света лапшина
Роль проектно-исследовательской деятельности в воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос развития познавательных способностей очень актуален. В соответствии с ФГОС ДО образовательная деятельность должна быть направлена на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Каждый ребёнок рождается исследователем. Детское любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — это важнейшие черты детского поведения.
Публикация «Роль проектно-исследовательской деятельности в воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребёнок расширяет представления о мире.
Именно поэтому, включение в образовательную деятельность проектирования является мощным фактором развития любознательности, познавательной и творческой активности, каждого ребенка.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Цель моей работы: воспитание у дошкольников способности самостоятельно осваивать способы познания окружающего мира через проектно - исследовательскую деятельность
Задачи:
1. Обогащение знаний об окружающем мире по средствам проектирования
2. Создание условий для самостоятельной проектно – исследовательской деятельности и экспериментирования
3. Подведение ребенка к миру новых технологий
4. Обучение приемам исследовательской деятельности
Взрослый играет важную роль в развитии ребенка, поэтому основными правилами работы с детьми, являются индивидуальный подход и позитивный настрой.
• воспитатель должен уметь заинтересовать каждого ребенка, активно поддерживать все его начинания;
• использовать индивидуальный подход;
• уметь вовремя внести, что-то новое и интересное в жизнь группы, т. е выбрать момент для нового исследования.
Для того, чтобы выполнить все эти условия и ответить на детские вопросы взрослые и сами должны читать познавательную литературу, словари, справочники, энциклопедии и учиться вместе с детьми чему-то новому.
Проектная деятельность заключается в использовании современных методик исследовательской деятельности при работе с детьми и родителями.
Проектирование делает дошкольников активными участниками образовательной деятельности и является ключиком к саморазвитию детей.
Со своими воспитанниками мы реализовали несколько проектов, которые были направлены на развитие исследовательской деятельности детей - это краткосрочные проекты " Моя семья", " Покорми птиц", а также долгосрочный "Огород на окне". Участниками этих проектов были дети, воспитатели и родители.
Я хочу рассказать об одном из этих проектов - проекте "Моя семья".
Основной целью проекта "Моя семья" было расширение представлений о семье, ее традициях, родословной, укрепить взаимоотношения ребенка и родителя.
В ходе этого проекта были решены следующие задачи:
1. Формирование у детей доброжелательности, самостоятельности, положительного эмоционального отношения к окружающему миру.
2. Воспитание положительного отношения к близким людям, желание заботиться о своих близких.
3. Развивитие представлений о семье, формирование понятия значимости в жизни ребенка каждого члена семьи.
К ожидаемым результатам я отнесла следующие:
Дети больше узнают о семейных традициях;
Укрепятся отношения между детьми и взрослыми.
На первом подготовительном этапе были поставлены проблема, цель и задачи проекта. Я предложила детям рассмотреть иллюстрации с членами семьи и ответить на вопросы, чтобы выявить проблему.
-Самые родные люди для тебя?
-Кем ты приходишься бабушке?
-Как назвать всех, одним словом?
-Что такое семья?
Во втором – подготовительном этапе подобрала наглядный материал, иллюстрации, книги, фотографии о семье. В свободное время дети рассматривали фотоальбомы, слушали сказки, рассматривали картины о семье, узнали, что такое генеалогическое древо.
В третьем – основном этапе проводились беседы с детьми на темы: Моя семья, Самые родные мама и папа, Семейные праздники. Дети составляли рассказы о своих близких людях по их фотографии. Заучивали стихотворение "Моя семья". Обговаривали пословицы о семье. В изобразительной деятельности дети попытались изобразить портрет мамы. На занятиях лепки изготовили чайный сервиз для своей семьи. Проводились речевые и дидактические игры. Дети вместе с родителями подготовились к выставке рисунков "Моя семья". Были организованы совместные досуговые мероприятия "Семейная мастерская", "День матери", "День бабушек и дедушек". Такие мероприятия объединяют разные поколения в семье, вызывают положительные эмоции.
В четвертом – заключительном этапе была организованна выставка рисунков. Дети с удовольствием рассматривали рисунки, находили в них себя и своих родных.
В результате реализации проекта было установлено, что у детей сформировалось понятие семья, дети начали понимать значимость семьи для человека. Стали с уважением относиться к труду взрослых.
Этот проект был первым моим опытом при работе в данном направлении и показал положительный результат.
Благодаря этому проекту родители стали интересоваться жизнью в детском саду не только своего ребенка, но и группы в целом. Родители активно поддерживают все наши начинания. Например: участвуют в экологических акциях, помогают в сборе коллекций семян, гербариев, изготовлении простейших пособий (вертушки для наблюдения за ветром, кормушки, султанчики и др.) Хотелось бы обратить внимание на то, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей.
Реализация проекта также позволила мне наработать достаточный опыт для организации исследовательской деятельности детей. В данный момент мы реализуем проект «Волшебница водица», где дети знакомятся со свойствами воды (цвет, запах, вкус, льда (как одно из состояний воды, формируется понятие о значимости воды для всего живого. Данная работа имеет воспитательное значение, которое выражается в развитии у детей познавательных интересов, мышления, а самое главное таких личностных качеств как инициативность, умение работать в команде, доводить начатое дело до конца, самостоятельно приобретать знания при решении практических задач.
Я считаю, что простейшую проектно - исследовательскую деятельность, можно начинать с детьми младшего возраста, потому что для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг и познание начинается с удивления. В своей работе я опираюсь на следующие источники:
Литература:
Н. Е. Веракса "Познавательнно –исследовательская деятельность дошкольников", "Проектная деятельность дошкольников.
О. В. Дыбина "Из чего сделаны предметы", "Я узнаю мир";