Баулина Наталья
Формирование творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда»
Готовность, к какой либо деятельности – это главное условие её продуктивности. Потребности – источник творческой активности личности. Потребность в творчестве – показатель высокого уровня развития личности. Удовлетворяя свои творческие потребности, человек в практической деятельности на основе внутренней готовности к ней реализует свои цели.
Публикация «Формирование творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда» размещена в разделах
Внутренняя готовность к творчеству проявляется так же в особенностях и уровнях развития высших психических процессов, связанных с мышлением. Внешняя готовность выражается в самостоятельной реализации собственных возможностей в деятельности.
Детское творчество уникально по своей природе, но и по образовательному воздействию на внутренний мир ребенка. В нем содержатся важные предпосылки, которые позволяют дошкольнику самостоятельно выходить за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый и оригинальный продукт - модель, рисунок, сказку, игрушку и т. п. Старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития творческих задатков и способностей ребенка. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда является актуальным и в связи с тем, что в процессе ручного труда создаются условия для развития склада мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования познавательных и художественно-конструктивных способностей детей.
В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям, развивается их мелкая моторика. Труд по изготовлению различных предметов для игры и быта, вначале планомерно направляемый педагогом, а затем осуществляемый ребенком самостоятельно, имеет воспитательное значение и в том, что у детей развивается умение ставить цель, настойчивость в её достижении, справляться с трудностями. Дети учатся намечать пути осуществления поставленной цели, продумывать последовательность действий, способы обработки материала, соединения его частей. Занятия ручного творчества предполагают не просто овладение ребенком технической стороной творчества, но и осознание ребенком его деятельности. А каждый вид деятельности формирует свой тип отношений к действительности: так познавательная – детерминирует гностическое отношение к миру; преобразовательная – порождает творческое отношение к предметной среде и людям; ценностно-ориентационная – направляет сознание ребенка к уважению гуманистических основ жизни в структуре эмоционально-ценностных отношений.
В творческой деятельности ребенка выделяют следующие три этапа:
Первый этап – возникновения замысла его оформление, тема замысла может быть разнообразной, ребенок может сам придумать, а может воспользоваться помощью воспитателя.
Второй этап - создания продукта, На данном этапе ребенок включает все свою фантазию и воплощает свой замысел, это может быть все что угодно, но если это происходит на занятие то ребенок должен руководствоваться поставленной задачи воспитателя. Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, техниками, специфичными для рисования, лепки, аппликации, ручного труда.
Третий этап - анализ результатов - это логическое продолжение и завершение. Ребенок смотря на свой продукт анализирует что у него получила, то что он задумал или получилась что-то иное. Ребенок должен принимать активное участие в своем анализе, он должен понимать получилась у него задумка или нет.
Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений и т. д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей дошкольного возраста. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребенку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт. Следует отметить, что система развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда, является исключительной возможностью развивающих, творческих занятий ручным трудом в педагогической работе с дошкольниками. Позволяет развить способности воспитанников к созданию оригинального изделия. При создании, которого самостоятельно применены усвоенные знания, умения и навыки, проявляя индивидуальность и развивая детскую фантазию и воображение.