Елена Романова
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 156»
Тема проекта:
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре»
Воспитатель старшей группы Романова Е. В.
Нижний Новгород 2018 год
Актуальность проекта
Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Народная культура донесла до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты современной массовой культурой. Культура каждого народа не застывшее «музейное», а яркое и живое явление, которое должно развиваться и включаться в современную жизнь подрастающих поколений.
Актуальность темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа и народов, населяющих Россию.
Цель проекта: формирование устойчивой социальной позиции воспитанников; формирование основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией; воспитание любови и привязанности к своей семье, уважение к ее традициям, развитие семейного досуга; пробуждение интереса воспитанников к русскому устному народному творчеству, поэтическому мышлению, духовному и творческому воспитанию подрастающего поколения; воспитание доброжелательного отношения воспитанников к окружающему миру, природе; воспитание эмоциональной отзывчивости.
Задачи проекта:
-приобщение воспитанников к русской народной культуре;
-формирование представлений о быте, ремесле и творчестве;
-приобщение воспитанников к обогащению активного словаря; развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
-приобщение воспитанников к искусству, как к виду творческой деятельности людей (изобразительное искусство, литература, музыка, театр, кино);
-формирование интереса и любви к чтению русских народных сказок, знакомства с историей народных сказок и ее жанрами;
-формирование навыков умения и желания слушать художественные произведения, следить за развитием действий, пересказывать и обыгрывать русские народные сказки методом наглядного моделирования;
-формирование навыков восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
-создание возможности для родителей стать непосредственными участниками образовательного процесса;
-приобщение к совместному творчеству родителей и воспитанников;
создание благоприятного эмоционального настроения.
Народное искусство изначально связано с трудовой деятельность человека. Развивается на основе традиций и преемственности.
Народное искусство хранит вековые традиции передаваемые из поколения в поколение.
Малые жанры устного народного творчества
Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей.
Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки, рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу
Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку
Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облачённая в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Поговорка — фраза, отражающая какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.
Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.
Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.
Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.
Фольклор — устное словесное и музыкальное народное творчество.
Под устным понимается художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос, народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы, театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол, танец. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).
Развитие речи детей средствами устного народного творчества (фольклора)
Устное народное творчество обладает удивительной способностью побуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, приобщается к культуре своего народа.
-изучение литературы;
-показ кукольного театра;
-знакомство и обыгрывание потешек;
-показ сказок и т. д.
Художественно-эстетическое развитие
Основная цель проекта – способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию русского народа, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры, для чего они должны знать жизнь и быт русского народа, его характер, нравственные ценности, традиции, особенности материальной и культурной среды.
Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
Знакомясь с устным народным творчеством (прибаутки, небылицы, скороговорки, потешки, загадки, у детей формируются музыкальные, творческие и речевые навыки. Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение детей игре на народных музыкальных инструментах развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем.
Познавательное развитие
Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития познавательной активности детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их несложности, мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
«Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, - словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности невозможно». Устное народное творчество - богатейший источник познавательного и нравственного развития ребенка.
Социально- коммуникативное развитие
Искусство передает информацию из поколения в поколение, от человека к человеку. Своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка призвана служить познанию юными гражданами традиций и обычаев своего народа, развивать их мировоззрение, воспитывать в них высокие нравственные принципы и прививать тонкий эстетический вкус.
Воспитанники:
познавательное развитие; обогащение активного словаря;
расширение кругозора;
развитие свободного общения со взрослыми, сверстниками;
приобщение воспитанников к русской народной культуре, творчеству, ремеслу, к искусству;
формирование представлений о совместном досуге (чтению любимых сказок, играм, творческой деятельности и т. д.).
Родители:
установление доверительных и партнёрских отношений между ДО и родителями;
донесение до них понимания о значимости совместного времяпровождения с детьми, о способах провождения (игры, творческая деятельность, трудовая деятельность);
возможность узнать о склонностях и предпочтениях своего ребенка.
Воспитатели:
развитие отношений, поиск и реализация новых совместных проектов.