Наталья Гума
Формирование элементарных математических представлений посредством интеллектуальных игр (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование элементарных математических представлений посредством интеллектуальных игр»
(из опыта работы)
Выступление на педагогическом совете
Подготовила
воспитатель высшей категории
МАДОУ «Лесовичок»
Гума Наталья Алексеевна
31 января 2022 год
Публикация «Формирование элементарных математических представлений посредством интеллектуальных игр (из опыта работы)» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Математика. Викторины по математике (ФЭМП)
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
В своём выступлении я хочу поделиться опытом работы по формированию элементарных математических представлений посредством интеллектуальных игр.
Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
«Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!» Её изучение способствует развитию памяти, речи, логического мышления, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Игровые приёмы и интеллектуальные игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при формировании элементарных математических представлений можно добиться. В своей работе использую интеллектуальные игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения. Использование интеллектуальных игр способствует развитию памяти, внимания, воображения, логического мышления.
На протяжении нескольких лет пребывания детей в дошкольном учреждении мы готовим их к обучению к школе, работаем над формированием у воспитанников элементарных математических представлений. Я стараюсь связать этот процесс со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы и направить на решение задач умственного воспитания и математического развития дошкольников.
Для достижения поставленной цели я поставила перед собой следующие ЗАДАЧИ математического развития детей :
• Приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;
• Формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
• Формирование навыков и умений в счёте, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;
• Овладение математической терминологией;
• Развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребёнка;
• Формирование простейших графических умений и навыков;
• Формирование и развитие общих приёмов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.).
Образовательно – воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей я выстраиваю с учё том следующих ПРИНЦИПОВ:
1) Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2) Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
3) Целостность - формирование у дошкольников целостного представления о математике.
4) Научность.
5) Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
6) Преемственность - обучение продолжается в начальной школе.
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников я использую следующие инновационные МЕТОДЫ И ПРИЁ МЫ:
• элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
• сравнение;
• метод моделирования и конструирования;
• решение логических задач;
• экспериментирование и опыты;
• воссоздание и преобразование;
• информационно коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии: физкультминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой.
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность с воспитанниками я провожу в различных ФОРМАХ :
• организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие - детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг);
• демонстрационные опыты;
• театрализация с математическим содержанием;
• обучение в повседневных бытовых ситуациях;
• беседы;
• самостоятельная деятельность в развивающей среде.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – ИГРА.
Как сказал В. А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного развития. Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Именно игра с элементами обучения, интересная ребёнку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и являются интеллектуальные игры.
Дидактические и интеллектуальные игры по формированию элементарных математических представлений можно разделить на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами.
2. Игры путешествия во времени.
3. Игры на ориентировку в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на логическое мышление.
Главная особенность дидактических и интеллектуальных игр в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также – игровых заданий, игровых действий и организованных отношений.
1. К 1первой группе игр относится обучение детей счёту в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, я знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путём сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие игры как: «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Исправь ошибку», «Поставь нужную цифру», «Убираем цифру», «Что изменилось?», «Кто первый назовет?», «Считай – не ошибись», «Которой игрушки не стало?», «Весёлые числа», «Кто быстрей!», «Назови цвет и посчитай», «Найди пару», учат детей свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
2. Вторая группа математических игр - это игры путешествия во времени, такие как: «Живая неделя», «Наш день», «Когда это бывает?», «Часы + дни недели», «Стрелочка, крутись!», «Весёлый распорядок дня», «Часть и целое», «Где я это видел?». Такие игры служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.
3. В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Это игры: «Отгадай, кто, где стоит?», «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Художники», «Найди игрушку», «Путешествие по комнате», «Зайкина Азбука», «Гуси – лебеди», «Найди листочек для гусенички». Моя задача – научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять своё место по заданному условию. При помощи интеллектуальных игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур я использую следующие игры: «Чудесный мешочек», «Найди такой же», «Не повтори фигуру», «Не тающие льдинки», «Листики», «Разноцветные ромашки», «Геометрическая мозаика», «Найди предмет такой же формы», «Угадай, что спрятали?». Предлагаю детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например: спрашиваю: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» (поверхность крышки стола, лист бумаги, крыша дома, окна и т. д.).
5. К пятой группе относятся игры на логическое мышление. Мои воспитанники с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, они испытывают эмоциональный подъем, что, в свою очередь, стимулирует их мыслительную активность.
В своей работе я использую разнообразный игровой занимательный материал. Это различные дидактические игры и упражнения (словесные, с использованием наглядного материала, математические игры; задачи и упражнения с блоками Дьенеша, «Выложи дорожки», «Логический поезд», «Крестики»; палочками Кюизенера, игры-головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Головоломка Пифагора», «Вьетнамская игра», использую игровой материал по развивающим играм Б. П. Никитина «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех».
Основной целью использования занимательного материала является как формирование представлений, так и закрепление уже имеющихся знаний.
Работая углубленно в данном направлении, я всегда помню, что в интеллектуальной игре математического направления моя роль – роль воспитателя несравненно большая, чем в играх другой направленности. Именно Я – ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с методом её ведения. Участвую в ней, веду её так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.
Дети старшего возраста в ходе интеллектуальных игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.
Считаю – что интеллектуальные игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Интеллектуальная игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.
В своей работе применяю новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов:
• Т. М. Бондаренко - Комплексные занятия в подготовительной группе д/с.
• Т. М. Бондаренко - «Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе детского сада – Познание».
• Л. Н. Коротовских - Планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.
• З. А. Михайлова - «Математика – это интересно».
• З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе - «Математика от трёх до семи».
• И. П. Афанасьева – «Вместе учимся считать».
• М. М. Безруких, Т. А. Филиппова – «Развивающие игры с карточками».
• Т. Н. Доронова – «Из ДОУ в школу».
• Т. Ф. Климентович – «Я учусь математике (для детей 5-7 лет)».
• Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн, З. А. Михайлова – «Давайте вместе поиграем».
• З. А. Михайлова, Е. А. Носова – «Логико-математическое развитие дошкольников».
• В. П. Новикова – «Математика в детском саду 6-7 лет».
• Е. А. Носова, Р. Л, Непомнящая – «Логика и математика для дошкольников».
• З. А. Михайлова, М. Н. Полякова – Образовательная область «Познание».
Также условием успешной реализации программы по ФЭМП является организация предметно – пространственной, развивающей среды в старшей группе.
С целью стимулирования интеллектуального развития детей в группе оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр.
Для определения эффективности своей работы я провожу педагогическую диагностику ФЭМП посредством интеллектуальных игр у детей старшего дошкольного возраста.
Проведённая диагностика показала, что регулярное использование в образовательной деятельности по ФЭМП системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовки к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Вывод:
Я пришла к такому выводу, что большая часть дошкольников имеет высокий уровень развития элементарных математических представлений.
В заключении можно сделать следующий вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребёнка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребёнок, которому интересно узнавать что – то новое, и у которого это, получается, всегда будет стремиться узнать ещё больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Спасибо за внимание!