Елена Потешонкова
Консультация для воспитателей «Активизирующие формы речевой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа педагога по развитию речи детей включает следующие направления:
• Развитие речевой детской деятельности
• Литературное образование дошкольника
• Развитие детского речевого и словотворчества
• Речевое общение
Основная цель овладения речевой деятельностью – удовлетворение своих потребностей (дай игрушку)
У детей с 3 до 5 лет –цель – общение со взрослыми и детьми (чтобы другие поняли, полюбили, обратили внимание)
От 5 до 7 лет – цель – общение со сверстниками + получение информации обо всем.
Публикация «Консультация для воспитателей „Активизирующие формы речевой деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Мотивируя речевую деятельность детей, необходимо учитывать эти цели.
В младшем возрасте срабатывает мотивация:
- игровая (Оденем куклу на прогулку)
- личностно-ориентированная (на интересы конкретного ребенка)
В старшем дошкольном возрасте: коммуникативно-социальная (желание знать, получать информацию, быть полезным в обществе) + игровая.
Приступая к речевой деятельности, ребенок овладевает её содержание – языковые единицы (звук, слово.)
Основные задачи развития речи:
1. Развитие словаря
Проблемы:
• Преодоление засоренности детской речи сленгами, ненужными словами
• Речь ребенка бесцветная (глагольная).
• (Высокий темп и взрослые не употребляют эмоционально окрашенные слова; родители работают и общаться полноценно получается с телевизором, а там опять идет глагольная речь, поэтому и словарь детей убогий).
• Неумение детей употреблять слово к месту (необходимо, чтобы ребенок осознал значение слова и затем употреблял его правильно)
Отсюда – использование художественной литературы, дидактические игры.
2. Формирование звуковой культуры речи
Работа над звуковой культурой речи предполагает развитие правильного звукопроизношения, правильного словопроизношения и освоение общеречевых навыков (владение ритмом, темпом речи, силой голоса, способностью к изменению тембра, становление четкой дикции, артикуляции, развитие правильного речевого дыхания, фонематического слуха и т. д.)
Проблемы:
• произношение звуков (у многих детей, поступающих в школу, речь нечистая, нет многих звуков).
Причина – не ведется работа в дошкольных учреждениях с детьми до 5 лет по укреплению речевого аппарата – д/игры, упражнение на речевое дыхание, звукопроизношение (звуковое лото, звуковая дорожка, заборчики). Отсутствует работа с родителями в этом направлении (родители общаются с детьми на птичьем языке – люлюкают, чирикают)
• снижение речевого слуха
При развитии детской речевой деятельности необходимо соблюдать важное правило – охрана речевого слуха ребенка (н-р, при постоянно работающем радио идет снижение слуха). Поэтому необходимо соблюдать в группах речевой режим :
– вводить 3 раза в день паузы тишины, используя проблемные игровые ситуации (по шагам угадать, кто к нам идет в гости –н-р, завед. должна придти)
- послышалась мышка – где гнездо? (дети слушают)
- идет дождь – звуки напоминают песенку – какую?
3. Развитие грамматически правильной речи включает оказание ребенку помощи в освоении морфологической стороны речи (осуществляется в процессе подражания речи взрослого и самостоятельного конструирования грамматических форм, синтаксической структуры высказываний (осуществляется в повседневном общении с ребенком и в специально создаваемых ситуациях, н-р, «Размытое письмо»- ребенку предлагается закончить размытое дождем письмо, и некоторых способов словообразования.
4. Литературное образование – воспитание будущего читателя.
Акцент делается на создание условий – книжный уголок, библиотека.
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. (подготовка к грамоте)
Цель – уважение к русскому языку, помочь уловить отличие бытового от литературного языка, понимание того, что слова, звуки могут существовать отдельно от предметов
Работа по подготовке детей к обучению грамоте на основе звукового аналитико-синтетического метода начинается уже в младшем дошкольном возрасте.
В младшем возрасте через игровые упражнения учим детей слышать специально акцентируемый в речи звук и воспроизводить его.
В средней группе детей учим дифференцировать (на основе слуховой дифференциации) гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные (большой комар звенит – з, маленький – зь).
В старшей группе дети осваивают термины: гласный, согласный звук, твердый и мягкий согласный звук и др. Тогда же начинается процесс обучения чтению и элементам печатного письма. Обучение чтению рассматривается не как самоцель в программе, а в качестве одной из задач по развитию речи. Главное – научить всех детей звуковому анализу слов, который является залогом грамотной письменной речи.
6. Развитие связной речи (развитие монологической и диалогической речи)
Главное место должно быть уделено монологической речи, т. к. когда не о чем говорить, о диалоге нет и речи. Необходимо научить детей выражать свои мысли. С детьми необходимо разговаривать, спрашивать их.
Когда много детей в группе, времени на общение с каждым нет. Поэтому особое внимание необходимо уделять тихим детям – у них хуже развита речь, т. к. нет общения.
В диалоге – необходимо научить детей задавать вопросы, т. к. дети не умеют вступать в диалог, задавать вопросы.
Последние исследования М. И. Лисиной показывают, что речевое развитие многих детей отстает от нормы. Развитию речи в детских садах уделяется большое внимание: проводятся занятия по расширению словаря, формированию фразовой речи, обучению пересказу. Все это дает положительные результаты, но они касаются количественной стороны речи. Подлинного развития речи не происходит. Ребенок на занятиях запоминает отдельные слова, фразы, однако, как правило, не использует их в активной речи, а вне занятий речевое общение крайне скудно.
С целью активизации речевого общения необходимо включать задания, направленные на развитие активности ребенка, повышение его статусного положения в коллективе, формирование адекватной самооценки и способности применять полученные навыки в разных видах деятельности.
Это игровые упражнения и этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, на преодолении замкнутости, скованности. Это упражнения типа «Изобрази, как»;
«Зеркало» - какое выражение;
«Походка и настроение» - подкрадемся, как кошка к мышке;
«Ролевая гимнастика» - повторить пословицу, скороговорку,
стихотворение шепотом, громко, как медленно ползущая
черепаха, как пулеметная очередь;
«Дракон кусает свой хвост» др.
Активизация речевой деятельности невозможна без активизации ее основных компонентов, поэтому внимание следует уделять словесным играм, цель которых – обогащение словаря, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности, развитие умения использовать имеющиеся средства в речевой деятельности.
Это игры :
- «Кто быстрее?»- восп. произносит слово, в ответ дети называют слово,
которое первым пришло им в голову: дерево – сухое, сердитый – папа;
- «Подбор прилагательных» (назвать как можно больше признаков);
- «Скажи наоборот»; «Овощи» (только круглые);
- «Любопытный» водящий называет букву, с которой начинаются ответы на разные вопросы: Кто? Что делает? Какой? Когда? Зачем? и т. п.
- «Закончи предложение» (Я надела теплую шубу, чтобы);
- «Сказка по кругу» (жил-были);
- «Телефонный разговор» - ребенок или педагог что-то говорит по телефону (шепотом) одному из детей (используются простые предложения) и ребенок повторяет «Оля сказала, что сегодня плохая погода».
С целью активизации речи детей используются и другие приемы – моделирование проблемных и игровых ситуаций, которые создаются путем использования наглядности, исполнения детьми различных ролей. Известно: исполнение ролей в процессе игры и общения психологически настраивает ребенка на речевые действия.
Рекомендуется включать задания детям, предусматривающие употребление вопросительных предложений, т. к. вопросно-ответные конструкции обладают наибольшей коммуникативной активностью. Например, восп. объясняет: сейчас дети по очереди будут задавать друг другу вопросы и отвечать на них. Задает тему и начинает диалог: «В воскресенье я ходила с дочкой в зоопарк. А ты, Саша, что делал? Скажи об этом Диме и задай ему тот же вопрос»
В последние годы с целью активизации речевой деятельности детей используются современные нетрадиционные методы, в частности ТРИЗ.
Основным средством педагогического воздействия в ТРИЗ-педагогике является система творческих заданий. Творческие задания помогают сделать речевые занятия более интересными и способствуют тому, что у ребенка появляется желание самостоятельно продолжать речевую деятельность – сочинять стихи, сказки и т. п.
Тризовские методы развития речи.
1. Обучение составлению сравнений
Обучение необходимо начинать с 3 лет. Упражнения проводятся с подгруппами детей не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
Модель составления сравнений
1. Воспитатель называет объект (цыпленок)
2. Обозначает его признак (цвет)
3. Определяет значение этого признака (желтый)
4. Сравнивает данное значение со значением признака второго объекта (солнце) : такой же желтый по цвету, как солнце.
Методические рекомендации:
• с детьми 3 лет отрабатываются модели составления сравнений по признакам цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. (На что мячик похож по форме? – Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко.
На первый взгляд кажется что фразы таким образом произнесенные кажутся нелепыми, но именно повторы позволяют понять детям, что признак – это общее понятие.
Далее предлагается самостоятельно найти объекты с данным признаком (круглое по форме –солнце, колесо,побуждает к составлению сравнений.
• Для детей 4 лет тренинги усложняются:
В составляемой фразе признак не называется, остается только его значение (одуванчики желтые, как цыплята)
Характеристика второго объекта обогащается (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег)
• Детям 5 лет - больше самостоятельности. Педагог указывает объект и просит подобрать сравнения с другими объектами по одному признаку (цвету, форме и т. д.)
• У детей 6 -7 лет необходимо формировать чувствительность к образному слову. При обсуждении вводятся понятия «завышение»- сравнение несколько приукрашивает объект («Береза белая, как облако») и «занижение» (Дерево корявое, как руки Бабы-яги).
2. Составление рифмованных текстов.
Обучение необходимо начинать с 3 лет. Основная форма работы – игровые задания и упражнения.
- «Складные картинки» - раскладываются изображения картинок, названия
которых рифмуются (мак-рак, олень-тюлень.). Воспитатель поднимает
картинку и просит найти ей парную. Игру начинают с 5 пар, постепенно
увеличивая до 20-25 пар.
- «Придумай рифму» - воспитатель называет слово, дети придумывают
рифму (бежали – лежали, улица-курица)
- «Придумай рифмованные строчки» - (рекомендуется с 4 лет). Воспитатель
предлагает выбрать пару рифмованных слов (лучше существительные –
рак-мак) и начать сочинять по схеме «Жил-был кто-то и был похож на
что-то» («Жил-был рак и был похож на рак»).