Василенко Жанна Леонидовна
Серия бесед по проблемным ситуациям для детей старшего дошкольного возраста по формированию морального сознания
Цель бесед : формирование морального сознания при отсутствии внешнего
контроля по разработанным вопросам.
Это такие ситуации - рассказы : «О недоброжелательности», «О зависти»,
«О вредности», «О жадности». Это рассказы о сверстниках, ситуации взяты
из жизни детей.
В ходе бесед дети анализировали поступки персонажа, чтобы
впоследствии постараться не нарушать того, что не одобрили вместе.
1 ситуация : "О нечестных поступках"
Публикация «Серия бесед по проблемным ситуациям для детей старшего дошкольного возраста по формированию морального сознания» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Игровые проблемные ситуации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Арина и Злата были дежурными. Они накрывали на стол, разносили хлеб.
Мальчики играли в строительные и сюжетно-ролевые игры, Максим пробегал мимо, и Злата оказалась у него на пути. Он оттолкнул ее и побежал дальше. Злата выронила тарелку и она разбилась. Увидев разбитую тарелку, воспитатель спросила: «Кто это
сделал?» - «Злата, Злата» - закричал Максим. Злата горько заплакала.
А, Арина сказала, что это неправда, что это сделал Максим, попыталась
успокоить подругу.
Рекомендуемые вопросы:
Что бы ты сказал об этих детях?
Кого следует похвалить?
Как надо поступать и что сказать?
Как бы ты поступил?
2 ситуация : "О недоброжелательности"
Ребята собирались на прогулку. Воспитатель предупредила, чтобы
они одевались быстрее, а то для прогулки останется мало времени. Все стали
быстро одеваться, но у Ивана так не получалось. Когда все были почти
готовы, воспитательница заметила, что Иван задерживает всех, и напомнила,
что времени осталось совсем мало. Степан подбежал к Ивану и,
толкнул его и злобно закричал: «Из–за тебя я не успею покататься на
самокате». Ваня покраснел и совсем перестал одеваться.
А, Павлик, кабинка которого была рядом, подошел и предложил помочь. С
помощью Павлика Ваня быстро оделся и все пошли гулять.
Рекомендуемые вопросы:
С кем бы ты хотел дружить? Почему?
Что бы ты сказал об этих детях?
Кого следует похвалить?
Как бы ты поступил?
Как бы ты помог по-другому?
3 ситуация : "О зависти"
Даша и Надя делали бусы из рябины. Соня, увидев, как у них красиво,
получается, тоже захотела сделать себе такие бусы. Ей хотелось сделать
быстрее. Из-за того, что она торопилась, многие ягодки помялись, многие
сорвались с нитки. Тогда, разозлившись, она выхватила уже сделанные бусы
у Нади и растоптала их. Надя заплакала.
Даше стало жалко подругу, и она, протянув ей свои бусы, сказала: «На,
носи мой, я еще сделаю».
Рекомендуемые вопросы:
Как ты думаешь, почему он поступил так (плохо?
С кем бы ты хотел дружить? Почему?
Как надо поступать и что сказать?
Как бы ты поступил?
Как сделать, что бы «обидчик» понял, что он поступил плохо?
4 Ситуация : "О жадности"
В группу принесли угощение. Всем детям раздали поровну. Никита
отобрал у Ромы его порцию, запихнул себе в рот, и тут же съел. Рома
заплакал.
А, Андрей подошел к нему, успокоил, отдал ему половину своей порции.
Рекомендуемые вопросы:
С кем бы ты хотел дружить? Почему?
Что бы ты сказал об этих детях?
Кого следует похвалить?
Чем этот поступок плох?
Тебе кого-нибудь жалко?
Общие рекомендации:
В одной беседе можно задать не более 4-5 вопросов. При этом детям
необходимо дать возможность свободно высказаться.