Марина Хуснутдинова
Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством игр и игровых упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством игр и игровых упражнений»
АКТУАЛЬНОСТЬ
Период дошкольного детства- важный этап в жизни человека, это точка отсчёта при построении психолого-педагогических теорий и инновационных технологий развития, воспитания и обучения дошкольников. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелёгок. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством игр и игровых упражнений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представленийхорошо помогает восприятию материала и ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.
От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Цель проекта:формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством игр и игровых упражнений.
Задачи проекта:
1. Создать условия для развития у детей памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами дидактических игр математического содержания.
2. Разработать перспективный план по использованию дидактических игр в образовательной деятельности и режимных моментах.
3. Сделать подборку дидактических игр для развития математических представлений у дошкольников.
4. Организовать предметно- развивающую среду.
5. Обогащать словарь детей.
6. Развивать образное мышление, умение воспринимать, отображать,
сравнивать.
Предполагаемый результат :
-ребёнок имеет представление о форме, цвете, величине;
- сравнивает, классифицирует, отражает результат в речи;
- ребёнок проявляет познавательную активность;
- родители заинтересованы в создании благоприятных условий для проведения дидактических игр дома.
Этапы проекта:
Организационный - сентябрь
Изучение методической литературы.
Проведение диагностического исследования.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Подбор методического материала по данной теме.
Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта.
Проведение анкетирования родителей.
Основной: октябрь – апрель
Организация развивающей, познавательной, предметно - пространственной среды.
Разработка картотеки дидактических игр.
Пополнение уголка по математике новыми дидактическими играми.
Работа с родителями.
Заключительный: май
Проведение контрольного диагностического исследования. Анализ результатов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Игры и игровые упражнения Задачи
Сентябрь
Проведение диагностики
Октябрь
1 «Сбор урожая»
развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
2 «В лес за грибами»
формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».
3 «Малина для медвежат» формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».
4 «Угостим белочек грибочками» формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну».
Ноябрь
1 «Жучки» формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.
2 «Домики для медвежат»
развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
3 «Угости мышек чаем»
развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
4 «Украсим коврик»
развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
5 «Подбери дорожки к домикам» развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий».
Декабрь
1 «Почини коврик»
развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
2 «Мостики для зайчат»
развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький, длинный, короткий».
3 «Длинный - короткий»
различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее - короче», развивать воображение, мышление.
4 «Широкий - узкий»
формировать представление «широкий - узкий», развивать воображение, мышление.
Январь
1 «Вкладыши»
выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.
2 «Найди такой же цветочек» продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.
3 «Обведи и раскрась»
развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение раскрашивать на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета.
Февраль
1 «Один - много»
развивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов.
2 «Разноцветные клубочки и прищепки»
продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.
3 «Покажи такую же»
продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры.
4 «Красный, желтый, синий, зеленый» различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.
Март
1 «Найди матрешке ведерко» продолжать закреплять и называть 4 основных цвета, развивать мышление, память, разговорную речь.
2 «Цветное домино»
продолжать развивать сенсорные способности малышей путем отыскивания предмета заданного цвета, закрепление 4-х основных цветов.
3 «Раскладывание однородных предметов разной величины» находить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, но разной величины.
4 «Назови геометрическую фигуру» зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры
5 «Найди предмет такой же формы» выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами, сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами.
Апрель
1 «Что лежит в мешочке?»
закреплять знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
2 «Найди то, что я покажу»
находить предмет определенной формы с использованием геометрических фигур - образцов.
3 «Подбери фигуру»
закреплять представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.
4 «Красивый узор»
осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату -ритмичному чередованию величин
Май
Диагностика. Анализ результатов.
Работа с родителями (консультации, рекомендации, памятки) :
«Сенсорная культура и умственное развитие ребенка».
«Развитие пространственного мышления».
«Учим математику дома».
«Развитие математических способностей у дошкольников».
«Форма, цвет, величина».
ЛИТЕРАТУРА
1. Башаева Т. В. «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук» - Ярославль: Академия развития, 2007.
2. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия во второй младшей группе» Изд. «Учитель», Воронеж 2007
3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 2005.
4. Евдокимова Е. С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника» – М. : ТЦ Сфера, 2008.
5. М. Фидлер «Математика в детском саду» М., «Просвещение», 2001