Марианна Игоревна Агафонова
«Формы и методы деятельности методиста в работе с педагогами»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы: Методическая работа представляет собой процесс проектирования стратегии, направленной на повышение профессиональной компетентности педагога, формирование его мотивации к самообразованию. Исходя из вышесказанного и находясь в поиске и выборе оптимального варианта методической работы, нами выбрана тема «Формы и методы деятельности методиста в работе с педагогами ДОЧУ «Детский сад «ЮНЭК».
Методическая база для изучения темы:
Публикация «„Формы и методы деятельности методиста в работе с педагогами“» размещена в разделах
» К. Ю. Белая «Методическая деятельность в дошкольной организации», «Сфера», 2014г.
» В. И. Савченко «Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДО», «Детство-Пресс", 2016г.
» Т. В. Хабарова «Педагогические технологии в дошкольном образовании», 2012г.
» Н. А. Кочкин, А. Н. Чернышова, «Портфолио в ДОУ», 2009г.
» С. М. Оберемок «Метод проектов в дошкольном образовании», НИИПК и ПРО»,
» «Шаг за шагом к ФГОС ДО» автора-составителя С. М. Оберемок, «Сообщество»2017г. ,
» электронный журнал «Справочник старшего воспитателя».
Основная цель деятельности - создание системы работы с педагогическими кадрами, способствующей повышению уровня профессиональной компетентности педагогов для достижения высокой эффективности образовательного процесса.
Задачи
1. Оценить и проанализировать уровень профессиональной подготовки педагогического коллектива ДОЧУ «Детский сад «ЮНЭК».
2. Создать мотивацию к саморазвитию и профессиональному росту, повышению профессиональной компетентности и систематическому повышению квалификации.
3. Создать условия для обобщения и распространения педагогического опыта в ДОЧУ «Детский сад «ЮНЭК» и образовательном пространстве по Московской области.
Принципы работы с педагогами
- индивидуальный подход;
- практического- деятельностный подход;
- системный подход.
Направления методического сопровождения
Диагностика компетентности педагогов:
» наблюдение за деятельностью педагогов, тестирование (конкурс «Лучший воспитатель года», «Знание ФГОС ДО» и пр., опросники коллег и родителей, самоанализ педагогической деятельности.
» С целью выявления уровня профессиональной компетентности педагогов ДОЧУ, изучение профессиональных знаний воспитателей в соответствие с ФГОС, наличия индивидуальных возможностей и затруднений в педагогической деятельности, отслеживание динамики самообразования.
» Организация индивидуальной (консультативной, практической помощи начинающим педагогам, коллективных форм работы (проведение методических мероприятий: семинаров, практикумов, конференций, мастер - классов). Контроль, оценка и координация работы по обеспечению качества образовательного процесса и освоения детьми программы воспитания и обучения, утвержденной в ДОЧУ «Детский сад «ЮНЭК».
» Организация самообразования педагогов по выбранной методической теме. Мотивирование и стимулирование деятельности педагогов, поощрение за профессиональные успехи (грамотами и благодарностями разного уровня, премированием из стимулирующего фонда).
» Организация курсовой переподготовки прохождения курсов.
» Организация участия педагогов, подготовка к выступлениям в методических мероприятиях разного уровня, изучение, обобщение и распространение педагогического опыта.
» Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников для повышения педагогических компетенций родителей в вопросах воспитания детей, участия в образовательном процессе.
Поставленные задачи методической работы с педагогами:
1.) Оценка и анализ уровня профессиональной подготовки педагогического коллектива.
Решение
1. Диагностическое обследование педагогической деятельности коллектива. Составление диагностических карт возможностей и затруднений педагогов.
2. Изучение психологического климата в коллективе (тест «Психологический климат в педагогическом коллективе», проведенный педагогом- психологом ДОЧУ «Детский сад «ЮНЭК»)
2. Изучение уровня саморазвития педагогов («Анкета выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов»).
3. Системный оперативный и тематический контроль в учреждении.
Анализ педагогической деятельности кадров:
» недостаточный квалификационный уровень некоторых воспитателей;
» стереотипность в подборе содержания, форм и способов организации педагогического процесса;
» низкая заинтересованность в результатах своей деятельности.
Решение проблемы:
1. Планирование методической работы по повышению профессионализма воспитателей, а также организовано взаимодействие педагогов с семьями воспитанников для повышения педагогических компетенций родителей в вопросах воспитания детей, участия в образовательном процессе (консультации, беседы, и пр).
2. Определение в процессе педагогического наблюдения, беседы и анализа работы, уровня дидактической и методической подготовленности педагогов, их целеполагания в профессиональной деятельности, стиля общения с детьми, умения грамотной организации педагогического процесса.
3. Планирование системного, информативного подбора используемой методической, отвечающей требованиям ФГОС, литературы, используемой педагогами в профессиональной деятельности.
4. Создание единого документа «Журнала педагога» (электронный вид, содержащего сведения об участии каждого педагога ДОЧУ «Детский сад «ЮНЭК» в методической и инновационной работе на разных уровнях (дошкольного учреждения, региональном, всероссийском, международном, повышении квалификации. В журнале фиксируется наличие разного рода публикаций, выступлений, проведение открытых мероприятий, участия в конкурсном движении педагога и воспитанников. Содержание этих сведений в одном документе позволяет быстро и качественно систематизировать сведения о педагогах, качественно оформлять материалы для аттестации.
2.) Создание мотивации к саморазвитию и профессиональному росту, повышению профессиональной компетентности педагогов.
Решение:
выявив уровень профессиональной подготовки педагогов, работа была выстроена по двум направлениям:
» работа с начинающими педагогами;
» работа с педагогами, имеющими педагогический опыт.
1. Создание для формирования у воспитателя, не имеющего педагогического опыта, педагогического сопровождения (знакомство с коллективом, правилами внутреннего распорядка, особенностями строения помещений, воспитанниками, планированием, ППРС, нахождение в группе с новым воспитателем, консультация по возникающим вопросам, оказание помощи взамен критики, подведение к педагогической рефлексии и самоанализу.
2. Проведение в ДОЧУ «Детский сад «ЮНЭК» занятий с педагогами, не имеющими достаточного опыта. Организация посещений мероприятий по обмену опытом, что вдохновляет и стимулирует применять полученные знания на практике, подводит к самостоятельному поиску информации, возникновению новых идей.
В работе с педагогами, имеющими профессиональный опыт, в качестве одной из форм, которая ориентирует воспитателя на процесс самооценки, в этом учебном году была использована технология создания аттестационного портфолио. Эта технология помогла мне, как методисту увидеть проблемы и уровень профессионального роста педагога.
Использование преимущественно традиционных форм взаимодействия на семинаре, педагогическом совете порождает содержательную мотивацию при выступлении, подаче информации. Особенно это характерно для педагогов с малым опытом работы, невысоким уровнем коммуникативных навыков.
Используемые методы работы:
» Интерактивный метод - специальная форма познавательной и коммуникативной деятельности, в которой педагоги направлены на достижение цели. Он создает условия для активизации деятельности педагогов, повышает степень мотивации, эмоциональности, творчества, способствуют установлению сотрудничества между воспитателями («Мозговой штурм», «Предложи идею», «Выдвигаем гипотезы»).
Для выявления уровня профессиональной компетентности игровые формы («Педагогический пробег», «Что, где, когда?»). Для повышения уровня коммуникативной компетентности - игровые формы («Дискуссия», «Аукцион»).
» Технология проектирования. Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. В учреждении были проведены педагогические встречи по теме «Педагогическое проектирование», проведены консультации «Советы воспитателю по работе над проектом», «Классификация типов проектов», а также беседы с родителями на тему: «Проект в детском саду». Были разработаны проекты, используемые в работе ДОЧУ «Детский сад «ЮНЭК» в данном учебном году.
Показатели положительной динамики мотивации педагогов к профессиональному росту :
» создание развивающей предметно - пространственной среды в группах;
» рост активности в подготовке методических мероприятий;
» увеличение роста повышения квалификации;
» аттестацию педагогов ДОЧУ «Детский сад «ЮНЭК»;
» разработку и реализацию проектов совместно с детьми;
» участие в конкурсах детского творчества.
3.) Создать условия для обобщения и распространения педагогического опыта в ДОЧУ «Детский сад «ЮНЭК» и образовательном пространстве города, района, области.
Обобщение и распространение педагогического опыта осуществляется на различных уровнях – в основном внутри ДОЧУ «Детский сад «ЮНЭК», реже на областном и всероссийском.
Методы распространения опыта педагогов ДОЧУ «Детский сад «ЮНЭК»:
» выступление на педагогическом совете, с демонстрацией наглядного материала, в форме презентаций, мастер-классов, а также, предложенных в виде конспектов занятий, перспективных планов, дидактических игр, пособий и наглядных материалов;
» организация и проведение совместных мероприятий детей и родителей (процессе реализации проектов, разработанных в ДОЧУ «Детский сад «ЮНЭК», позволяет повысить заинтересованность родителей воспитанников, мотивировать их на активное участие в жизни ребенка и детского сада в целом).
» исследование мнения родительской общественности, проведение презентаций нашей деятельности на встречах с родителями, сайте ДОЧУ «Детский сад «ЮНЭК», официальных группах в социальных сетях, изучение отзывов о нашей работе (анализ социальных сетей, дальнейший их учет при планировании работы.
Показателями положительной динамики методической работы, мотивации педагогов является:
» Использование современных методов в работе с педагогами.
» Положительная динамика мотивации педагогов к профессиональному росту.
» Положительная динамика освоения образовательной программы детьми.
» Положительная динамика участия детей и педагогов в конкурсах различного уровня.
» Обобщение и распространение опыта работы.
» Удовлетворенность работой ДОЧУ «Детский сад «ЮНЭК» родителями (законными представителями).
Перспективы методической работы - разработка и реализация проектов по системе профессионального роста и предупреждению профессионального выгорания педагогов, совершенствование работы ДОЧУ «Детский сад «ЮНЭК».