Анна Еремеева
Формирование эмоциональной сферы детей с задержкой развития старшего дошкольного возраста через пальчиковые игры
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад № 140 г. Сочи
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Формирование эмоциональной сферы детей с задержкой развития старшего дошкольного возраста через пальчиковые игры».
Разработал : Еремеева Анна Жоржевна
Воспитатель
2021 год
г. Сочи
Пояснительная записка
Публикация «Формирование эмоциональной сферы детей с задержкой развития старшего дошкольного возраста через пальчиковые игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка
Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребенка, как один из важных этапов на пути непрерывного образования в жизни человека.
Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика».
Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. У детей с задержкой развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, как-то: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т. д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому столь важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом в дошкольном возрасте. Воспитатели, и родители должны помогать ребёнку преодолевать недостатки в формировании правильной речи. Важной частью такой работы является использование упражнений для развития мелкой моторики. Этот вид заданий применяется для воспитанников всех возрастов в системе дошкольного образования, но имеет некоторые различия по отдельным группам.
С увеличением возраста дошкольника выполнение упражнений требует приложения большей физической силы, движения становятся более сложными, детали — более мелкими. Это направлено на улучшение ловкости пальцев, повышение точности и скоординированности движений.
Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук ребёнка усложняет строение мозга, развивает психику, речевые и интеллектуальные способности, способствует становлению личности дошкольника. Это и является основной целью занятий в детском саду.
В период дошкольного детства происходит интенсивное психическое развитие ребенка. Дети усваивают все виды человеческих действий, овладевают развернутой связной речью, устанавливают взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
У них формируется познавательная деятельность: совершенствуется произвольное внимание, развиваются различные виды памяти, постепенно он осваивает словесно-логическое мышление.
Развитие ребенка дошкольника зависит от ряда условий:
1. Социальная ситуация:
взрослый - ребенок
ребенок - ребенок
в семье, в обществе
2. Дефицит общения с окружающими взрослыми, когда общение – ведущий вид деятельности.
3. Травмирующее действие социальной микросреды, вызывающее состояние тревожности.
4. Эмоциональная закрытость детей.
5. Недостаточность развития мелкой моторики.
6. Ограниченность познания мира.
Все это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
Степени зрелости мозговых структур, формированию эмоциональной сферы могут помочь пальчиковые игры.
Предложенные детям пальчиковые игры помогут развить не только ручную моторику, но и степень зрелости мозговых структур.
Положительное воздействие на весь организм ребенка, на его эмоциональную сферу способствует ловкая и слаженная работа его пальчиков.
Пальчиковые игры, как правило сопровождаются массажем, который тонизирует весь организм ребенка, поднимает иммунитет и эмоциональную сферу
Поэтому необходимо специалистам и родителям включать в режим детей пальчиковые игры.
Дети с задержкой развития менее работоспособны, внимание чаще непроизвольное, неустойчивое. Особенности зрительного и слухового восприятия, мышления не позволяют им в полной мере дифференцировать свои эмоции и эмоции других людей.
Поэтому очень важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей с задержкой развития.
Цель: формирование эмоциональной сферы детей с задержкой развития старшей группы через пальчиковые игры.
Пальчиковые игры –это общепринятое название занятия на развитие мелкой моторики детей. Обычно они сопровождаются рифмованными историями или сказками, чтобы занятие было ребенку интересно.
Движения пальчиков варьируется с возрастом, и к пяти годам ребенок овладевает сложными действиями сопровождая при этом текстом.
Пальчиковые игры развивают мелкую моторику
- стимулируют развитие некоторых зон головного мозга
- речевые центры
- развитие мелкой моторики готовит руки ребенка к разнообразным действиям:
- рисованию, лепке, аппликации, письму
- различным манипуляциям с предметами.
Необходимо поставить педагогические задачи:
- способствовать формированию мелкой моторики у детей с задержкой развития в старшей группе
- через пальчиковые игры положительно влиять на эмоциональную сферу детей
- помочь избавиться от монотонности речи, нормализовать ее ритм
- снизить психическое напряжение
- достичь тесного доверительного контакта между ребенком и взрослым
- стимулировать творческие способности детей
- улучшить активные мыслительные процессы, внимание, память, образно-ассоциативное мышление.
Модуль работы с родителями.
Необходимо начать работу с родителями через социальные опросы. Социальные опросы помогут выявить дефициты родителей в области развития мелкой моторики у детей и связи развития мелкой моторики и познавательной сферы ребенка.
Задачи воспитателя в работе с родителями:
- Научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой игры.
- Учитывать опыт приобретенный детьми в детском саду.
- Создавать благоприятную эмоциональную атмосферу дома.
- Опираться на индивидуальные особенности детей.
Модуль работы с педагогами.
Работу с педагогами также стоит начать с социального опроса. Социальные опросы помогут выявить дефициты педагогов в области развития мелкой моторики у детей и связи развития мелкой моторики и познавательной сферы ребенка. В план работы с воспитателями необходимо включить консультации по теме: «Формирование эмоциональной сферы у детей с задержкой развития через пальчиковые игры», «Эффективность пальчиковых игр на основе фольклорного материала».
Алгоритм работы воспитателя с детьми:
- В начале выполнять упражнения вместе с ребенком.
- При повторных проведениях дети запоминают движения и текст.
- Выученный текст заменять новым.
- Обращать внимание на эмоциональный фон при проведении игр.
Модуль работы с детьми.
Пальчиковые игры можно встроить в любой режимный момент в течение дня. Игры проводятся с учетом биологического возраста ребенка.
При проведении игр обязательно учитывать эмоциональное состояние, в котором находится ребенок.
Ребенок запоминает определенное положение рук и последовательность движений.
Речь детей становится ярче и ритмичнее.
Дети концентрируют свое внимание и распределяют его.
Работа в трех модулях позволит развить положительную эмоциональную сферу детей, их произвольное внимание. Улучшит работу пальчиков, а через них все деятельности детей : изобразительную, познавательно-исследовательскую, связь пальцевой моторики и речевой функции. Занятия с пальчиками способствуют расширению словарного запаса.
Через пальчиковые игры дети вступают в контакт со взрослыми: воспитателями, родителями, а также своими сверстниками, что в дальнейшем положительно сказывается на взаимоотношениях и эмоциональной сфере детей.
Примечательно то, что пальчиковые игры не требуют создания какой-то специальной предметно-пространственной среды. Для проведения пальчиковых игр создается картотека игр, оперируя которой, воспитатель может проводить как фронтальную, так и индивидуальную работу с воспитанниками. Требования к проведению пальчиковых игр
1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.
2. Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.
3. Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
4. Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.
Основные направления работы с детьми на занятиях:
Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).
Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:
o нахождение заданных предметов,
o угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
Использование методики Су Джок (работа с различными семенами) :
o сортировка, перекладывание, выкладывание узоров (можно использовать различные мозаики).
Применение аппликаторов Н. Г. Ляпко (игольчатые коврики) для воздействия на биологически активные точки, расположенные на пальцах рук.
Основные правила пальчиковых игр :
1. Нужно подбирать игры, которые окажутся по силам ребенка. Сначала покажите все действия с пальчиками, потом попросите повторить. Помогайте ребенку делать все правильно. Если игра пока слишком сложна для малыша – упростите ее.
2. Сопровождать игры стихами и потешками. Их легко сочинить на ходу, сопровождая действия, или придумать движения на подходящие стихи. Нужно побуждайте ребенка повторять за взрослым отдельные слова, а затем и весь текст.
3. В игре обязательно должен поучаствовать каждый пальчик ребенка.
4. Каждый пальчик ребенка должен уметь двигаться не только вместе с другими, но и изолированно сам по себе.
5. Подбирать игры, нужно чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.
6. Чередовать симметричные и несимметричные движения рук. Игры, где правая рука делает одно действие, а левая – другое, вводите к 5 годам.
7. Обязательно нужно играть в пальчиковые игры часто, но понемногу.
Картотека пальчиковых игр для детей с ЗПР
(по лексическим темам).
Хорошо у нас в саду.
«ИГРУШКИ»
На большом диване в ряд, (попеременно хлопают в ладоши)
Куклы Катины сидят: (стучат кулачками)
Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. (разгибают поочередно пальчики)
Помогаем нашей Кате (попеременно хлопают в ладоши)
Мы игрушки сосчитать. (стучат кулачками).
Осень наступила.
«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы, (загибают пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагают» по столу средними и указательными
пальчиками)
Овощи.
«КАПУСТА»
Мы капусту рубим,рубим (дети делают резкие движения)
Мы морковку трем,трем (пальцы обеих рук сжимают в кулаки,
движениями к себе и от себя)
Мы капусту солим,солим (имитируют посыпание солью из щепотки.)
Мы капусту жмем,жмем (интенсивно сжимают и разжимают пальцы)
В кадку все утрамбовали (потирают кулак о кулак.)
Сверху грузиком прижали. (ставят кулак на кулак.)
Фрукты.
«ФРУКТОВЫЙ САД»
У бабушки в деревне (руки на столе ладонями вниз, разводить
пальцы правой руки в стороны)
Растет фруктовый сад. (руки на столе ладонями вниз,разводить
пальцы левой руки в стороны)
Там на деревьях сливы (руки согнутые в локтях, поднять вверх,
пальцы широко развести в сторон.)
И яблоки висят, (опустить кисти вниз, свободно свесив пальцы)
И груши прямо с дерева (повернуть ладони вверх, пальцы
расслаблены.)
Могу я собирать. (имитировать руками сбор урожая.)
Как хорошо у бабушки (хлопнуть в ладоши.)
Мне летом отдыхать! (развести руки в стороны)
Одежда,обувь.
«ГНОМИКИ-ПРАЧКИ»
Жили были в домике (дети сжимают и разжимают кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (загибают пальчики, начиная с больших)
Раз, два, три, четыре, пять, (разгибают пальчики, начиная с мизинцев)
Стали гномики стирать: (трут кулачки друг о друга)
Токи – рубашки, Чики – носочки, (загибают пальчики, начиная с больших)
Пики – платочки, Мики умница был,
Лики – штанишки, Всем водичку носил
Мой дом,мебель.
«НАШ ДОМ»
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (ударяют, чередуя, кулачком о кулачок)
Молоток бери, мой друг!
Мы построим новый дом, (ставят рядом ладошки «стены»)
Есть окошко в доме том. (складывают указательные пальцы «палочкой»,
остальные соединяют «крышей»)
Есть ещё одно повыше,
Есть труба вверху на крыше. (мизинец отставляют в сторону – труба)
Дом готов, зовё м гостей: (показывают оба указательных пальца)
«Проходите поскорей!» (делают приглашающий жест рукой)
Домашние животные.
«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Наша кошка из окошка (соединить все пальцы правой руки с большим.)
Наблюдает за дорожкой. (соединить все пальцы левой руки
с большим.)
Там гуляет очень злой (соединить все пальцы обеих рук
с большими.)
Пес – лохматый и большой. (правой рукой изобразить «собаку» :
большой палец поднять вверх,
указательный согнуть и прижать к
остальным пальцам.)
Дикие животные.
«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Я сейчас вам назову, (руки лежат на столе ладонями вниз, разводить и
соединять пальцы правой руки)
Кто живет в глухом лесу. (руки лежат на столе ладонями вниз,
разводить и соединять пальцы левой руки.)
Зайцы, белки, барсуки, (рука лежит на столе ладонью вниз)
Волк, медведи и ежи… (поднимать и удерживать на весу каждый
палец, начиная с большого, сначала на правой
руке, затем на левой,край ладони
не отрывать от стола)
Красавица-зима.
«ЗИМА»
Падают первые с неба снежинки, (поднятые вверх руки медленно
опустить вниз, совершая легкие
колебательные движения пальцами.)
Легкие-легкие, словно пушинки, (соединить последовательно пальцы
обеих рук, начиная с больших.)
Медленно, плавно на землю ложатся, (соединенные вместе пальцы обеих
рук поворачивать то вверх, то вниз.)
Белым ковром под ногами искрятся. (положить ладони на стол, пальцы
широко развести в стороны : легко
Транспорт.
«ТРАНСПОРТ»
Называть я транспорт буду: ( ладони прижаты друг к другу: делать
перетирающие движения (вперед-назад).)
Поезд, лодка, самолет… (соединять последовательно большие,
указательные и средние пальцы обеих
рук между собой.)
Про автобус не забуду (соединить безымянные пальцы обеих рук)
И машину-вездеход (соединить мизинцы обеих рук.)
Профессии.
«ПОВАР»
Повар готовит обед, (ребром ладони правой руки стучать по
ладони левой руки.)
А тут отключили свет.
Повар леща берет (загибать большой палец правой руки.)
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья, (загибать указательный палец правой руки.)
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочерыжкой, (загибать средний палец правой руки.)
Угли бьет поварешкой. (загибать мизинец правой руки.)
Сахар сыплет в бульон (пальцы собрать в щепоть и как бы
сыпать сахар.
И очень доволен он! (развести руки в стороны.)
Семья.
«БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ»
Как у нас семья большая (хлопки в ладоши и удары попеременно)
Да веселая:
Два у лавки стоят, (загнуть большие пальцы)
Два учиться хотят, (загнуть указательные пальцы)
Два Степана у сметаны — объедаются. (загнуть средние пальцы)
Две Дашки у кашки - питаются. (загнуть безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке — качаются. (загнуть мизинцы)
Заключение
Анализ психолого-педагогической литературы показал что, развитие мелкой моторики детей возникает очень рано и развивается весьма интенсивно, если в окружающей среде имеются условия, благоприятные для развития графики у ребёнка в виде примера старших, их сочувственного отношения к графическим развлечениям ребёнка и обеспечение его необходимыми материалами, то в период раннего и дошкольного детства ребёнок может овладеть целым рядом умений, которые обеспечивают успешное обучение в школе:
он овладевает движениями, необходимыми для лёгкого прикосновения и скольжения карандаша по бумаге;
разучивается замечать различия между графическими элементами по их форме, положению и соотношению друг с другом;
научается ограничивать свои движения в соответствии с графическими задачами, которые он ставит перед собой;
узнаёт смысл письма как средства общения между людьми и как способ фиксации мыслей.
Тренировка пальцев рук является и средством стимуляции активности коры головного мозга, которая способствует развитию мышления, внимания, памяти и речевой функции ребенка. Отсутствие благоприятных внешних условий, социальные и психологических факторов может задержать процесс развития мелкой моторики и психолого-физиологических процессов, что и приводит к ряду определённых школьных трудностей. Чтобы избежать этих трудностей и не заниматься коррекцией имеющихся нарушений, необходимо проводить занятия на развитие мелкой моторики, начиная уже с дошкольного возраста. Но если по каким-либо причинам (социальным, психологическим, педагогическим) у ребёнка 5 – 6 летнем возрасте плохо развита мелкая моторика, то их необходимо корректировать, так как эти навыки во многом обуславливают успешность обучения в будущем младших школьников.
Проведенная на первом этапе экспериментального исследования диагностика уровня развития мелкой моторики у детей 5 – 6 лет, показала, что у большинства воспитанников имеет место недостаточный уровень развития мелкой моторики рук.
На основе изучения психолого-педагогической литературы и результатов диагностики нами была разработана система упражнений по целенаправленному и систематическому развитию мелкой моторики у детей 5 – 6 лет с ЗПР в процессе воспитания и обучения. Система упражнений предполагала:
развитие пальцев рук, ладони и кисти
развитие свободного движения руки
Занятия проводились систематически, в течение 6 месяцев, на занятиях и во второй половине дня.
Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод о том, что успешная коррекция развития мелкой моторики возможна при разумном сочетании и систематическом использовании различных методов и приемов, включающих в себя
пальчиковые упражнения и развитие речи,
изобразительную и ручную деятельность (лепку, рисование, аппликацию, поделки);
упражнение на развитие зрительного восприятия, координации, памяти, мышления и внимания.
Сравнительный анализ результатов двух диагностик уровня развития мелкой моторики у детей 5 – 6 лет с ЗПР показал, что разработанная и внедренная система упражнений по развитию мелкой моторики способствовала повышению качественного уровня развития мелкой моторики у всех детей, принимающих участие в исследовании. Дети стали зашнуровать свои ботинки, без помощи взрослых, стали более уверенно держать карандаш в руках, четко лепить из пластилина различные формы, а это значит, что у учащихся повысился уровень развития мелкой моторики.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение как на теоретическом уровне, так и в процессе опытно-экспериментальной работы: систематическое использование специальных упражнений по развитию мелкой моторики в процессе обучения и воспитания детей 5 – 6 лет с ЗПР повышает уровень развития мелкой моторики.
Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики : развитие мелкой моторики. М. : Издательский дом «Карапуз», 2001.
2. Безруких М. М. Ефимова С. П. Круглов Б. Почему учиться трудно? //Семья и школа. М., - 1995.
3. Безруких М. М. Ефимова С. П. Упражнения для занятий с детьми имеющими трудности при обучении письму. М., - 1994.
4. Безруких М. М. Как научить ребёнка писать красиво. Пособие для учителей и родителей. – М., «Дидакт», 1995 – 80 с.
5. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М., ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
6. Биктимирова Н. И. Формирование графической готовности ребёнка к школе. Общая педагогика, история педагогики и образования. /Диссертация. - М. : 2004, - 316 с.
7. Венгер Л. А., Марцинковскя Т. Д., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребёнок к школе. – М. : Знание – 1994 – 192 с.
8. Власова Т. А., Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. - М., 1973.
9. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М., 1984.
10. Готовность к школе. Руководство практического психолога. / Под ред. Дубровиной М. – Наука, 1995.
11. Дорожкина О. Н. Протрамма развития и обучения дошкольника. Готовим руку к письму. Для детей 5 – 6 лет. – СПб. : «Издательский дом «Нева», 2002. – 32 с.
12. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. – М., Дефектология
13. Курс общей, возрастной и педагогической психологии/ под ред. М. В. Гамезо. – Москва, Просвещение, 1982.
14. Галкина В. Б. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при корреции нарушения речи у учащихся начальных классов. – М., Дефектология. – 1999
15. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. Книга для учителя. - М. : Просвещение, 1988 – 190 с.
16. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. - М., 1990.
17. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение. Пособие для логопедов и родителей. – С-Пб. : Дельта, 1997 – 256 с. ил.
18. Леонтьев А. Н. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». М., 1997.
19. Обучение детей с ЗПР. Пособие для учителей / Под ред. В. И. Лубовского. - Смоленск, 1994.
20. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. Художественное развитие ребёнка в семье. – М. :Редакция журнала «Искусство в школе», 1995 – 144 с. ил.
21. Мельникова С. С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки //Начальная школа, 1994, № 8, с. 12.
22. Монтессори М. Педагогические методики. М. : 1992,
23. Монтессори М. Педагогические методики. М. : 1992, - 120 с.
24. Мухина В. С. Шестилетний ребёнок в школе. Книга для учителя начальной школы. – М. : Просвещение, 1986, 144 с.
25. Коррекционная педагогика. / Под ред. Б. П. Пузанова. - М., 1998.
26. Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр : развивающие игры и оригами для детей и взрослых. – СПб. : Кристалл. – 336 с. ил.
27. Основы психологии: Практикум / Ред. -сост. Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.