Людмила Кочетова
Формирование у дошкольников интереса к познавательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Обследование познавательной активности детей.
В тематической проверке «Формирование интереса у дошкольников к познавательной деятельности» обследовалась познавательная активность детей. Дети наблюдались на прогулке, на занятиях, в свободное от НОД время. Наблюдения показали, что в основном дети активны, пытливы, любознательны. Но есть застенчивые дети, которые не проявляют активность и пытливость, с которыми надо работать индивидуально, заинтересовывать их исследовательской деятельностью, опытнической работой.
Публикация «Формирование у дошкольников интереса к познавательной деятельности» размещена в разделах
Хорошие результаты познавательного развития продемонстрировали дети старшей и подготовительной к школе групп в интеллектуально - развлекательной игре «Волшебный квадрат». Много было выполнено логических заданий, математических задач за короткий период времени.
Оценка
профессиональных умений воспитателей.
Проанализировано 9 самообразований.
У каждого педагога имеется свой план по самообразованию, в котором ведется колонка об исполнении каждого запланированного пункта.
Так же был проанализирован психологический климат на занятиях. В основном у педагогов демократический стиль воспитания, но иногда присутствует и авторитарный, от которого предстоит избавиться. К детям педагоги доброжелательны, но в то же время требовательны.
Тест на определение характера взаимодействия воспитателя с детьми показал, что идеи гуманизации педагогического процесса реализуются на практике. Всем педагогам (100%) присуще стимулирование самостоятельности, ответственности, активного самовосприятия и умственного развития детей.
Карта анализа проф. мастерства взаимодействия воспитателя с детьми.
Вывод: Педагогам дошкольных групп чаще вводить проблемные ситуации как в процессе НОД, так и в свободное время дошкольников. Каждая НОД должна быть мотивирована.
Создание условий.
Анализ предметно - развивающей среды в группах показал: в группах созданы условия для развития познавательных интересов. В каждой группе имеется экспериментальные зоны, в которых собран материал для опытов.
Созданы картотеки опытов по возрастам. Но нет магнитов с разными полюсами, увеличительных луп недостаточно.
В методкабинете имеется соответствующая литература.
Вывод: Сделать экспериментальные зоны действующими, доступными для детей.
Система планирования работы с детьми
Система планирования работы с детьми по развитию познавательной деятельности предполагает присутствие в плане индивидуальных, подгрупповых дидактических игр, экспериментов, опытов и пр. Реализация темы должна проходить через режимные моменты, через работу с родителями.
В планах работа не всегда отражается. Проведена работа по данной теме.
Вывод: при планировании необходимо учитывать годовые задачи ДОУ, чтобы прослеживалась система в планировании и не было упущений в работе.
Работа с родителями по данной теме недостаточно отражается в планировании.
Работа с родителями.
За данный период все группы работали с родителями по вопросу развития познавательных интересов. Ясельная группа: папка - раскладушка для родителей: «Почемучки». Средняя группа организовала фотовыставку: «Первые опыты», предложили для знакомства каталог опытов по экспериментальной работе. Младшая группа выставила консультацию «Все дело в крышке», памятку для родителей «Игра с песком - полезное занятие», старшая группа - консультацию: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». Подготовительная к школе группа – папку - передвижку по экспериментам.
Вывод: Работа с родителями активно проводится.
Вывод по тематическому контролю
Проведенный тематический контроль показал, что работа по развитию познавательных интересов актуальна, и она в ДОУ решается через организованные формы деятельности, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок.
В группах созданы условия для развития познавательных интересов : дидактические игры, экспериментальные зоны, загадки, логические игры и т. д. Накоплен иллюстративный наглядный материал.
Необходимо: обратить внимание на систему планирования работы с детьми и родителями в группах; продолжить обмен опытом между педагогами.
1. Продолжать пополнять центры занимательной математики развивающими играми, создать доступную насыщенную предметно-пространственную среду для развития познавательного интереса у детей.
2. Для обеспечения устойчивых познавательных интересов у детей на НОД необходимо соблюдать следующие педагогические условия: включение занимательности в содержание НОД и режимные моменты; создавать
проблемно-поисковые ситуации; использовать этапы анализа, открытости, разные формы организации детей (по 2, 3, 4)
3. Познакомить родителей на родительских собраниях с новыми развивающими играми.