Лариса Садрева
Формирование экологической культуры дошкольников с ОНР средствами сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. Современные дети практически оторваны от живой природы и живут в машинном мире полном стрессов и волнений. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, современные дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, стали менее отзывчивыми к чувствам других людей и поэтому не умеют гармонично взаимодействовать сами с собой и окружающим миром. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.
Публикация «Формирование экологической культуры дошкольников с ОНР средствами сказкотерапии» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень. Главной задачей экологической работы в ДОУ является: научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определённые знания в области экологии. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.
В экологическом воспитании сказкотерапия относительно новое явление, с её помощью мы помогаем воспитанникам осознать: насколько красива, хрупка и насколько ранима природа, а также как её можно и нужно беречь.
Что же это такое – сказкотерапия?
Сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе.
Сказкотерапия – занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо». Поэтому занятия в детском саду сказкотерапией – метод, успешно применяемый и достаточно уже давно. Ведь у детей преобладает абстрактное мышление – а это значит, что информация, переданная посредством ярких образов, наиболее восприимчива.
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Это максимальная психологическая разгрузка ребенка, развитие его внутреннего потенциала, пробуждение души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Идея живой природы дает нам богатый инструмент для развития личности. Если мы расскажем ребенку об удивительных маленьких невидимых существах, живущих в каждом дереве, кусте, цветке, травинке, разве будет желание бездумно ломать ветки и рвать цветы? Мир растений создан для любящего человека. Также и с водной средой и с воздухом. Поэтому можно сказать, что сказкотерапия является эффективным развивающим, коррекционным и психотерапевтическим средством экологического развития дошкольников.
Достоинство и роль эко-сказок в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над экологической сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, сделать экологическое воспитание детей более занимательным и разнообразным.
Значение экологических сказок очень велико :
Сказка увлекает детей своим действием, вводит в воображаемые обстоятельства.
Сказка заставляет переживать вместе с героями.
Экологические сказки требуют определенной точности и конкретности, поскольку они должны сообщать детям новые сведения о природе.
Сказка формирует бережное отношение ребенка к животным.
Сказка дает новые представления, которые влияют на последующие поступки детей.
Сказка побуждает умственную активность ребенка, заставляет делать выводы, недоступные для него при других обстоятельствах.
Чтение экологических сказок решает в большей степени задачи формирования экологических представлений и задачи формирования нравственного отношения к природе.
Сказка близка ребёнку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Экологические сказки самый доступный способ передачи о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире. Именно в них удаётся наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребёнка. Через сказки удаётся привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости её охраны, гражданской ответственности.
Экологические сказки привлекают своей универсальностью.
Во-первых, это информативность экологической сказки. Можно предложить детям «превратиться» в деревья, камни, животных, капли воды или пылинки, затем они рассказывают, как чувствовали себя в том или ином образе. Беря на себя ту или иную роль, ребёнку предоставляется возможность проиграть различные типы поведения.
Во-вторых, сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребёнок преодолевает самоограничения и дополняет и обогащает свою жизнь.
В-третьих, сказка феерична. В сказках могут использоваться различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности.
В-четвёртых, сказка эмоциональна. В процессе занятий ребёнок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
В-пятых, сказка мудра. Сказкой можно передать детям, новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.
Сухомлинский писал: «Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу».
На экскурсиях, на природе, на дачных участках, в наблюдениях за животными и растениями перед детьми раскрывается красота и неповторимость родной природы. Одновременно с этим дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребёнка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, нужно использовать экологические сказки.
Одним из показателей уровня понимания экологических проблем и сопереживания являются сказки, сочинённые самими детьми. Если ребёнок придумал сказку, «связал в своём воображении несколько предметов окружающего мира, - значит, можно сказать что он научился мыслить»(Сухомлинский).
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом.
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Педагогические и психологические возможности сказки неограниченны и многогранны. С помощью сказки и творчества педагогов формируется личность ребенка, его культура, положительное отношение к миру. Сказки на экологический лад - прекрасная возможность привить ребенку любовь к природе в игровой форме. Такие усилия обязательно будут вознаграждены, и ребенок вырастет ответственным и бережным человеком.