Елена Шевелева
Формирование у детей представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессией людей
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов.
«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим»
В. А Сухомлинский
Дошкольный возраст – это период когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому он наиболее благоприятен для приобщения детей к труду. Главная задача взрослых – это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему.
Публикация «Формирование у детей представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессией людей» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться, стремление и умение практически участвовать в построении общества;
Главная цель трудового воспитания дошкольника — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.
Цель: - знакомить с представителями тех или иных профессий, спецификой их работы; выполняемыми ими трудовыми операциями, орудиями труда, специальной техникой.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга.
Задачи трудового воспитания могут воплощаться в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и в кругу семьи. ДОУ играет важную роль в общем развитии ребенка.
Осуществление задач трудового воспитания дошкольника, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду», возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия на детей. Каковы же эти условия?
Систематическое включение каждого ребенка в труд
Учет нагрузки на ребенка.
Подбор оборудования для труда..
Создание в группе трудовой атмосферы.
Виды труда
Самообслуживание. Самообслуживание- это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя.
Хозяйственно-бытовой труд. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым в организации режимных моментов.
Труд в природе. Труд в природе- уход за растениями, обитателями живого уголка, выращивание овощей на огороде, растений в уголке природы и в цветниках.
Ручной труд Приучать использовать в самостоятельной деятельности навыки работы с природным материалом, бумагой, картоном, приобретенные на занятиях.
Привлекать детей к участию в изготовлении пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробочки, счетный материал и пр., в ремонте книг, настольно-печатных игр
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах : в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.
Поручения — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта
Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовать различные виды деятельности, подчиненные одной цели – ознакомление с той или иной профессией
Цель: - знакомить с представителями тех или иных профессий, спецификой их работы; выполняемыми ими трудовыми операциями, орудиями труда, специальной техникой
Что необходимо знать дошкольнику о профессии?
Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по алгоритмам : название профессии – место работы — условия труда — инструменты для работы — выполняемые трудовые операции — результат труда.
Знакомя ребенка с любой профессией, полезно придерживаться определенной системы, формируя знания :
- о названии профессии (кто варит обед, строит дом);
- о месте работы (где работает повар, строитель);
- о материале для труда (что нужно для работы повару, строителю);
- об орудиях труда (чем, с помощью чего работает повар, строитель);
- о трудовых действиях (что делает повар, строитель);
- о результатах труда (что получается в результате работы повара, строителя);
- о пользе труда для общества (для кого варит обед повар, строит дома строитель).
Усвоив под руководством взрослого знания о двух-трёх профессиях, ребенок начинает использовать эти знания при знакомстве с другими профессиями.
Наиболее действенные способы ознакомления с трудом взрослых – наблюдения за трудовым процессом, экскурсии, беседы и встречи с представителями профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Однако наглядное восприятие требует интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.
Чтобы познакомить детей с профессией пожарного, мы посетили пожарную часть в нашем городе.
Задачи :
Познакомить детей с профессией пожарного.
Углублять и расширять знания детей о работе пожарных по охране и жизни людей, о технике помогающей тушить пожар;
Систематизировать знания детей о причинах, возникновения пожаров;
Учить детей правильно вести себя во время пожара, вовремя распознать опасность, принимать меры предосторожности;
Воспитывать уважение и интерес к профессии пожарного, формировать негативное отношение к нарушителям правил пожарной безопасности.
Специалист по работе рассказала о том, как вести себя в случае пожара и как не допустить его возникновения. Ребятам показали предметы боевой одежды, пожарно-спасательный инвентарь, разрешили свернуть и развернуть рукава. Дали примерить пожарную каску. В ангарах экскурсантов ожидала спецтехника. Особого внимания удостоилась 50-метровая пожарная автолестница.
Идё т работа над активизация словаря: пожарный, пожарная часть, боец, огнетушитель, пожарный рукав, брандспойт, каска, комбинезон из огнеупорного материала, противогаз, лестница, лом, багор.
Экскурсия в библиотеку
Цель была реализована через решение ряда задач:
вызвать у дошкольников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.
Во время экскурсии детям рассказали, что зал, в котором можно почитать книги, называется читальным. Здесь уютно, тихо и спокойно. В этом зале много не только книг, а журналов и газет. Ребята приходят сюда почитать книги, посмотреть журналы, поиграть в игры.
Зал, в котором выдают книги на дом, называется абонентным. Выдает книги читателям библиотекарь. Все книги стоят на стеллажах. Выбранную из огромного разнообразия книгу, можно взять только после записи в формуляр читателя. После прочтения книга должна быть возвращена в нужный срок в целости и сохранности.
Узнали, в чем состоит работа библиотекаря: выдает книги, общается с читателями – отвечает на их вопросы, советует, какую книгу прочесть.
Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе.
Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.
«Все профессии важны, все профессии нужны»
Формирование правильного отношения к труду окружающих и к собственному труду имеет важное значение для развития нравственных качеств личности ребенка. Под влиянием знакомства с трудом взрослых ребенок усваивает общественную значимость труда, а при правильной организации воспитательной работы его собственный труд начинает определяться общественными мотивами. Сложившееся в детском возрасте правильное отношение к труду позднее сказывается на всей учебной и трудовой жизни человека.