Сагдеева Елена
Обрети крылья. Инклюзивное волонтерство как инструмент социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе проблема детей с ограниченными возможностями здоровья остается актуальной, т. к. количество таких детей непрерывно растет. Определяющим фактором развития личности ребенка является его самосознание – понимание себя как личности, своих качеств, отношения к себе окружающих и причин такого отношения. Самосознание непосредственно проявляется в самооценке, т. е. в том, как ребенок оценивает свои возможности и недостатки, свои достижения и неудачи. Самооценка личности ребенка, являясь регулятором поведения, напрямую оказывает влияние на его внутреннее состояние, на его деятельность, поведенческие реакции, взаимоотношения в коллективе. Неправильная самооценка ведет к большим личностным и коммуникационным проблемам.
Особую актуальность проблема самооценки приобретает, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Для таких детей самооценка определяет успешность их социальной интеграции, поэтому изучение особенностей ее формирования и коррекции имеет особое значение. Согласно исследованиям ученых, формирование самооценки детей с ОВЗ сильно отстает от нормы, отличается упрощенностью, противоречивостью, неустойчивостью.
Низкая самооценка детей является причиной конфликтов со сверстниками. Если дети не воспринимают себя положительно, им трудно испытывать такие же чувства по отношению к другим. А это мешает понимать точку зрения других и становится основой многих насильственных действий. У большинства детей с инвалидностью наблюдается снижение интереса к жизни и желания заниматься какой-либо деятельностью.
Поэтому очень важно повышать самооценку ребенка, менять его самосознание.
Инклюзивное волонтерство— это особое направление волонтерской деятельности, которое, с одной стороны, направлено на помощь людям с инвалидностью, а с другой — на их интеграцию в волонтерскую деятельность. Понятие «инклюзия» подразумевает, что в жизни общества участвуют самые разные люди, и ни один из них не должен чувствовать себя обделенным.
Люди с инвалидностью традиционно рассматриваются как получатели помощи, но не как добровольцы. Наш опыт подтверждает, что люди с инвалидностью хотят и могут помогать.
Цель: социализация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством инклюзивного волонтерства.
Задачи:
• Создание условий для раскрытия личностного потенциала детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
• Повышение уровня самооценки детей с ограниченными возможностями здоровья;
• Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в новые для них виды творческой деятельности и спорт;
• Создание инклюзивного пространства для взаимодействия детей и подростков с ОВЗ с молодыми инвалидами, достигшими каких-либо успехов в творческой деятельности и спорте;
• Пропагандирование инклюзивного волонтерства;
Целевая аудитория: дети-инвалиды и дети с ОВЗ от 6 до 18 лет, проживающие на территории Ульяновской области.
Срок реализации проекта: 2024г. -2025г.
Содержание проекта:
Дети с ограниченными возможностями здоровья, воспитанники РЦ «Восхождение», как правило, имеют заниженную самооценку. В связи с этим у детей возникают проблемы с коммуникацией, с социализацией. Помочь детям обрести уверенность в собственных силах, поверить в себя, приобрести новые увлечения призван социальный проект «Обрети крылья. Инклюзивное волонтерство как инструмент социализации детей-инвалидов». Проект объединил вокруг себя людей с тяжелыми формами инвалидности, не отчаявшихся, не закрывшихся внутри себя, не оставшихся наедине со своей бедой, а нашедших свое призвание в жизни. Инклюзивные волонтеры, участники проекта - это люди не с ограниченными возможностями, а люди безграничных возможностей, люди с огромной жаждой жизни, пример неимоверной силы воли и мужества, люди, вдохновляющие жить ярко и насыщенно, несмотря ни на какие обстоятельства.
В РЦ «Восхождение» регулярно проводятся встречи с инклюзивными волонтерами, рассказывающими детям о своей жизни, своих увлечениях, о пути к успеху. Среди инклюзивных волонтеров РЦ «Восхождение» талантливая молодая художница с аномалией развития верхних конечностей (отсутствием обеих рук), рисующая картины ногами; паралимпийская чемпионка России по плаванию и легкой атлетике; незрячий молодой человек, профессионально увлекающийся бисероплетением; незрячий дзюдоист. История каждого из волонтеров уникальна и достойна восхищения. Каждый из них – пример для подражания.
Инклюзивные волонтеры проводят для детей, участников проекта, мастер-классы, спортивные мероприятия, творческие встречи. Пообщавшись с волонтерами, у детей с ограниченными возможностями здоровья появляется вера в себя, в собственные силы, пробуждается чувство любви к жизни и словно вырастают крылья за спиной.
Для многих воспитанников мастер-классы, проведенные инклюзивными волонтерами становятся началом серьезного увлечения.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный. Психологическая диагностика самооценки воспитанников, выявление детей с заниженной самооценкой. Документальное и методическое обеспечение реализации проекта.
2. Основной этап реализации практики: проведение мероприятий с целевой аудиторией (творческие встречи, мастер-классы, спортивные мероприятия). Сбор информации, наблюдение, сбор обратной связи.
3. Заключительный этап. Анализ обратной связи, результатов реализации проекта. Проведение мероприятий по оценке результативности и эффективности реализации проекта.
Результаты:
• Дети, участники проекта, приобрели новые увлечения в творчестве и спорте;
• У детей целевой группы повысилась самооценка, дети обрели уверенность в себе, поверили в собственные силы;
•Дети целевой группы по примеру инклюзивных волонтеров решили заняться волонтерской деятельностью