Анна Иванова
Формирование у дошкольников потребности в игровой деятельности через развитие самостоятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни,
и оно должно воспитываться с раннего возраста. Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло. Тем более в руках у взрослых имеется лучший козырь - детская игра, то есть занятие, которое ребенок любит больше всего на свете.
Публикация «Формирование у дошкольников потребности в игровой деятельности через развитие самостоятельности» размещена в разделах
Игра занимает центральное, место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его деятельности. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого. Можно сказать, что игра - это метод познания действительности. Он направляется внутренними силами и позволяет ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. Известно к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Таким образом, в дошкольном возрасте игра является важнейшей самостоятельной деятельностью детей и имеет большое значение для их физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.
Самостоятельность в игре развивается непроизвольно. Ведь в игре ребенок предоставлен самому себе. Тут не нужны просьбы и указания взрослого. Дети сами знают, что делать с игрушками. А придумывая сцены и ситуации, дети незаметным для себя и других приобретают навыки самостоятельности.
Игры и приемы, направленные на развитие самостоятельности детей.
Картотека игр
1. «Правый - левый» (хитрая игра)
Если малыш еще путает правый и левый ботинки, помогите ему при помощи небольшой хитрости. Рисуем на ботинках два глазика, которые, если правильно их надеть, смотрят друг на друга. Возможны другие варианты. Два человечка, которые протягивают друг другу руки. Две половинки сердечка. Рыбка, хвост которой на одной стороне, а голова - на другой.
2. «Мышиные хвостики» (игра, которая облегчает завязывание шнурков)
Разучиваем вместе с малышом небольшие стихотворения и повторяйте их каждый раз, когда завязываете шнурки.
Запоминалка
Раз шнурок и два шнурок Перекресток. Узелок.
Вот поссорились концы, Разбежались молодцы,
Спинки сделали дугой - Вот один, а вот другой.
Помирились - повстречались И опять узлом связались.
3. «Веселая шнуровка» (игра)
Чтобы научить ребенка шнуровать ботинок, понадобится дырокол и плотная бумага или картон. Сделайте дыроколом отверстия, можно в произвольном порядке, можно в виде шнуровки на ботинках. Возьмите шнурок, плотную веревку или проволоку и покажите, как можно продевать ее через дырочки. А еще можно делать небольшие узоры.
Даже самые маленькие дети включаются в игру, в которой нужно провести червячка (шнурок) через картонное или деревянное яблочко.
4. «Научи меня» (прием)
Иногда малыш уже умеет все делать сам, но почему-то не хочет. Он говорит: «Не могу, не умею, сделай сама, помоги.» В такой ситуации мама вдруг становится очень-очень беспомощной: «Ой, что-то у меня не получается. А что теперь надеть? А как это делать? Может, ты поможешь? Научи меня». Если сыграть искренне, ребенку придется спасать ситуацию, и он почувствует себя очень важным и все умеющим.
5. Ролевые игры
Используя игрушки, разыгрываем следующие ситуации.
О зайце, который не умел есть. Каждый раз, когда он хотел съесть сладкую морковку, он звал маму, она выкапывала ее и кормила зайчика. Но однажды он был очень голодным, а мамы не было рядом. Пусть ребенок сам придумает, как справился зайчик. О пингвине, который не умел раздеваться. Все пингвины отправились плавать в море, а он стоял на берегу и не мог снять свой пингвиний фрак.
Также родители могут создать все условия для полноценного физического и психического развития детей, тщательно продумывать размещение игр, пособий, игрушек в игровой комнате. В кукольном уголке поставили мебель. Кукольные кроватки обшить комплектами постельного белья. На игрушечную кухню приобрести посуда: кастрюли, миски, чайная посуда, микроволновая печь с вращающейся камфоркой и подсветкой. Приобрести ванночку для купания кукол, наборы для стирки и глажения белья, телефон. Куклы одеты как девочки и мальчики. Выделить место в комнате для моторно-двигательных, спортивных и сюжетных игрушек.