Татьяна Завалишина
Формы и методы речевого развития детей
▼ Скачать +Заказ
Речь – это сложная форма общения коммуникативной деятельности
людей, способность формулирования и формирования мысли посредством
языка. Речь – это индивидуальный психический процесс, поэтому темп
освоения языка, качество речи будет зависеть от состояния и
индивидуальных особенностей речевого аппарата ребенка, особенностей
развития всех его психических функций.
Развитие речи – это творческий процесс овладения речью: средствами
языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и
Публикация «Формы и методы речевого развития детей» размещена в разделах
механизмами речи – её восприятия и выражения своих мыслей.
Актуальность исследования развития речи в дошкольном возрасте
обусловлена постоянно меняющимися характеристиками современного
общества, его культуры и владением речи в целом. Современный ритм жизни
практически каждого человека, уход от реальных проблем в виртуальные
социальные сети, сводят к минимуму установление полноценного общения с
детьми. Дети же в свою очередь, подражая значимым для него взрослым, уже
в раннем возрасте тянутся к компьютерам, гаджетам и телевизорам.
Всё это негативно сказывается на развитии речи уже в дошкольном
возрасте и становится причинами возникновения различных проблем, среди
которых наиболее распространё нными становятся следующие:
малочисленный словарный запас, не соответствующий возрастному этапу
развития; искажение большинства употребляемых слов; неумение
высказывать свои мысли, нежелание занимать активную позицию в процессе
общения. Также результатами нарушения речевого развития дошкольников
становятся: фонетической, лексической и грамматической сторон речи,
темпов ее формирования.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают
важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач
2
воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение
родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
В настоящее время, в соответствии с Федеральными Государственными
Стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного
воспитания образовательная область «Речевое развитие» предполагает:
-владение речью как средством общения и культуры;
-обогащение активного словаря;
-развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи;
-развитие речевого творчества;
-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха;
-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на
слух текстов различных жанров детской литературы;
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе
над развитием связной речи детей.
Наиболее актуальными технологиями в условиях реализации
требований по развитию речи ФГОС ДО работе с дошкольниками
становятся следующие:
Здоровье сберегающие (пальчиковая гимнастика, артикуляционная,
зрительная, физ. минутки, самомассаж ит. д.)
Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-
дидактические игры, игры с дидактическими игрушками (вкладыши,
башенки, словесные игры и т. д.)
Метод наглядного моделирования (мнемотехника)
3
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих
успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об
окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа,
сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Технологии мнемотехники позволяют решать задачи развития всех
видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно-логической);
развитие образного и логического мышления (умение анализировать,
систематизировать); развитие смекалки, тренировка внимания, развитие
умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.
• технология обучения детей составлению сравнений;
• технология обучения образной речи;
• технология обучения составлению загадок;
• сказкотерапия (сочинение детьми сказок);
• творческие рассказы;
• игры-драматизации, инсценировки;
• рассказы детей из опыта;
• творческое рассказывание.
Огромное место в ДОУ уделяется игровым технологиям, куда
относятся настольно-печатные игры, сюжетные, игры-инсценировки, игры с
дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами,
разборными шарами, башенками). Сюда же относятся дидактические игры с
предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность,
пальчиковый театр. В современном ДОУ педагог обязан определить верное
направление и создать такие условия, в которых речь детей не только бы
развивалась, но и была бы правильной и грамотной.