Татьяна Буцыгина
Формирование экологических представлений в образовательном процессе средствами проектной технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Природа – это наш родной край, земля, которая нас растит ни кормит. Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею.
Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: “К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность”.
Публикация «Формирование экологических представлений в образовательном процессе средствами проектной технологии» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования.
Одной из основных задач воспитания и образования, является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы.
Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства.
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Детей необходимо научить не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Для этого можно использовать игры, творчество, музыку, когда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой.
В настоящий момент, когда происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, это диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания, используя современные методы и новые технологии.
Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления — знания о ее объектах и явлениях – важнейшие задачи детского сада. Данную задачу можно легко решить, используя метод проектов.
Данный метод формирует способности сосредотачивать свое внимание на предметах и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.
Это помогает уже в дошкольном возрасте формировать у детей навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сборе информации, экспериментировании и применении полученных знаний, умений и навыков.
Особая педагогическая значимость проекта заключается в практической целенаправленности действий, в возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка, основанного на его интересах. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения проблемы и применить их на практике.
Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам — это уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе.
Сухомлинский В. А. писал, что у ребенка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, прозрачная вода и зеленая трава, белый снег и пушистые облака. Ведь ребенок со своим стремлением учиться, с неутомимым любопытством и с изобретательным, творческим воображением получает радость и удовлетворение от соприкосновения с природой. Мы взрослые должны вовремя заметить и поддержать у детей познавательный интерес, помочь ребенку увидеть красоту мира, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек творчества и радости жизни.
Соприкасаясь с природой, развивается не только познавательный интерес, но формируется личность ребёнка. Объекты природы привлекают дошкольников, прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием и это является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Влияние природы на ребенка огромно.
Внедрение в практику метода проектной деятельности стало одним из основных средств формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. Включение дошкольников в проектную деятельность позволяет воспитать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, способствует формированию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми.
Чтобы помочь детям самостоятельно выявить противоречия в окружающем мире, сформулировать проблему, определить цель (замысел) проекта привлекаются педагоги, родители и др. члены семьи. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества.
Необходимо детям помочь открыть для себя новый мир: увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.
Являясь педагогической технологией, определяющей собственную позицию ребенка в педагогическом процессе, проект является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Это один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду. Кроме того, метод проектов способствует развитию многих качеств ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром.
Метод проектов экологического образования позволяет сформировать и личные качества :
• самостоятельность. При реализации проекта происходит предварительное планирование с детьми своих действий и своего времени, ребенок учится считаться с интересами других людей, что уменьшает количество противоречий и споров.
• креативность. В процессе проектной деятельности дети создают новый продукт (рисунок, модель костюма, декорации, альбом и т. д.). Творчество характеризует как конечный продукт, так и характер процесса деятельности.
• инициативность. В ходе проекта ребенок выстраивает свое общение со сверстниками, взрослыми, экспериментирует, организует игры;
• лидерство. Развитию лидерского потенциала дошкольников способствует не только содержательная составляющая, но и способы взаимодействия детей, взрослых в процессе реализации проекта, в том числе и различные формы коммуникации (деловая, познавательная, личностная).
Все перечисленные качества, развитию которых способствует метод экологических проектов, в той или иной мере составляют основу социальной компетентности ребенка дошкольника.
Реализация проекта может осуществляться в игровой форме, включая детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами экологической среды.
Основные требования к использованию метода проектов в детском саду :
1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
2. Проект — это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.
3. Обязательные составляющие проекта — детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных экологических знаний на практике.
Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеразвивающим, комплексным программам и программам экологического направления.
Данный метод развивает индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширяет кругозор, улучшает образовательный процесс, создаёт положительную мотивацию к самообразованию. Темы проектов могут быть самыми разнообразными в зависимости от проблемы.
Практика показывает, что любую экологическую проблему можно решить с помощью проекта. Так мною за прошедший год были разработаны такие экологические проекты :
«В гости к деревьям», «Наши пернатые друзья», «Зеленые помощники»,а в этом году уже реализованы проекты, такие как: «Волшебница вода», «Чудесные превращения». Результаты совместной работы были представлены в виде создания экологических знаков природ охраняющего содержания, выпуска экологической газеты, выставок. К экологическим акциям были привлечены все участники педагогического процесса. Несомненно, подобная работа вызывает огромный интерес у детей и родителей, и обучение становится более качественным.
Новизна инновационного проекта :
Проектная деятельность представлена как личностно-ориентированная технология, которая может применяться в работе с воспитанниками практически в любой области, на моем примере «Экология».
в основе метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой, в данном случае экологической.
Формируются такие качества как : самостоятельность, активность, инициативность, креативность, лидерство в сборе информации, экспериментировании и применения полученных знаний, умений и навыков.
Заключение
Анализируя результаты проектов, я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других.
Метод проектов убедил меня, что экологически ориентированная деятельность дошкольников может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой.
В ходе работы дети приобретают знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяют привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей формируются навыки исследовательской деятельности, развивается познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.
Все это способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживания ко всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям, гуманного к природе обращения.
Я твердо убеждена, что любить, охранять и беречь можно только то, что хорошо знаешь и понимаешь. И в этом мне помогает метод проектов.