Лидия Попова
Особенности временных представлений у детей старшего возраста и методика их формирования
▼ Скачать + Заказать документы
Детям в дошкольном возрасте необходимо самим научиться ориентироваться во времени : определять, чувствовать его длительность измерять время.
Слово «время» происходит от древнерусского «веремя», что означает «вращение». Это понятие включает в себя длительность событий и явлений.
Понятие времени не дано ребенку изначально. Знания о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Освоение времени ребенком идет медленно и трудно.
Публикация «Особенности временных представлений у детей старшего возраста и методика их формирования» размещена в разделах
Перед воспитателями дошкольных учреждений встает проблема ознакомления детей с понятием времени – нематериальным явлением, воспринимаемым детьми при помощи наглядно-образного мышления.
Особенности временных представлений у детей старшего возраста и методика их формирования
Развитие представлений о времени у детей осуществляется двумя путями: на занятиях и через повседневную жизнь. Оба пути могут сочетаться друг с другом.
Значительная роль в освоении временных представлений детьми принадлежат педагогической работе в повседневной жизни. Полезно опираться на режим дня. Четкий распорядок в чередовании видов деятельности в течение дня служит ребенку надежной опорой в различении частей суток.
Кроме собственной деятельности ребенка в качестве ориентиров используются примеры из жизни других людей, а также природные явления, наблюдения за которыми способствуют распознаванию частей суток, сезонов. При этом обязательно учитываются семейные обстоятельства и местные условия: работа в ночное время родителей (не все люди ночью спят, географическое расположение места (белые ночи на севере) и т. д
Круг знаний и умений детей в данной области в каждой возрастной группе усложняется, уточняется. На их основе базируются новые знания, их практическое применение в разнообразной деятельности.
Последовательность обучения временным понятиям
Методика ознакомления с временными понятиями
Методы и приемы
Формы организации
Методика ознакомления с временными понятиями
Методы и приемы
Формы организации
Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста
Ознакомление с интервалами времени в 1, 3, 5, 10 минут
Этапы работы
Используемые материалы
Знакомство с длительностью 1,3,5,10 минут с использованием секундомера, песочных часов, часов – конструкторов для восприятия детьми длительности указанных интервалов
Обеспечение переживания длительности интервалов времени
Обучение выполнению работы в указанные интервалы времени, обучение измерению времени и оцениванию длительности деятельности, регулированию темпа ее выполнения
Определение окончания срока выполнения деятельности по песочным часам.
Оценивание по представлению длительности интервала времени в процессе деятельности.
Предварительное планирование объема деятельности на указанный отрезок времени на основе имеющихся представления о его длительности.
Песочные часы.
Секундомер.
Счетные палочки для выкладывания узоров.
Материалы к заданиям: разрезание бумаги и бумажных геометрических фигур, складывание узора, одевание и раздевание куклы.
Часы-конструктор с прозрачным корпусом.
Макеты часов.
Настоящие часы.
В результате формирования временных представлений дети должны :
• Иметь представления о частях суток, их названиях, последовательности;
• О порядке следования дней недели;
• О месяцах года и порядке их следования;
• О времени года, их характерных признаках.