на темы, заданные предметом коллекции.
Надо отметить, что многие детские коллекции относятся к такому виду профессионального коллекционирования, как аналогофилия (коллекционирование разнородных, но аналогичных по теме материалов).
В детской жизни встречаются и такие коллекции, которым, возможно, и не дано еще название в мире взрослого коллекционирования.
14 слайд: Моделирование. В основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Для дошкольников применяются разные виды моделей:
1. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Распространенными предметно-схематическими моделями также являются календари природы.
3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад, лабиринты.
ВОПРОС: как вы думаете, где мы используем с вами моделирование в работе с детьми? (конструирование, ррхл, ориентирование в пространстве, природа).
Моделирование это деятельность, при выполнении которой ребенок открыватель и творец. В нем спрятано научность, искусство, мастерство, как и во всем, связанном с обучением и воспитанием детей в дошкольном возрасте.
15 слайд: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.
Таким образом, современные подходы к организации образовательного процесса определяют партнерскую позицию и совместную деятельность педагога с детьми как основу непрерывной непосредственно-образовательной деятельности в дошкольной организации как необходимое требование реализации ФГОС дошкольного образования.