Оксана Машурина
Методы и приёмы формирования навыков обследования у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объём информации «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное расстояние.»- писал Л. Н. Толстой. Путь дошкольника очень ответственный. Он трудный и радостный, где много разных встреч и открытий. Ребёнок реагирует на впечатления от конкретного события, действия, человека. Поэтому нам надо помнить :всё что происходит в непосредственном окружении малыша преобразуется в его душе.
Публикация «Методы и приёмы формирования навыков обследования у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Здоровье ребёнка физическое и душевное зависит от того, каким он увидит окружающий мир. Одна из главных задач взрослого -дать ребёнку как можно больше естественных знаний для более точного выражения себя и своего видения. Важно, чтобы занятие было обогащено развевающей предметной средой. Чтобы легко учится, чтобы на высоком уровне определить форму предмета, объем, размер, у ребёнка должны быть не только хорошо развиты около глазные мышцы, позволяющие двигаться глазам, мышцы шеи, помогающие ей быть неподвижной или по желанию поворачиваться в разные стороны, но и скоординированные движения мышц обеих рук. Чтобы познакомиться с каким-то предметом, его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, т. е. совершать какие-то действия, которые называют моторными. Моторика-движение; сенсо - чувство. Именно чувственное (эмпирическое) познание мира у ребёнка не реализуется, а это одна из главных способностей этого возраста. Природное желание ребёнка узнавать новое постепенно сталкивается с упрощенной и сухой подачей знаний об окружающих предметах и явлениях. Ребёнок ждёт не объяснений путём логических выкладок, а демонстрацию качеств предмета. Суть предмета постигается через качество, а не через абстрактный для ребёнка улитаризм предмета. Если ребёнок не приобретает живого непосредственного опыта, не переживёт эмоций, связанных с приобретением этого опыта, он становится рабом уже сформированных суждений. Жизнь, данная в описаниях, снижает у ребёнка интерес к её явлениям. Поначалу ребёнок доверяет тому, что говорят ему взрослые о сущности явлений и предметов, но потом появляется очевидный дефицит истинного опыта и интерес, в том числе к знаниям, снижается. Ребёнок становится обладателем не пережитого опыта и это не только заглушает его сенсорные способности, но и делает затруднительным последующие стадии обучения, которые основаны на умении оперировать логическими и аналитическими категориями.
Учитывая все факторы развития ребёнка, специалисты пришли к выводу что дошкольный период -один из наиболее важных и ответственных в жизни человека, что именно в этот период появляется и возможно, раз и навсегда исчезает стремление постигать мир и себя.
Каким образом открыть перед малышом мир, в который он пришел, помочь не потеряться в нём, воспринять добро, красоту с трепетом и улыбкой?
Один из ведущих факторов развития ребёнка - активное взаимодействие его с окружающей средой, которое формирует систему восприятия. Связь организма с внешним миром обеспечивают анализаторные системы, состоящие из центральных и периферических отделов. Связь между рецепторами (обонятельными, зрительными, слуховым, вестибулярным и др.) и структурами мозга (стволом, подкорковыми ядрами, корой больших полушарий) осуществляется посредством проводящих путей, которые образовались в процессе длительного исторического периода. Первоначальным источником восприятия информации являются рецепторные поля анализаторных систем. Воспринимая информацию объединённую на различных уровнях нервной системы кора формирует образ. Порционное поступление информации способствует формированию целого образа. Под влиянием факторов среды (социальной, предметной, двигательной и др.) организуются межнейтральные (межклеточные) связи в коре головного мозга, обеспечивающие структурно-функциональное и психо - эмоциональное развитие ребёнка. Структурно-функциональное развитие головного мозга непосредственно зависит от обучения.
Конечный эффект стимуляции сенсорной системы состоит в поведенческой реакции организма, при этом рефлекторный ответ не обязателен; в большинстве случаев создаются внутреннее воспроизведение, внутренне осознаваемый образ стимула, после чего мы соответственно действуем. Этот процесс формирования внутреннего образа называется восприятием.
Познание ребёнком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит по трем схемам.
1. Познание через крупную моторику. Это схема взаимодействия формирования, развития и тренировки органов чувств, нервной, системы, опорно-двигательного аппарата, а так же внутренних органов через движение.
2. Развитие нервной системы через тонкую моторику. После формирования в нервной системе человека геометрии образа движения объекта внешнего мира и построения движения, ребёнок моделирует движение во внешней среде через тонкую моторику на уменьшиной копии внешней среды – на листе бумаги, при лепке и др.
3. Развитие нервной системы через осмысление ощущения или восприятия, через создание образа с включением в социоэмоциональную среду совосприятие своих собственных движений.
С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия,являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Большое значение в сенсорном развитие имеет формирование представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов означает не просто умение правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделять свойства самых разных предметов в самых разных ситуациях.
Поэтому такое большое значение имеет обучение детей способам обследования предметов : наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов, а так же последовательному осмотру и описанию формы,
Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованны разные действия детей. При ознакомлении с цветами спектра и особенно с их оттенками большое значение имеет самостоятельное получение их детьми (получение более бледных оттенков при разбавлении красок). В ознакомлении с геометрическими формами и их разновидностями существенную роль играет обучение детей приёму обведения контура с прослеживанием взглядом движение руки, а также организация сопоставления фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно. Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. Обучение применению представлений о цветах при восприятии цвета предметов предполагает, прежде всего, выработку умения группировать предметы,различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. Далее необходимо научить детей группировать предметы, имеющие одинаковый цвет, представленный разными оттенками. После этого осуществляется переход к выделению и указанию оттенков.
Более сложный и развёрнутый характер приобретает обучение детей обследованию формы предметов. Только немногие предметы имеют простую форму, приближающуюся к той или иной геометрической фигуре. В большинстве случаев форма предметов более сложна : в ней можно выделить общие очертания, форму основной части, форму и расположение более мелких частей, наконец, отдельные дополнительные детали. На всех этапах обучения может использоваться приём обведения детьми контура предмета и его частей. Он помогает сопоставлению обводимой формы с усвоенными эталонами.
Для совершенствования глазомера необходимо учить детей решению сложных глазомерных задач (провести глазомерное «сложение» - подобрать на глаз два предмета, которые по своей суммарной величине равны третьему и др.) На протяжении дошкольного возраста дети могут овладеть соизмерением на глаз не только величины отдельных предметов, но и отношений между ними, т. е. зрительной оценкой пропорций. В процессе обучения детей способам обследования величины предметов хорошо познакомить их с употреблением простейшей мерки, выступающей в качестве промежуточного средства при переходе от прикладывания соизмеряемых предметов друг к другу к глазомерному действию. Так, выбирая предмет, равный образцу, ребёнок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. Освоение действий с меркой подводит детей к последующему применению общепринятой системы мер.
В старшем дошкольном возрасте рекомендуется усложнение заданий на анализ цвета, формы и величины предметов.
Продолжается усвоение детьми оттенков цвета по светлоте, вводятся тонкие градации таких оттенков (до четырёх – пяти). Впервые дошкольники знакомятся с оттенками по цветовому тону (промежуточными между цветами спектра, учатся их получать и называть, выделять в реальных предметах. Углубляются представления о системе хроматических цветов, их взаимосвязи. Дополнительно знакомятся с делением цветов на группы тёплых и холодных.
Дети шестого года жизни должны овладеть способами обследования сложной формы предметов, научится давать её последовательное словесное описание и узнавать по словесному описанию. В этот период дошкольники выполняют действия, требующие умения различать на глаз довольно сложные разновидности одной и той же геометрической формы. Расширяются знания о величине предметов. Воспитанники выполняют задания на построение ряда из десяти элементов, расположенных по степени убывания (или нарастания) одного из параметров величины, установление соответствия между двумя – тремя рядами.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста следует уделять творческим заданиям, пробуждающим фантазию, воображение ребят. Это задания на получение новых оттенков цвета, на придумывание и складывание по собственному замыслу фигурок из элементов мозаики и др.
Игры и упражнения на овладение последовательным обследованием предметов.
«Найди такой же узор»
Задача: Научить детей последовательно осматривать расчленённую орнаментальную форму, в известном порядке называть и запоминать её части (отдельные геометрические фигуры, их пространственное расположение. Дети должны запомнить предложенную им карточку и выбрать такую же из 7 -8 карточек, лежащих на столе в другом конце групповой комнаты.
Материал: 7 – 8 пар карточек. На каждой паре карточек прорезаются насквозь геометрические фигуры в определённом сочетании. Всего пять фигур на одной карточке: одна в центре, две одинаковые вверху и внизу, две одинаковые слева и справа.
Ход: перед тем как провести эту игру, воспитатель знакомит детей с трапецией, показывает каким образом можно получить трапецию из других геометрических фигур (треугольника и прямоугольника). Необходимо так же поупражнять детей в выделении трапециевидной формы предметов или их изображений.
«На столе у окна лежат карточки, - поясняет воспитатель. – Я вам покажу одну, мы её рассмотрим, вы её запомните, а потом найдете и принесёте мне такую же». При рассматривании воспитатель учит сначала выделять центральную фигуру, а затем остальные. Последовательно он называет фигуры и показывает их. Особое внимание обращает на слова, обозначающие пространственное отношение: в центре, вверху и внизу, справа и слева, а так же на определё нную последовательность выделения фигур: центральная, затем верхняя и нижняя, затем правая и левая. Когда ребёнок находит нужную карточку по памяти, он прикладывает её к образцу. Если при наложении вырезанные контуры совпадают задание выполнено верно.
«Кто больше увидит?»
Задача: учить детей последовательному зрительному обследованию и словесному описанию формы предметов. При проведении обследования дети должны научиться правильной последовательности этого процесса: 1) выделение общей формы предмета, его контура; 2) выявление основных частей и название их свойств (овальное туловище, круглая голова и тд.); 3) определение пространственного взаимоотношения этих частей; 4) указание пространственного расположения более мелких частей.
Материал: парные игрушки, отличающиеся друг от друга отдельными деталями.
Ход: Воспитатель, обучая детей приёмам обследования предмета, даёт общую характеристику игрушки, основных её частей, затем описывает мелкие детали. Если дети затрудняются в описании игрушки, то воспитатель задаёт наводящие вопросы. Кто добавит последнюю деталь тот выигрывает.
«Цветочный магазин»
Задача: самостоятельное проведение обследование предмета. «покупатель» покупатель должен дать описание растения по форме и окраске цветка и листа, «продавец» узнать это растение.
Материал: листья и цветы.
Ход: Воспитатель при первом проведении игры может взять на себя роль продавца, при этом он может задавать наводящие вопросы, которые помогут узнать форму того или иного цветка, листа и т. д. При повторном проведении дети играют самостоятельно. «покупатель» даёт развёрнутое и последовательное описание предмета, «продавец» по описанию узнаёт его.
«Отгадай что на моей картинке»
Задача: упражнять детей у умении зрительно обследовать и давать словесное описание формы предметов. Закреплять навыки правильного обследования предметов.
Материал: картинки с изображением игрушек, цветов, животных и других предметов, имеющих сложное строение. Каждая из пяти вариантов картинок по четыре экземпляра. Всего 20 картинок.
Ход: Дети распределяют картинки по числу играющих. Каждому по четыре. С помощью считалки выбирают водящего, который по своему желанию выбирает одну картинку, рассматривает её и, не показывая остальным детям, даёт словесное описание этой картинки. Среди своих картинок дети находят такую же. И по сигналу водящего: «раз, два, три.» - все одновременно выкладывают картинки на стол. Картинку кладёт так же и водящий. Те дети, которые узнали объект оставляют картинку на столе, а кто нет – забирают картинку себе. Выигрывает тот у кого не останется ни одной картинки.
«тук – тук.»
Задача: закреплять полученное умение обследовать форму предметов, пользуясь только осязанием. Давать и понимать словесное описание, узнавать по нему предмет.
Материал: детская пластмассовая посуда на столе перед детьми. У ребёнка, который находит предмет на ощупь по словесному описанию, в руках мешочек с такой же посудой.
Ход: дети сидят полукругом. Перед ними на столе детская посуда. Спиной к ним, с мешочком в руках, сидит ребёнок, который будет искать предмет. Любой из детей берёт предмет, подходит к ребё нку с мешочком и между ними происходит диалог: «Тук – тук»; «кто там?»; «это я (ребёнок называет своё имя)»; «зачем пожаловал?»; «мне нужно что-то такое, не скажу, а оно (далее следует описание предмета) Когда ребёнок найдёт нужный предмет он вынимает его из мешка, а все дети оценивают.
«Угадай, что в мешочке»
Задача: учить детей последовательному осязательному обследованию предметов, выделению и словесному обозначению формы предмета и пространственного расположения его частей.
Материал: набор мелких пластмассовых предметов.
Ход: воспитатель должен следить, чтобы при осязательном обследовании предмета ребёнок соблюдал ту же последовательность, как и при зрительном анализе. Поэтому воспитатель может напомнить ребёнку, который будет ощупывать предмет: «мы знаем, что когда мы рассматриваем предмет, то начинаем о нём рассказ с определения формы предмета, потом называем форму самых крупных частей, после этого говорим о более мелких деталях. Когда ты будешь ощупывать игрушку, представь, что видишь её, расскажи нам об этой игрушке.» Воспитатель, по необходимости, может задавать наводящие вопросы. Дети полностью дослушивают описание, если кто-то выкрикивает – он теряет право быть ведущим.
«Найди на ощупь»
Задача: учить детей сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования формы предметов.
Материал: несколько одинаковых наборов мелких игрушек в мешочке.
Ход: проводится одновременно с двумя-тремя детьми. Воспитатель по одному предмету ставит на стол. Ребёнок, используя зрительный образец, находит такой же предмет на ощупь. В случае ошибочного выбора ребёнку предлагают рассмотреть предмет и дать его словесное описание.
«В какую коробку?»
Задача: учить устанавливать соответствие между несколькими рядами предметов, упорядоченных по величине.
Материал: 5 коробок, постепенно уменьшающихся. Наборы игрушек по 5, 5 наборов. Размеры игрушек в каждом наборе постепенно уменьшаются. Всего берётся 25 игрушек.
Ход: воспитатель делит детей на пять подгрупп и рассаживает вокруг коврика, на котором лежат 25 игрушек. Каждой подгруппе детей даёт коробку. «Дети, у вас коробки разной величины, - говорит воспитатель. - У кого самая большая? У кого немного меньше? У кого самая маленькая (дети отвечают) Вы должны положить в самую большую коробку самые большие игрушки, игрушки немного поменьше в коробку немного поменьше, а в какую коробку вы положите самую маленькую коробку. В случае затруднений дети примеривают игрушки, выясняя, какая больше, какая меньше. Предметы дети берут по очереди. В конце игры дети выстраивают коробки в ряд по уменьшающимся размерам и проверяют правильность подбора игрушек в коробках.
«Подбери себе соседа»
Задача: упражнять детей в сопоставлении и обобщении предметов по цвету.
Материал: цветные бумажные флажки шести цветов спектра и четырёх-пяти оттенков по светлоте (по одному на каждого ребёнка)
Ход: детям раздают флажки нескольких оттенков одного и того же цвета,воспитатель называет какой-нибудь цвет, к нему подходит ребёнок с флажком данного цвета. Затем ребёнок выбирает себе товарищей (в соответствии с цветовой градацией оттенков). Все остальные дети следят за действиями играющих детей. Если цветовая гамма подобрана правильно, дети занимают свои места, если не верно, хором говорят: «Исправь ошибку и тогда приходи». В случае затруднения воспитатель помогает правильно составить цветовую гамму.
«Волшебные краски»
Задача: Знакомить детей с оттенками по цветовому тону.
Материал: морковь красно-оранжевая, апельсин желто-оранжевый, красная и желтая ленточки. У каждого ребё нка: бумага, кисть, палитра, краски –красная и желтая, баночка с водой, тряпочка.
Ход: воспитатель обращается к детям: «Сегодня мы рисуем морковь и апельсин. Какого цвета морковь? А апельсин? А между ними есть разница? Правильно, морковь красноватая, а апельсин желтовато-оранжевый. (если есть необходимость,подсказывает ответ, поднося к моркови красную ленту, а к апельсину -желтую.) Кто расскажет как можно сделать оранжевую краску?» Воспитатель напоминает, что вначале краску смешивают на палитре, а потом этой краской рисуют на бумаге. Добивается ответа, что для моркови нужно взять больше красной краски, а для апельсина -желтой. Уточняет способ смешивания – к более светлой, желтой краске прибавляется красная. Объясняет и показывает приёмы рисования. Предлагает развести на палитре два оттенка оранжевых цвета и приступить к рисованию. При анализе основное внимание уделяется тому, чтобы оттенки были разными и в то же время что бы это были оттенки оранжевого, а не красного или желтого.
«Подбери предметы похожего цвета»
Задача: упражнять детей в сопоставлении и группировке предметов по цвету.
Материал: бытовые предметы, игрушки разных оттенков цвета спектра.
Ход: на столах расставляются игрушки. В игре участвуют семь детей. Воспитатель даёт каждому ребёнку предмет или игрушку одного из цветов спектра. Каждый ребёнок должен к цвету своей игрушки подобрать все оттенки этого цвета, сравнить их по цвету и назвать. Выигрывает тот кто быстрее подберёт предметы одного из цветов спектра и его оттенка.
«Фигурки из цветной мозаики»
Задача: формировать умение расчленять сложную форму предмета на элементы, находящиеся в разных пространственных положениях.
Материал: у каждого ребёнка карточка с образцами предметных картинок, которые можно собрать из мозаики: с одной стороны карточки расчленённые изображения, с другой – контурные; чистая карточка. Мозаика в коробке с отделениями, в которых лежат разные формы : треугольники- основание 5 см., высота 2,6 см. ; трапеции – основание 6 и 4,2 см., высота 1,6 см. ; прямоугольник 1,6 см. * 4,2 см. ; прямоугольник 2 *3 см.
Ход: воспитатель предлагает детям сначала выложить из мозаики картинку на чистой карточке, глядя на контурный образец. Если это не удаётся, просит перевернуть карточку и выложить тот же рисунок по расчленённому образцу. Тем детям, которым не удаётся и эта задача, можно разрешить сначала положить на образец элементы мозаики, а потом уже выложить такую же картинку и на чистой карточке. При повторном проведении упражнения следует переходить к ориентации на нерасчленённый образец, картинки-образцы следует заменять новыми.
«Сестрички идут по грибы»
Задача: закреплять умение строить ряд по величине, устанавливать соответствие двух рядов, находить пропущенный элемент ряда.
Материал: фланелеграф, семь бумажных матрёшек (высотой 6см, 7,5см; 10,5см; 11см; 12,5см; 14см) и корзиночки (высотой 2см; 2,5см; 3см; 3,5см; 4см; ;4,5см; 5см). Раздаточный тот же, но меньшего размера (высота матрёшек от 3 до 9см; высота корзиночек от 1 до 4см с разницей 0,5см)
Ход: воспитатель говорит детям «Сегодня мы будем играть в игру, как сестрички идут в лес по грибы. Матрёшки это сестрички. Они собираются в лес. Первой пойдёт самая старшая : она самая высокая, за ней самая старшая из оставшихся и так все по росту». Вызывает ребёнка, который на фланелеграфе строит матрёшек по росту. «им надо дать корзиночки, в которые они будут собирать грибы». Вызывает ребёнка даёт ему шесть корзиночек, спрятав одну из них (не первую и не последнюю) предлагает расставить их в ряд под матрёшками. Ребёнок строит второй ряд и замечает, что одной матрёшке не хватило корзиночки. Дети находят, в каком месте ряда самый большой разрыв в величине корзиночек и одна из матрёшек просит маму дать ей корзиночку. Воспитатель даёт недостающую и ребёнок ставит её на место. После этого дети получают раздаточный материал, причем в каждом комплекте нет одной корзиночки (первую и последнюю следует оставить). Дети по указанию выстраивают в ряд матрёшек, а затем под ними – корзиночки. Воспитатель раздаёт недостающие, дети включают их в ряд.