Валентина Соколова
«Формирования культуры общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в игровой форме обучения».
▼ Скачать + Заказать документы
Формирования культуры общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в игровой форме обучения.
Опыт работы воспитателя
Соколовой Валентины Михайловны
МБДОУ «Детский сад №60 компенсирующего вида»
Актуальность.
Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры общения детей дошкольного возраста. Как известно, именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Публикация «„Формирования культуры общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в игровой форме обучения“,» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Сегодняшний выпускник дошкольного учреждения умеет читать, писать и считать, но при этом у него отмечается низкий уровень культуры общения. В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, что влечет за собой и упадок общей культуры. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Владение богатством литературного языка, умелое использование его изобразительных средств в различных ситуациях общения определяют уровень речевой компетенции человека, являются показателями его общей культуры. Культура речевого общения предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий. Важную роль в жизни каждого человека играет межличностное общение. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра. Детей начинают интересовать человеческие морально-этические отношения и нормы поведения больше, чем жизнь животных или явления природы. Для них становится важным общение, как с взрослыми, так и со сверстниками. Общение становится важным фактором развития, как своей личности, так и личности сверстника.
Перспективный план работы «Развитие культуры общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в игровой форме обучения»
Первый этап - накопительный
№ Тема игр- занятий Цель (задачи) Оборудование Работа с родителями
Путешествие в страну Вежливости
1 Город «Приветствия» Дать знания о том, что существуют слова-приветствия. Закрепить знания о том, что при встрече надо здороваться, почему это нужно делать, воспитывать уважение к сверстникам. Ковер- самолет, костюм Феи, фонограмма мелодии для ее появления, лепестки для игры. Анкетирование
Педагогическая гостиная: «Воспитание культуры общения», папка-передвижка: «Умеем ли мы общаться»
2 Город «Вежливых Фей» Уточнить знания детей о правилах вежливости, упражнять в умении употреблять вежливые слова, обучение детей уместному использованию различных слов, формул благодарности. Ковер-самолет, костюм Феи, волшебная палочка, декорации. Консультация на тему: «Изучение разных стилей общения родителей с детьми» «Использование вежливых слов в семье» (рекомендации) Обсудить в родительском коллективе вопрос о важности соблюдения вежливости в семье, ее значения для формирования у ребенка убеждения о необходимости культурно говорить.
3 Город
«Улыбок» Познакомить детей с тем, что можно общаться без слов и понимать, о чем говорят другие, их настроение при помощи мимики, жестов. Ковер-самолет, картинки-пиктограммы с изображением различных эмоциональных состояний, письмо для детей Предложить воспитанникам рассказать близким об играх без слов.
Придумать, как можно изобразить без слов одного из животных.
«Как помочь детям с нарушениями в общении» – папка передвижка
4 Город «Юмора» Упражнять детей в игровой форме создать хорошее настроение для себя и других, а также понимать настроение окружающих детей.
Ковер-самолет, костюм Петрушки, большой конверт, фонограмма мелодий для танца. Предложить родителям
завести "Дневник настроения
ребенка". «Читаем сказки» - папка передвижка.
5 Город «Доброты» Формировать у детей потребность в доброжелательном общении со сверстниками, воспитывать доброе отношение к близким; уметь исправлять свои ошибки, прося прощения. Ковер-самолет, костюм Мальвины и Буратино, конверт с изображением того или иного настроения. Круглый стол «Формирование культуры речевого общения в семье». Участие в выставке семейных работ «Украсим нашу группу», чтение художественных произведений.
6 Город «Сказочных героев»(проигрывание ситуаций) Формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях; воспитывать дружеские отношения между детьми. Ковер-самолет, декорации к сказкам, волшебная палочка, лед. Советы, касающиеся стиля поведения родителей с конфликтными детьми.
7 Город «Солнышко»
(игровые ситуации) Упражнять детей доказывать свою точку зрения, развивать умение вести спор. Ковер-самолет, житончики, костюм для Незнайки Беседа на тему: Игра – одна из форм общения старшего дошкольника».
8 Город «Знаек» Закрепить знания детей о культуре общения, развивать умение слушать и слышать собеседника. Ковер-самолет, 2 конверта с заданиями. стол для жюри, табло для оценок, призы. Использование игровых ситуаций с родителями для закрепления правил культуры речевого общения со сверстниками.
Второй этап обучающе – игровой
Тема Цель (задачи)
Игры «Кто первым поздоровается», «До свидания, милое создание», «Вежливый ручеек» Закрепить в игровой форме вежливые слова приветствия, прощания, побуждать употреблять их с соответствующей интонацией.
Игры «Жизнь в лесу», «Волны», «Театр теней», «Ожившие игрушки», «Через стекло», «Иностранец», «расскажи стихи без слов» Развитие языка жестов, мимики и пантомимики, развивать умения передавать чувства с помощью мимики и выразительных движений.
Игры «Угадай мое настроение», «Передай свое настроение», «Поделись хорошим настроением», «Мимическая гимнастика», «Передай движение». Упражнять детей определять настроение собеседника, показанное с помощью мимики и жестов, упражнять в передаче своего настроения, в игровой форме создавать хорошее настроение для себя и других.
Игры «Спящая красавица», «Добрые волшебники», «Комплименты», «Волшебные очки», «Царевна-Несмеяна», «Открытки в подарок», «Связующая нить». Научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.
Игры «Докажи, что ты прав», «Объясни, почему ты так думаешь». Упражнять детей доказывать свою точку зрения, развивать умение вести спор, упражнять в умении вести разговор, убедительно доказывать свою точку зрения.
Игры «Утка с утятами», «На мостике», «Рукавички», «Старенькая бабушка», «Цветик-семицветик», «Угадай-ка», «Закончи рисунок». Учить детей выражать чувство сопричастности друг к другу, развивая поддержку, помощь другим, учить уступать, развивать чувство ответственности за свои действия.
Третий этап – практически-игровой
Игры – драматизации: «Вежливый мышонок» (инсценировка, «Три поросенка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Воробьиная семья», «Маша и медведь», сцены из пьесы «Золотой ключик». Закрепить знания детей о формулах словесной вежливости, побуждать использовать их в игровых ситуациях; развивать умение общаться без слов с использованием жестов, мимики; формировать умение детей определять настроение человека по мимике и жестам, соотносить свое поведение с настроением и состоянием человека; закрепить правила культуры речевого общения, используя диалоги героев.
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Детский сад», «Больница», «Библиотека», «В гостях», «Семья», «Строители».
Закрепить умение детей вести себя вежливо, обращаться к окружающим, используя навыки речевого общения, умения детей понимать эмоциональное состояние других людей и соответственно вести себя организовывали сюжетно-ролевые игры:
Режиссерские игры: «Договорим то, чего не придумал автор», «В гостях у Барби», «Встреча друзей», «Медвежонок и кузнечик» и т. д.
Закрепить умения детей слушать собеседника, быть внимательным к партнеру по общению; развивать фантазию воображение.