Ирина Балахонова
Формирование экологического сознания детей старшего дошкольного возраста как фактор социализации
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе у людей множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Формирование экологического сознания детей, их поведение в окружающем мире и заставляют педагогов по-новому взглянуть на организацию воспитательного процесса в образовательной практике. Активная позиция педагога способна внести изменения в эту ситуацию.
Публикация «Формирование экологического сознания детей старшего дошкольного возраста как фактор социализации» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать природу и быть истинно культурным человеком.
Вопросы экологии тесно переплетаются с вопросами нравственного поведения и общей культуры человека. Сохранение жизни на земле невозможно без высоконравственного отношения людей друг к другу и к природе. Защита окружающей среды может оказаться абстрактным понятием, если мы не внушим ребенку простую и ясную мысль: мы должны любить деревья, луга, речки, всю природу так, как мы любим нашу маму и друг друга.
Привлекая детей к тесному общению с природой, мы способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Я хочу поделиться своим опытом по формированию экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста. В нашем ДОУ созданы все условия для формирования у детей положительного, позитивного, созидательного отношения к природе, ее сохранности. В детском саду и в группе создана предметно-развивающая среда. Ознакомление с природой в детском саду требует постоянного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация уголка природы в группе. Уголок природы – одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. В течение всего дня дети имеют возможность подходить к растениям, рассматривать их вести за ними длительное наблюдение. Календарь природы позволяет вести наблюдение ежедневно, отмечать изменения, происходящие в природе, делать выводы.
Как показывает наша практическая деятельность, наиболее эффективными в работе с детьми по формированию у них основ экологической культуры являются следующие методы: моделирование, экспериментирование, проблемно-игровые и практические ситуации, обеспечивающие накопление личного опыта поведения и сотрудничества.
Организуя работу с детьми старшего дошкольного возраста, основополагающими задачами деятельности я определяю следующие:
-развивать у детей интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтений детей;
-развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предложений, отборе способов проверки, достижении результатов, их интерпретации и их применении в деятельности;
-продолжать воспитывать основы гуманно-ценностного отношения к природе;
-обогащать способы природоохранной деятельности, ориентированные на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Наиболее интересным направлением в работе по формированию основ экологических знаний является организация исследовательской деятельности детей. Дети отдают предпочтение при изучении живой и неживой природы экспериментированию, реальным опытам с реальными предметами и их свойствами.
Детям нравится деятельность, в которой они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям.
Способность дошкольника удивляться миру, его эмоциональная чуткость наиболее ярко проявляются в том случае, если педагог использует в своей работе интегрированный метод обучения, направленный на развитие личности ребенка, его познавательных творческих способностей. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.