Приложение МААМ

Формирование экологических представлений в образовательном процессе средствами проектной технологии

Татьяна Буцыгина
Формирование экологических представлений в образовательном процессе средствами проектной технологии
▼ Скачать + Заказать документы

Природа – это наш родной край, земля, которая нас растит ни кормит. Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею.

Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: “К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность”.

Публикация «Формирование экологических представлений в образовательном процессе средствами проектной технологии» размещена в разделах

В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования.

Одной из основных задач воспитания и образования, является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы.

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Детей необходимо научить не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Для этого можно использовать игры, творчество, музыку, когда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой.

В настоящий момент, когда происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, это диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания, используя современные методы и новые технологии.

Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления — знания о ее объектах и явлениях – важнейшие задачи детского сада. Данную задачу можно легко решить, используя метод проектов.

Данный метод формирует способности сосредотачивать свое внимание на предметах и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.

Это помогает уже в дошкольном возрасте формировать у детей навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сборе информации, экспериментировании и применении полученных знаний, умений и навыков.

Особая педагогическая значимость проекта заключается в практической целенаправленности действий, в возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка, основанного на его интересах. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения проблемы и применить их на практике.

Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам — это уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе.

Сухомлинский В. А. писал, что у ребенка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, прозрачная вода и зеленая трава, белый снег и пушистые облака. Ведь ребенок со своим стремлением учиться, с неутомимым любопытством и с изобретательным, творческим воображением получает радость и удовлетворение от соприкосновения с природой. Мы взрослые должны вовремя заметить и поддержать у детей познавательный интерес, помочь ребенку увидеть красоту мира, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек творчества и радости жизни.

Соприкасаясь с природой, развивается не только познавательный интерес, но формируется личность ребёнка. Объекты природы привлекают дошкольников, прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием и это является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Влияние природы на ребенка огромно.

Внедрение в практику метода проектной деятельности стало одним из основных средств формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. Включение дошкольников в проектную деятельность позволяет воспитать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, способствует формированию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми.

Чтобы помочь детям самостоятельно выявить противоречия в окружающем мире, сформулировать проблему, определить цель (замысел) проекта привлекаются педагоги, родители и др. члены семьи. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества.

Необходимо детям помочь открыть для себя новый мир: увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Являясь педагогической технологией, определяющей собственную позицию ребенка в педагогическом процессе, проект является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Это один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду. Кроме того, метод проектов способствует развитию многих качеств ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром.

Метод проектов экологического образования позволяет сформировать и личные качества :

• самостоятельность. При реализации проекта происходит предварительное планирование с детьми своих действий и своего времени, ребенок учится считаться с интересами других людей, что уменьшает количество противоречий и споров.

• креативность. В процессе проектной деятельности дети создают новый продукт (рисунок, модель костюма, декорации, альбом и т. д.). Творчество характеризует как конечный продукт, так и характер процесса деятельности.

• инициативность. В ходе проекта ребенок выстраивает свое общение со сверстниками, взрослыми, экспериментирует, организует игры;

• лидерство. Развитию лидерского потенциала дошкольников способствует не только содержательная составляющая, но и способы взаимодействия детей, взрослых в процессе реализации проекта, в том числе и различные формы коммуникации (деловая, познавательная, личностная).

Все перечисленные качества, развитию которых способствует метод экологических проектов, в той или иной мере составляют основу социальной компетентности ребенка дошкольника.

Реализация проекта может осуществляться в игровой форме, включая детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами экологической среды.

Основные требования к использованию метода проектов в детском саду :

1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

2. Проект — это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.

3. Обязательные составляющие проекта — детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных экологических знаний на практике.

Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеразвивающим, комплексным программам и программам экологического направления.

Данный метод развивает индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширяет кругозор, улучшает образовательный процесс, создаёт положительную мотивацию к самообразованию. Темы проектов могут быть самыми разнообразными в зависимости от проблемы.

Практика показывает, что любую экологическую проблему можно решить с помощью проекта. Так мною за прошедший год были разработаны такие экологические проекты :

«В гости к деревьям», «Наши пернатые друзья», «Зеленые помощники»,а в этом году уже реализованы проекты, такие как: «Волшебница вода», «Чудесные превращения». Результаты совместной работы были представлены в виде создания экологических знаков природ охраняющего содержания, выпуска экологической газеты, выставок. К экологическим акциям были привлечены все участники педагогического процесса. Несомненно, подобная работа вызывает огромный интерес у детей и родителей, и обучение становится более качественным.

Новизна инновационного проекта :

Проектная деятельность представлена как личностно-ориентированная технология, которая может применяться в работе с воспитанниками практически в любой области, на моем примере «Экология».

в основе метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой, в данном случае экологической.

Формируются такие качества как : самостоятельность, активность, инициативность, креативность, лидерство в сборе информации, экспериментировании и применения полученных знаний, умений и навыков.

Заключение

Анализируя результаты проектов, я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других.

Метод проектов убедил меня, что экологически ориентированная деятельность дошкольников может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой.

В ходе работы дети приобретают знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяют привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей формируются навыки исследовательской деятельности, развивается познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.

Все это способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживания ко всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям, гуманного к природе обращения.

Я твердо убеждена, что любить, охранять и беречь можно только то, что хорошо знаешь и понимаешь. И в этом мне помогает метод проектов.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессеИгровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Применение социальных Интернет-сервисов Веб 2.0 в образовательном процессе Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться своей новостью. В настоящее время прохожу курсы «Применение социальных Интернет-сервисов.

Метеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессеМетеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессе Порой нам, взрослым интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть,как изменяется небо перед дождем, чувствовать как усиливается ветер.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологических представлений в образовательном процессе средствами проектной технологии
Опубликовано: 18 февраля 2022 в 14:43
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологических представлений в образовательном процессе средствами проектной технологии» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Буцыгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД